АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ОТДЫХА

Бондар Т.С. 1. Ротерс Т.Т. 2

1 Коммунальное учреждение "Харьковская гуманитарно-педагогическая академия"

Харьковского областного совета

2 Государственное учреждение

"Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко"

Аннотация. Рассмотрены актуальные направления исследований физического воспитания подростков в детских учреждениях оздоровления и отдыха. Установлено, что не существует четких научных представлений относительно физического воспитания подростков в условиях детских учреждений оздоровления и отдыха. Также не определены критерии эффективности физического воспитания в условиях оздоровительно-воспитательного процесса детских заведений оздоровления и отдыха. Выделены особенности самоорганизации и самовоспитания детских коллективов в контексте физического воспитания.

Ключевые слова: дети, учреждения, оздоровление, отдых, физическое воспитание, подростки.

Анотацiя. Бондар Т.С. Ротерс Т.Т. Актуальнi проблеми фiзичного виховання пiдлiткiв в дитячих установах оздоровлення i вiдпочинку. Розглянуто актуальнi напрями дослiджень фiзичного виховання пiдлiткiв в дитячих установах оздоровлення i вiдпочинку. Встановлено, що не iснуе чiтких наукових уявлень щодо фiзичного виховання пiдлiткiв в умовах дитячих установ оздоровлення i вiдпочинку. Також не визначенi критерii ефективностi фiзичного виховання в умовах оздоровчо-виховного процесу дитячих закладiв оздоровлення i вiдпочинку. Видiленi особливостi самоорганiзацii i самовиховання дитячих колективiв в контекстi фiзичного виховання.

Ключовi слова: дiти, установи, оздоровлення, вiдпочинок, фiзичне виховання, пiдлiтки.

Annotation. Bondar T.S. Roters T.T. The issue of the day of physical education of teenagers in children' establishments of making healthy and rest. Directions of researches of physical education of teenagers in child's establishments of making healthy and rest are considered. It is set that does not exist clear scientific presentations in relation to physical education of teenagers in the conditions of child's establishments of making healthy and rest. Also the criteria of efficiency of physical education are not certain in the conditions of health-improvement-educate process of child's establishments of making healthy and rest. The features of self-organization and self-education of child's collectives in the context of physical education are selected.

Keywords: children, establishments, sanitation, rest, physical education, teenagers.

Введение.

Современный этап развития украинского общества характеризуется повышенным вниманием со стороны государства к проблематике укрепления и сохранения здоровья детей и молодежи. Наибольшей критики со стороны общественности подвергаются общеобразовательные учебные заведения и система физического воспитания, как такие, что действуют малоэффективно в направлении формирования здоровья школьников: перегружаются учебные планы (Е. Комаровский, 2007; С. Римша, 2010; Н. Смолко, 2010; Д. Смолко, 2010; Г. Струковская, 1986; В. Тополянский, 1986), снижается мотивация детей к занятиям физическими упражнениями и уровень их двигательной активности (Г. Безверхня, 2006, 2010; В. Мурза, 1991; Т. Круцевич, 2010; А. Федоров, 2009 и др.). В следствие чего, на протяжении учебы в школе, у учеников возрастают показатели заболеваемости с 20% до 80-90 %. (Г. Баранова, 2009; Г. Булатова, 2004; С. Гарькавый, 2009; В. Платонов, 2006; Л. Стасюк, 2009 и др.) [4].

Анализ специальной научно-методической литературы свидетельствует, что специалистами физического воспитания предлагается несколько путей преодоления изложенных кризисных явлений. Первый путь заключается во внедрении в практику школ спортивно-ориентированного физического воспитания (В. Бальсевич, 2002, 2003; Л. Лубишева, 2001, 2006, 2008 и др.). Его суть заключается в обеспечении школьников свободой выбора вариантов занятий, режимов их интенсивности, планирования результативности, а также возможности беспрепятственного изменения вида физкультурной или спортивной деятельности на основе информированности о своих индивидуальных физических способностях и потенциальных возможностях их развития [4].

Другой путь сводится к формированию у школьников личностной физической культуры (Л. Быховская, 2006; Т. Бондарь, 2009, Г. Визитей, 1989; Л. Матвеев, 2005; Ю. Николаев, 2003; Т. Ротерс, 2002, 2010; В. Столяров, 2006; В. Сутула, 2009, 2010; Б. Шиян, 2006, 2010 и др.). В основе этого подхода лежит формирование у учеников на разных этапах учебы в школе потребности в здоровом, физически активном образе жизни.

Отмечаем, что и первый, и второй пути реформирования системы школьного физического воспитания сводятся к овладению учениками ценностным потенциалом физической культуры (Г. Виленский, 2007; Т. Скобликова, 2000), а именно физическими (здоровье, телосложение, двигательные качества, умения, навыки, способность преодолевать физические нагрузки, высокая подвижность, стремление к совершенствованию и др.); социально-психологическими (активный отдых, развлечения, удовольствия; формирование трудолюбия, навыков поведения в коллективе, общения; понятие обязанности, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализации, стремление победы, дань традициям и др.); психическими (эмоциональные переживания, скорость мышления, творческие задатки, воображение, черты характера, свойства и качеств личности и др.); культурными (познания, самоутверждения, самовыражения, чувство собственного достоинства, эстетичные и этические качества, авторитет и др.); материально-техническими ценностями.

Однако отмечаем, что сформировать у учеников указанный ценностный потенциал лишь за счет усилий школьных педагогов является заданием колоссальным и практически невыполнимым. В этом виденье приобретают актуальность воспитательные и организационные возможности внешкольных учреждений, в частности детских учреждений оздоровления и отдыха [1-3, 5].

Исследование выполнено в рамках планов научно-исследовательских работ Института физического воспитания и спорта Государственного учреждения "Луганский Национальный университет им. Тараса Шевченко", коммунального учреждения "Харьковская гуманитарно-педагогическая академия" Харьковского областного совета и Сводного плана научно-исследовательской работы в сфере физической культуры и спорта на 2011-2015 гг. по теме 1.3 -" Парадигма здорового образа жизни в дискурсах физического воспитания и спорта. Номер государственной регистрации: 0111U001716.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы - путем анализа и синтеза материалов специальной научно-методической литературы и документов, определить актуальные требующие изучения проблемы физического воспитания подростков в детских учреждениях оздоровления и отдыха.

Результаты исследований.

Одной из мощнейших составляющих системы воспитания подростков и формирования их здоровья, являются внешкольные учебные учреждения, в частности детские учреждения оздоровления и отдыха (Закон Украины " Об оздоровлении и отдыхе детей"от 04.09.2008 № 375-VI). Так, в летний период в стране функционирует до 17300 таких учреждения, в которых, по данным Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины, ежегодно обеспечиваются отдыхом 2 млн. 300 тыс. детей школьного возраста - около 55 % от их общего количества. Кроме того, за смену в детских учреждения оздоровления и отдыха (ДУОО) подростки общаются с педагогом на протяжении 350-440 часов. Для сравнения, на протяжении учебного года объем общения учащихся с классным руководителем составляет 350-420 часов. Следовательно, по интенсивности, воспитательный процесс в ДУОО приравнивается учебному году в общеобразовательных учебных учреждениях (Н. Добрецова).

Выполнение заданий, возложенных государством на ДУОО, обеспечиваются тремя взаимосвязанными направлениями оздоровительно-воспитательного процесса: организация отдыха (комплекс специальных мероприятий социального, воспитательного, медицинского, гигиенического, спортивного характера, которые обеспечивают на протяжении смены организацию досуга детей, восстановление физических и психических функций детского организма, содействуют развитию духовности и социальной активности детей); организация оздоровления (комплекс специальных мероприятий социального, воспитательного, медицинского, гигиенического, спортивного характера, направленных на улучшение и укрепление физического и психологического состояния здоровья детей, что осуществляется на протяжении оздоровительной смены); воспитание личности (привлечение детей к разным видам деятельности: познавательной, трудовой, игровой, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, экологической и т.п.; создание позитивной среды содействующей самоутверждению, самореализации личности, раскрытию собственных талантов, приобретению жизненного опыта, разрушению негативных стереотипов) (Методические рекомендации относительно организации оздоровления детей и проведения воспитательной работы в детских учреждениях оздоровления и отдыха (лист МОНМСУ от 01.06.2010 № 1/9-384)).

Анализ специальной научно-методической литературы показал, что особенности оздоровительно-воспитательного процесса в ДУОО привлекают внимание многих ученых. Так, познавательную деятельность школьников в условиях лагерей отдыха изучали Ю. Бельмач, Г. Бойко, К. Исаакович. М. Липкий; экологическое воспитание детей основательно рассматривалось в трудах М. Громака, Н. Кислова, С. Мирошкина, Г. Пустовита; подготовку кадров исследовали А. Барткив, Л. Пундик, Н. Толмачев; процесс оздоровления проанализирован в работах Н. Горбунова, Г. Нещерет; особенности организации отдыха детей раскрывали в своих трудах Ю. Беляков, Д. Бенар, Н. Березина, А. Бочаров, В. Великородная, А. Гакман, Ю. Григоренко, О. Лифшиц, С. Лобачева, С. Марфина, М. Пушина, М. Тартишная, О. Трикашная, О. Трушкина, С. Цуприк, Н. Шаульская, К. Щиголь; воспитательные аспекты в лагерях отдыха анализировали Е. Гончарова, О. Данилков, Н. Данилкова, О. Жиренко, А. Котанс, Л. Леднева, В. Сабуров, Е. Савченко, И. Сперанская, Г. Суховейко, С. Тетерский, А. Филимонов, И. Фришман, С. Шмаков; формирование здорового образа жизни и развитие физических качеств исследовали В. Грановский, В. Кокин, Г. Шутка и др.

Основными принципами оздоровительно-воспитательного процесса в научно-методической литературе указываются принципы активности и сознания, системности, комплексности, последовательности, а определяющим механизмом - удовлетворение натуральных потребностей ребенка в психофизической активности и здоровье [1]. В соответствии с изложенным, базовым теоретико-методологическими подходами решения указанной проблематики являются деятельный, личностно- и ценностно-ориентированные подходы.

Теоретико-методологические принципы деятельного подхода к воспитанию личности исследовали И. Бех, Д. Брунер, П. Гальперин, А. Дубровина, Д. Эльконин, А. Запорожец, А. Леонтьев, Н. Мечинска, Т. Костюк, С. Рубинштейн, Н. Тализина и др. которые определяли колоссальную роль деятельности в процессе формирования личности человека. Они отмечали, что в основе формирования личности лежит деятельность человека и выражается в ее способности реализовать отношения с окружающим миром, овладевать окружающей действительностью, опытом предыдущих поколений, культурой, собственным позитивным опытом общественных отношений. Важным в теории деятельности является вопрос о взаимосвязи структурных элементов, о соотношении мотивов и цели деятельности с действиями и операциями.

В работах Л. Божович, Е. Бондаревской, Л. Виготского, А. Кирьяковой, И. Кона, К Ушинского, И. Якиманской раскрываются особенности личностно-ориентированного подхода как теории в современной педагогике, который основывается на субъект-субъектных отношениях в учебном и воспитательном процессах, а также на самосознании, саморазвитии личности ребенка.

Категории ценностно-ориентированного подхода исследовали Б. Ананьев, Г. Виленский, А. Здравомислов, А. Кирьякова, В. Ядов. Ими определено, что ценностные ориентации - это отношение к объективным ценностям общества, что выражается в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее. Для характеристики ценностей детей авторами предложены такие признаки, как значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность.

Из проведенного анализа следует, что процесс формирования здоровья школьников является сложным многогранным, в первую очередь, воспитательным процессом, который базируется на сознательном и деятельном отношении подростков к собственному здоровью, а также к средствам его укрепления и возобновления (в частности к средствам физической культуры).

Это подтверждается анализом социальных теорий в физической культуре В. Бальсевича, Г. Визитея, Л. Лубишевой, Ю. Николаева, Г. Пономарева, В. Сутулы, который показал, что в основным механизмом активного привлечения человека к физкультурно-спортивным занятиям является формирование у нее личностной физической культуры. В основе такого процесса лежит формирование и реализация потребности в многообразной двигательной активности. Авторы отмечают, что педагогический процесс по формированию данных потребностей, а также ценностей физической культуры, нужно начинать еще с раннего детского возраста, когда потребность в двигательной активности является еще биологически обусловленной.

В аспекте физического воспитания как важной составляющей воспитательного процесса привлекает интерес психолого-педагогические теории относительно цели и содержания воспитания школьников В. Загвязинского, И. Лернера, Б. Лихачева, К. Приходченко, В. Селиванова, Н. Сребной. Воспитательная работа, по их мнению, является неотъемлемой составляющей системы образования и имеет определенные особенности, которые необходимо учитывать педагогам. Содержание воспитательной работы формируется под воздействием многих внутренних и внешних факторов, однако он должен быть таким, чтобы у учеников формировалась оригинальность и независимость, что достигается полной самостоятельностью в выборе способа решения и большим числом ответов. Реализуется содержание воспитательной работы в виде привлечения учеников к дополнительным формам развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях, национальных и спортивных праздниках, театре, центрах детского творчества и др.

В контексте физического воспитания как ведущего компонента здорового образа жизни привлекают внимание психолого-педагогические аспекты его формирования у детей и молодежи, которые рассмотрены в исследованиях Т. Бойченко, Г. Голобородько, Н. Кобринского, С. Лапаенко, В. Радула, в том числе средствами физической культуры, которые изучались Г. Безверхней, В. Выдриним, Г. Зубалием, Л. Ивановою, Т. Круцевич, Т. Ротерс, О. Холодным, Л. Хохловой. Указанные ученые рассматривали многообразные мотивационные факторы, формы организации занятий, организационные и педагогические методики, которые обеспечивают эффективный процесс формирования у школьников ценностного отношения к собственному здоровью и составляющим здорового образа жизни.

Однако, несмотря на глубину, разноплановость и многоаспектность научных исследований относительно проблематики оздоровительно-воспитательного процесса, в частности в детских учреждениях оздоровления и отдыха, к сожалению особенности процесса формирования у подростков ценностей физической культуры в условиях ДУОО в научной литературе практически не отображаются.

Выводы.

Анализ имеющихся научных источников: статей, монографий, диссертаций и книг, позволил выяснить, что на сегодня почти не существует четких научных представлений относительно физического воспитания подростков в условиях детских учреждениях оздоровления и отдыха, а также формирования у них физической культуры личности как непрерывного воспитательного процесса. Не отслежена связь между результатами учебного процесса по физической культуре и их реализацией в сознательной самостоятельной деятельности подростков во время оздоровительно-воспитательного процесса в детских учреждениях оздоровления и отдыха; не подтверждены экспериментально особенности самоорганизации и самовоспитания детских коллективов в контексте физического воспитания в этих заведениях; не определены критерии эффективности физического воспитания в условиях оздоровительно-воспитательного процесса детских заведений оздоровления и отдыха.

Дополнительных исследований и научного обоснования требует физическое воспитание подростков в лагерях отдыха с дневным пребыванием, детских центрах, загородных учреждениях оздоровления и отдыха.

Литература

3. Настенко Н.В.. Калiберда Г.А.. Халецька Л.Л.. Слiпак В.О. Барви сонячного лiта. навч. метод. посiб. для директорiв лiтнiх таборiв, вожатих, вихователiв, iнструкторiв з фiзкультури i спорту, плавання та педагогiв-органiзаторiв лiтнього вiдпочинку. - Полтава. ПОIППО, 2006, 50 с.

Источник: lib.sportedu.ru