Роль физического воспитания в развитии детей школьного возраста

Значение физической культурыв школьный период жизни че­ловека заключается в создании фундамента для всестороннего фи­зического развития, укрепления здоровья, формирования разно­образных двигательных умений и навыков.

Физическая культура –органическая часть культуры общества и личности; рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовке к жизненной практике.

Все это приводит к воз­никновению объективных предпосылок для гармонического разви­тия личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически невозможно. Вы­явлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные физичес­кие способности и функциональные возможности можно эффек­тивно повысить именно в школьном возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем физическим качествам человека.

Сенситивный период –возрастной период, наиболее чувствительный для воздействий, характеризующийся оптимальными возможностями для ускоренного развития какой-либо стороны психики или психомоторики (памяти, мышления, двигательных навыков, физических качеств и др.), а также обучения и воспитания.

Позднее развить те или иные качества удается с трудом. Кроме того, школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям инавыкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.

Двигательное умение – усвоенный человеком способ выполнения двигательных действий под контролем сознания, не доведенных до автоматизма (навыка).

Двигательный навык – выполнение двигательного действия автоматизировано, т.е. при минимальном контроле со стороны сознания за основами спортивной техники.

В школьном возрасте достигается определенный уровень физи­ческой и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учеб­ных дисциплин и физкультурных программ обучения.

Рациональное использование досуга, в котором элементы физической культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепровождения, позволяет исключить негатив­ные проявления ряда антисоциальных поступков (хулиганство, употребление наркотиков, алкоголя и т.п.).

И, наконец, физкультурная активность в период бурного развития организма существенно облегчает решение общевоспита­тельных задач (нравственных, трудовых, эстетических).

Направленное использование физической культуры в воспитании детей и молодежи школьного возраста предусматривает решение следующих задач.

1. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию: формирование правильной осанки, развитие различных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной систе­мы, активизация обменных процессов.

Физическое развитие – процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств организма и основанных на них физических качествах и способностей.

Осанка – привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении; формируется в процессе роста, развития и воспитания.

Физические качества – двигательные способности человека: силовые, скоростные, коорди­национные, выносливость и гибкость.

В младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на всестороннее разви­тие физических качеств, однако акценты делаются на воспитание координационных способностей, а также быстроты движений. В сред­нем школьном возрасте большое внимание уделяется воспитанию скоростных способностей во всех ее формах, а также добавляется скоростно-силовая подготовка, не связанная с предельными на­пряжениями силового компонента. В старшем школьном возрасте целесообразно проводить работу по воспитанию скоростно-силовых и собственно силовых качеств, а также общей и анаэробной выносливости.

Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. При любой возможности физкультурные занятия, в том числе и уроки физкультуры, целесообразно проводить на свежем воздухе, а не в зале.

Повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков. Эти задачи требуют, чтобы школьники еже­дневно выполняли физические упражнения, принимали водные, воздушные, солнечные процедуры, соблюдали режимы учебы и отдыха, сна, полноценного питания. Особенно это относится к младшему и среднему школьному возрасту, так как именно в этот период осуществляется наиболее интенсивное развитие всех сис­тем и функций организма.

Формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков. У школьников необходимо формировать следующие пять групп двигательных умений и навыков: 1) умения и навыки, с помощью которых человек перемещает себя в пространстве (ходьба, бег, пла­вание, ходьба на лыжах); 2) навыки управления статическими позами и положениями тела при передвижениях (стойки, исход­ные положения, различные позы, строевые упражнения и т.д.); 3) умения и навыки выполнять различные движения с предметами (мячи, скакалки, ленты, гантели, палки); 4) навыки уп­равления движениями рук и ног в сочетании с движениями в других звеньях тела (кувырки, перевороты, подъемы, висы, упо­ры, равновесия); 5) умения выполнять комплексные движения для преодоления искусственных препятствий (прыжки опор­ные, лазание, прыжки в длину и высоту).

Формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта. Учащиеся должны знать: 1) условия и правила выполнения физических упражнений; 2) влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма; 3) правила самостоятельной тренировки двигательных способностей; 4) основ­ные приемы самоконтроля во время занятий физическими упраж­нениями; 5) роль физической культуры в семье и т.д.

Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в це­лях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Решение данной задачи в деятельности педагога по физической культуре и спорту предусматривает создание не­обходимых предпосылок к самостоятельным физкультурным занятиям учащихся, а это обусловливает необходимость: повыше­ния физкультурной грамотности школьников; стимулирования по­ложительной мотивации к физической культуре; формирования основ правильной техники выполнения жизненно важных двига­тельных умений и навыков; формирования организационно-ме­тодических умений, дающих возможность правильно построить школьнику свое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку, применять адекватный метод воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль и т.д.

Воспитание личностных качеств (эстетических, нравствен­ных и т.д.), содействие развитию психических процессов.

Перечисленные задачи представлены в официальных докумен­тах, регламентирующих физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях (школа, училище, лицей, колледж). Они играют роль ориентировочных установок для всех сторон направленного использования физической культуры в период школьного возраста. Однако для различных учебных заведений в зависимости от возраста и форм использования физической культуры они должны быть конкретизированы. Такая конкретизация частично представлена в официальных документах, в программах обязательных курсов, программах секционных занятий коллективов физической культуры и ДЮСШ.

Основные средства физического воспитания представлены в программах образовательных учреждений. Большое разнообразие физических упражнений предусматривает их использование с учетом тех основных положений, которые отражены в общих принципах отечественной системы физического воспитания.

Принцип всестороннего развития личностипредусматривает применение таких средств, которые обеспечивают эффект наи­большего всестороннего физического развития (пропорциональ­ное развитие всех частей тела, основных мышечных групп и фи­зических качеств).

Принцип связи физического воспитания с трудовой и военной прак­тикойориентирует на использование в физическом воспитании детей школьного возраста таких средств, которые наиболее эф­фективно готовят их к предстоящей трудовой и военной деятель­ности. К ним относятся прежде всего жизненно важные, осо­бенно прикладные упражнения.

Принцип оздоровительной направленностипредусматривает применение средств, обладающихнаибольшей оздоровительной, гигиенической и профилактической полезностью, т.е. эффектив­ных для укрепления здоровья и обеспечения нормального функ­ционирования всех систем организма. Такими средствами являют­ся прежде всего циклические упражнения, а также оздоровитель­ные силы природы и гигиенические факторы.

Циклическое упражнение – упражнение, состоящее из движений, непрерывно повторяющихсяв течение определенного периода времени (ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, гребля).

Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения,потому что они позволяют формировать жизненно важные умения и навыки, развивать физические спо­собности, повышать адаптивные свойства организма, восстанав­ливать ранее утраченные его функции.

Физическое упражнение – действие, выполняемое для приобретения и усовершенствования каких-либо физических качеств, умений и двигательных навыков.

В практике физического воспитания широко используются физические упражнения из сле­дующих разделов школьной программы.

Гимнастика. Основная гимнастика в наибольшей степени обеспечивает общую физическуюподготовку, а также является школой двигательной культуры, так как формирует у детей способность управлять своими движениями координировано, точно, красиво. Большое разнообразие упражнений, отнесенных к основной гимнастике, позволяет успешно решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи. Любое упражнение гимнастики можно легко дозировать по основным параметрам нагрузки (объему, интенсивности, интервалам отдыха). Поэтому она обладает большими педагогическими возможностями.

Легкая атлетика. Арсенал основных средств из раздела легкой атлетики составляют самые распространенные и жизненно важные упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Средства легкой атлетики являются великолепным, всесторонне развивающим фактором, так как с их помощью можно совершенствовать все физические качества, многие функции организма, прежде всего, сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Кроме того, легкоатлетические упражнения легко поддаются точной дозировке нагрузки.

Ходьба на лыжах. Этот вид двигательной деятельности явля­ется очень эффективным прикладным, развивающим и оздорови­тельным средством физического воспитания. При ходьбе на лыжах работают буквально все мышечные группы и системы орга­низма – функционируют сердце, кровообращение, дыхание. Физическая нагрузка легко дозируется по объему и интенсивности. Поэтому не случайно лыжная подготовка включена в программы физического воспитания образовательных учреждений.

Плавание. Одним из видов физических упражнений, имею­щих широкое воздействие на организм человека благодаря нео­бычной внешней среде – воде, – является плавание. Во время пла­вания человек находится в горизонтальном положении и в состо­янии невесомости, что позволяет разгрузить позвоночник, рас­слабить многие мышцы и ощутить легкость движений. Одновре­менно в непрерывно чередующиеся гребковые движения вовлека­ются почти все мышцы тела человека, многие из которых в обыч­ных условиях практически бездействуют. Такая всесторонняя мы­шечная нагрузка активизирует жизнедеятельность различных ор­ганов человека и обменные процессы в его организме. Плавание является замечательным средством тренировки дыхания.

Во время плавания поток необычных раздражителей устремля­ется к мозгу, снимает физическое и нервное напряжение, способ­ствует восстановлению сил, придает заряд бодрости и энергии.

Вода обычно имеет более низкую температуру, чем тело человека. Поэтому она оказывает закаливающее воздействие на организм.

Игры. Характерной чертой игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, бросков, пе­редач и ловли мяча, сопротивления и др.). Двигательные действия направляются на преодоление различных трудностей и препят­ствий, встающих на пути достижения цели игры. Кроме того, в играх закрепляются и совершенствуются естественные движения и отдельные умения и навыки, которые приобретены на занятиях по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовки и т.д.

Педагогическая ценность игр заключается в том, что они оказывают комплексное воздействие на все физические и духов­ные функции человека одновременно.

Недостаток игры как средства и метода физического воспита­ния состоит только в том, что физическая нагрузка в игре не под­дается точной и индивидуальной дозировке, как это имеет место в гимнастике, легкой атлетике и т.д. Поэтому игры должны под­бираться с учетом физической подготовленности и двигательного опыта учащихся.

Важными средствами физического воспитания, позволяющи­ми оптимизировать воздействия физических упражнений на орга­низм человека, являются естественные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы, которые используются в единстве с физическими упражнениями.

Закаливание солнцем, воздухом, водой оказывает благоприят­ное влияние на физическое развитие, здоровье, общую работо­способность растущего организма. Среди гигиенических факто­ров, содействующих укреплению здоровья, стимулирующих развитие адаптивных свойств организ­ма, выделяют: оптимальное чередование различных видов дея­тельности (учения, труда, физической культуры, отдыха, режи­мов сна, питания); соблюдение правил личной и общественной гигиены (уход за своим телом, санитарно-гигиеническое состоя­ние мест занятий, инвентаря и т.д.).

Источник: iamtiptop.ru