Скачать:

Предварительный просмотр:

Материалы II Всероссийской научно – практической конференции.

«Актуальные проблемы образования:

теория и практика »

Статья

ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ – ПРЯМОЙ ПУТЬ К СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ

Л. Ю.Миронюк

МБДОУ д/с № 40 «Сороконожка»

г.Усть-Илимска

Начало ХХІ века ознаменовалось выраженным интересом к проблемам экологического образования как новой области педагогики. Современная экология обогатилась новыми знаниями, приобрела интегральный характер и стала наукой, которая затрагивает все сферы экономической, социальной, духовной жизни человека и общества. Экологическое образование официально признано обществом как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем.

Существующее на данном этапе обострение экологических проблем диктует необходимость работы по формированию у детей экологического сознания. А дошкольный возраст — это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, себе и другим людям. Главная направленность — подчеркнуть единство природы и человека, их взаимосвязь и взаимозависимость. Смыслом обучения каждого ребенка является осознание себя частью природы, развитие у него экологического мышления, а это сопровождается соблюдением определенных норм поведения, которые и будут служить критерием оценки экологической воспитанности.

Фундамент экологического образования, несомненно, должен закладываться в дошкольном возрасте, тем не менее, оно не должно рассматриваться как изолированное направление работы в ДОУ. Экологическое образование имеет мировоззренческое значение, поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса в ДОУ. Это предполагает тесное сотрудничество всех специалистов на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников.

Федеральные государственные требования  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009, № 655) указывают на учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

На необходимость целесообразного и преимущественного использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности также указывается в инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Министерства образования Российской Федерации от 10.03.2000, № 16/23-16. ФГТ

Тенденцией целостного системного подхода к изучению природы является интеграция. Она предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности (наблюдения, исследования, игра, беседа, изобразительная деятельность, чтение, прослушивание музыкальных произведений, воспроизведение объектов природы, инсценирование) в одном занятии, что помогает освоить новые знания. Интеграция помогает обьединить научно-естественное и гуманитарно-эстетическое направления образования.

Работа в данном направлении потребовала  конструирования  модели интеграции разных форм дошкольного образования,   разработки вариативного компонента содержания экологического образования по формированию у детей  экологически развитого сознания на основе овладения доступными представлениями и знаниями о природе. Чтобы не увеличивать объем и темп учебной нагрузки,  педагоги отметили целесообразность и преимущество использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность.

Наиболее органичное сочетание представляют, на наш взгляд, экологическое образование и физическая культура. Они имеют общую цель: понимание ценности жизни и здоровья, формирование культуры личности, что  предполагает интегрированное решение следующих основных задач:

Задачи физического воспитания

3. Накапливать у детей эмоционально-позитивный опыт общения с природой. Учить ребенка осознавать себя частью природы.

Интегрированные физкультурные занятия имеют общепринятую структуру. Сочетание физической активности с формированием экологических знаний варьируется. Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе могут проводиться в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропинке, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. Физические упражнения могут предшествовать наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в заключительной части занятия при возвращении в детский сад. В подготовительной части занятия могут применяться физические упражнения (например, ходьба в сочетании с бегом), затем проводятся природоведческие наблюдения в сочетании с тематическими упражнениями и подвижными играми, и, наконец, занятие завершается либо бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в умеренном темпе.

Педагогическими условиями реализации разработанных занятий являются:

- обеспечение целостности педагогического процесса на основе согласования содержания образовательных программ по физическому и экологическому воспитанию дошкольников;

- наличие экологической тропинки как необходимого элемента предметно-пространственной и физкультурно-игровой развивающей среды;

- осуществление комплексного воздействия на сознательную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы личности ребенка.

Общение с природой в практической повседневной жизни - это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья. А способность эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям её красоты и неповторимости - залог нравственного здоровья.

Создание новых интегрированных оздоровительных программ может служить одним из путей решения проблемы состояния здоровья   подрастающего поколения.   Физкультурно-экологическая работа явилась основополагающей при разработке программы «Экотуристы», соавтором которой я являюсь.

Содержание программы направлено на развитие познавательной активности дошкольников, формирование у них системы знаний о природе Байкальского региона, выработку активной жизненной позиции по сохранению природной среды, приобщение к здоровому образу жизни.

Детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья; восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области экологии, туризма, краеведения.

Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях (походы пешком, на лыжах)  развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни. Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребёнку при отсутствии у него серьёзных патологий.

В частности, предусматривается круглогодичное проведение одного из учебных занятий по физической культуре в форме интегрированного занятия в виде экологических походов.  Интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач.

Экологизация физического воспитания предусматривает согласование программ физического и экологического воспитания, включение в содержание занятий сложных упражнений и подвижных игр, имитирующих объекты и явления живой и неживой природы, сообщение детям знаний, способствующих сохранить и укрепить здоровье в условиях неблагоприятной экологической обстановки, характерной для большинства районов Восточной Сибири, организацию и проведение походов, прогулок-экскурсий в природу, обучение правилам безопасности во время прогулок-экскурсий и походов.

Успех физкультурно-экологической работы будет обеспечиваться несколькими обязательными условиями:

- постоянным общением детей с природой ближайшего окружения в процессе занятий физическими упражнениями;

- созданием эколого-оздоровительной развивающей среды для детей;

- накоплением и систематизацией учебно-наглядного, методического материала и оборудования;

- повышением квалификации и уровня экологического образования и культуры работников ДОУ;

- пропагандой физкультурно-экологических знаний среди родителей, детей

и педагогов ДОУ;

- установлением связей с различными учреждениями (школой, обществом охраны природы) для взаимодействия по всевозможным аспектам экологического образования;

- разработкой, подготовкой и участием в проведении различных форм физкультурно-экологической работы с детьми и родителями.

Данная программа была апробирована в подготовительной группе в течение года. Очевидные результаты развивающего влияния программы доказали данные сравнительной диагностики, высокий уровень экологической компетентности проявили 61% детей. Результаты анкетирования родителей свидетельствовали о наличии положительных показателей функционального состояния организма ребенка (нормализация сна, аппетита, улучшение эмоционального состояния, хорошее самочувствие, отсутствие жалоб).

Родители воспитанников принимают активное участие в организованных походах, что наполнило их новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей воспитанников.

Таким образом, приведенные данные вполне можно рассматривать как факт целесообразной работы с детьми по предлагаемой программе и ее значимость в развитии общей культуры личности ребёнка, в его оздоровлении.

Для сформированности прочной базы норм и правил поведения в природе, познавательных, трудовых, эколого-гигиенических и других умений необходима система непрерывного экологического образования «детский сад-школа».  Поэтому наша программа является начальным этапом в системе формирования у детей экологической культуры рекреационной деятельности в процессе природопользования и даст дошкольникам базовые знания и умения в области экологического образования.

В плане дальнейшего развития инициативы, активизации инновационного поиска в области экологического, здоровьесберегающего  образования предполагается создание целостной системы экологического образования дошкольников и школьников в условиях нашего микрорайона.

Источник: nsportal.ru