модернизация системы физического воспитания в вузе на основе применения Инновационных    технологий    личностно ориентированного    физического воспитания студентов на основе избранного вида спорта

Развитие современного общества характеризуется вниманием к миру личности, персоналистическими тенденциями в культуре и в образовании. В конце XX века, в связи с тенденциями гуманизации общества, появилось новое педагогическое мышление, сущность которого заключается в пересмотре системы ценностей и приоритетов в образовательной сфере. Ведущей идеей нового педагогического мышления является идея развития, которая предполагает создание необходимых условий для развития личности, обеспечение развития и саморазвития самой системы образования, превращение последней в действенный фактор развития общества.

Личностно ориентированный подход предполагает такую систему отношений в образовании, когда детерминированная социальными условиями личность сама выступает определяющей стороной этих отношений, придавая им черты избирательности, системности, целостности, саморазвития, нарушая линейность процесса образования, чего нельзя добиться в старых авторитарных педагогических системах. Образование при таком подходе направлено на создание условий для полноценного развития и саморазвития личности. Основным результатом личностно ориентированного образования выступает новый уровень овладения культурой, изменение отношения человека к миру и к самому себе, повышение ответственности за последствия   своих действий.

В основе формирующейся при этом культуры жизненного самоопределения лежит осознание субъектом идеалов, целей, планов («хочу»), личных и физических свойств, возможностей, склонностей, дарований («могу») и требований, предъявляемых к нему нормами, принятыми в группе, коллективе, обществе («требуют»), а также готовность вести относительно автономную жизнедеятельность в системе общественных отношений. Соотнесение личностью «хочу», «могу» и «требуют» определяет содержание, интенсивность, целенаправленность ее поведения и деятельности.

Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности человека, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При этом индивидуальность рассматривается как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Это своеобразие определяется совокупностью черт и свойств психики, формирующейся на основе наследственных природных задатков в процессе воспитания и одновременно - и это главное для человека - в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого субъекта обучения, создание социокультурной ситуации развития, исходя из признания уникальности и неповторимости его психологических особенностей. Личностное начало в студенте нарушает программированность учебного процесса, создавая возможность выбирать нужное саморазвитию.

Ученые разных стран, в том числе и России, ставят вопрос о необходимости существенной перестройки системы физического воспитания учащейся молодежи на основе принципов гуманистической педагогики и психологии. Гуманизация выступает как объективная необходимость и закономерная тенденция развития неспециального физкультурного образования. Она обусловлена как потребностью общества, его демократизацией и возрастанием в этой связи требований к духовной, нравственной и физической культуре личности будущего специалиста, так и внутренним развитием самой системы физкультурного образования, его переходом от экстенсивного к интенсивному, качественно новому принципу развития личностного начала. В связи с этим говорится о необходимости перехода от физического к физкультурному воспитанию.

Физкультурное воспитание преследует более широкие цели - воспитание личности через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. В этой связи философским основанием физкультурного воспитания становится утверждение целостного подхода к сущности человека как единству интеллектуального, мировоззренческого и двигательного компонентов,   а также осознание человеком и обществом культурной ценности физкультурно-спортивной деятельности. Физкультурное воспитание предполагает усиление внимания к личности каждого человека как к высшей социальной ценности. Оно нацелено на превращение учащегося из объекта социально-педагогического воздействия в активного субъекта творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию и самоопределению.

Методологическим основанием физкультурного воспитания выступают деятельностный подход к организации образовательного процесса. Целесообразность его использования в процессе формирования физической культуры молодого человека состоит в том, что данный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала личности. Он определяет специфические условия, которые вызывают активность субъекта, что, в свою очередь, способствуют его развитию.

Реализация деятельностного подхода предусматривает решение задач активного обучения, проявления инициативы занимающихся, их творческого мышления и соответствующего уровня интеллектуальных способностей в организации собственной физкультурно-игровой деятельности. В его основе заложена идея непрерывного физкультурного образования студенческой молодежи, суть которого состоит в том, чтобы научить молодого человека осознанно заботиться о своем здоровье, используя современные методы самовоспитания, самообразования и самосовершенствования в течение всей жизнедеятельности, а также осознание приоритета эмоционального аспекта физкультурно-игровой деятельности, эффект удовольствия и личного успеха.

Для совершенствования организации физического воспитания молодежи необходимо учитывать индивидуальные морфофункциональные и психологические особенности человека, соответствие содержания физической активности ритмам возрастного развития личности, а также предусматривать свободу выбора форм и интенсивности занятий, содействующих физическому совершенствованию и укреплению здоровья.

Решение задач, поставленных перед физическим воспитанием, должно осуществляться через реализацию интереса занимающихся к тому или иному виду физической культуры. Физическое воспитание оказывает благотворное, развивающее влияние только в том случае, когда со стороны субъекта проявляется творческая активность, которая обуславливается повышенным интересом молодежи к занятиям. Поэтому при организации физического воспитания одним из главных первоначальных моментов должно быть выявление потребности, мотива к определенному виду физической активности, а также развитие мотивации в силу ее динамичности и гибкости.

В настоящее время усиливается тенденция при выборе содержания занятий физической культуры учитывать возможности и потребности отдельной личности. Имеет место разделение занятий для «слабых» учащихся и для тех, кто имеет склонности к спортивным занятиям и спортивным достижениям. В последние годы выполнен ряд работ, посвященных разным аспектам проектирования личностно ориентированного образовательного процесса по предмету «Физическая культура».

Ключевыми позициями обновления системы физического воспитания, по убеждению ряда ученых, должны стать демократизация и гуманизация его основных положений, развитие социокультурных, региональных и национальных аспектов, усиление образовательной направленности и творческое освоение ценностей физической культуры. В частности, в исследовании В. С. Якимович [3] говорится, что совершенствование системы физического воспитания должно осуществляться на основе принципов гуманистической педагогики, где личность человека есть высшая социальная ценность. Реализация указанных принципов наиболее эффективна на основе личностно ориентированного подхода в образовании, который предполагает построение особого рода педагогического процесса, направленного на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств индивида.

В исследовании В. С. Якимович сформулирована новая концепция проектирования системы физического воспитания детей и молодежи в общеобразовательных школах и высших учебных заведениях. Её принципиальными особенностями являются:   согласование целей системы физического воспитания с целями личности;   приоритетность воспитательных задач (духовно-нравственных и эстетических) по отношению к задачам обучения (формирования знаний, умений и навыков) и развития способностей человека (физических, психических); направленность педагогического процесса на создание условий (личностно развивающей ситуации) для полноценного проявления и развития личностных функций учеников, а не на формирование личности с заданными свойствами; правильная топологическая конфигурация, архитектура педагогических воздействий на ученика, а не их сила, так как малые, но правильно организованные (резонансные) воздействия на человека гораздо эффективнее сильных, но бессистемных влияний.

В процессе разработки методики составления учебных программ по «Физической культуре» для образовательных учреждений, соответствующих авторской концепции и выявленным практическим требованиям, определены проблемные области, от корректного решения ряда вопросов в которых зависит конечный успех прикладных разработок. К таким областям относятся:   определение перспективных целей личности в процессе ее физического воспитания (далекой, средней и близкой);   постановка конкретных воспитательных, образовательных и развивающих задач с учетом ведущей деятельности личности, свойственной различным возрастным этапам; выбор фактических путей создания личностно развивающей ситуации на учебных занятиях по физической культуре; классификация средств и методов физического воспитания в соответствии с сенситивными периодами развития двигательных качеств; объективизация подхода к содержанию тестов для определения уровня усвоения знаний, умений и навыков физической культуры; стандартизация педагогических тестов и контрольных показателей физического развития в зависимости от возрастных и половых различий занимающихся.

Автором на основе разработанной педагогической технологии подготовлены альтернативные учебные программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ и высших учебных заведений. Основная их особенность заключается в том, что все они в целом, а равно и их компоненты, подчинены всеобщим законам структуры систем (субординации, координации, совместимости, специализации, строго определенной пространственно-временной расположенности компонентов).

В. Г. Шилько [2] на основе результатов 10-летнего эксперимента был сделан вывод, что наиболее перспективным направлением модернизации существующей системы физического воспитания является внедрение личностно-ориентированных инновационных технологий. В ходе исследования им разработана трехкомпонентная модель проведения занятий по физической культуре студентов, которая включает: спортивно-видовые технологии учебно-тренировочных программ по наиболее популярным видам спорта у студентов (баскетбол, бодибилдинг, волейбол, ритмическая гимнастика, плавание, шахматы); общеразвивающие технологии, предполагающие использование элементов спортивно-видовых технологий и учебно-тренировочных программ на занятиях ОФП, легкой атлетикой и лыжами; оздоровительные технологии, разработанные с учетом распространенных в студенческой среде заболеваний.

Применение этих технологий автор предлагает осуществлять с учетом физкультурно-спортивных интересов и потребностей занимающихся, пола, состояния здоровья, уровня общей и специальной физической подготовленности, мотивационной сферы, а также психоэмоциональных особенностей студентов.

Физкультурно-образовательные технологии модернизации системы физического воспитания позволили В.Г. Шилько определить основные принципы реализации личностно ориентированного содержания двигательной активности студентов: свободный выбор физкультурно-спортивной деятельности;организация тренирующих воздействий; формирование учебно-тренировочных групп с учетом личностных характеристик физической подготовленности, мотивов и интересов; оптимальность тренировочных нагрузок и их адекватность индивидуальному морфофункционалъному и психологическому статусу студентов; преемственность регламентированных и самостоятельных форм занятий; целостность и интегративность содержания физического воспитания; диагностика учебно-образовательного процесса и его коррекция по результатам мониторинга; отказ от нормативного подхода; оптимальность объема и интенсивности двигательной активности как основного критерия эффективности физкультурно-образовательного процесса; ситуация успеха как стимул формирования мотивов познавательно-моторной деятельности студентов.

Таким образом, методология модернизации системы физического воспитания в вузе должна строиться по типу общепедагогических технологий, предполагающих синергетику компонентов технологий инновационной направленности (по ориентации на личностные структуры, типу организации познавательно-моторной деятельности, содержанию модернизации и модификации) и традиционно сложившихся, ограничивающих образовательное пространство преимущественно развитием двигательной сферы. Ее предметно-содержательная часть, начиная от постановки социально значимых и личностных целей и задач и заканчивая применением новейших средств и способов обработки информации, подчинены достижению базовой цели – формированию физической и спортивной культуры студентов. Разработанная нами методология ориентирует педагогический процесс на конвергентность и дифференцированность педагогических воздействий с учетом мотивационного, аксиологического, личностно-поведенческого, физического, информационного, рефлексивного, операционного компонентов, направленных на формирование физической и спортивной культуры студентов [1].

Литература:

1. Драндров Г.Л. Бурцев В.А. Тумаров К.Б. Методические основы формирования спортивной культуры студентов: монография.   LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG Dudweiler Landstra ß e 99 66123 Saarbr ü cken Germany. 2012.   280 с.

2. Шилько В.Г. Модернизация системы физического воспитания студентов на основе личностно ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности. дис. д-ра пед. наук. М. 2004. 488 с.

3. Якимович В.С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи на основе личностно ориентированного образования. дис. … д-ра пед. наук. Волжский, 2002. 380 с.

Источник: www.rusnauka.com