Характеристика форм и методов организации физического воспитания студентов в 20-30 годы

admin / Июль 26, 2015 / Комментарии закрыты

Одним из интересных и чрезвычайно сложных для научного и беспристрастного анализа является период становления и развития физического воспитания в 20-30 годы. Как показывает проведенный научный поиск, физическое воспитание личности было в центре внимания ученых, педагогов, физиологов, гигиенистов и общественных деятелей.

По отношению к цели были поставлены следующие задачи: 1. Сделать анализ историко-педагогической литературы, архивных материалов, материалов периодической печати исследуемого периода относительно развития физического воспитания в высших педагогических заведениях; 2. Выяснить основные формы учебно-воспитательной работы в вузе. 3. Раскрыть содержание и задачи учебно-воспитательной и физкультурной работы.

Переход страны на путь мирного строительства обусловил пересмотр форм и методов организации учебно-воспитательной и физкультурной работы, которые использовались в годы гражданской войны.

Вся работа по физическому воспитанию в высших педагогических учебных заведениях в исследуемый период осуществлялась преимущественно следующими формами: учебные (академические) занятия по гимнастике, легкой атлетике, защиты и нападения, лыжного спорта и теории физкультуры; факультативные учебные занятия по гребле, плаванию, вело-мотоавтоспорту; кружковая работа, секционные занятия по всем видам спорта. Кроме перечисленных форм физического воспитания в высших педагогических учебных заведениях существовали еще дополнительные: консультации и утренняя гимнастика.

В ходе исследования установлено, что основная нагрузка по физическому воспитанию студентов осуществляли кружки по легкой атлетике, футболу, стрелового спорта, гимнастики, лыжного и конькобежного спорта, то есть из тех видов, которые не требовали сложного оборудования, наличии спортивных залов.

С 1925 года создаются кружки по отдельным видам спорта. Изучение архивных документов 1925 свидетельствует, что, например, в харьковских высших учебных заведениях при бюро физкультуры были созданы такие кружки: 1) водно-экскурсионный; 2) легкоатлетический; 3) тяжелой атлетики; 4) спортивных игр с подсекциями по отдельным видам игр; 5) веломотоспорту; 6) гимнастический; 7) конькобежный; 8) лыжный; 9) врачебно-контрольный; 10) шашечно-шахматный; 11) стрелковый.

В ноябре 1926 года по XV партийной конференции был подвергнут критике культурно-воспитательную работу, осужден неверное отношение к кружковой работы. Были выдвинуты требования создания таких форм и методов организации занятий спортом, которые удовлетворяли бы интересы всей молодежи. Следует отметить, что постановление указанной конференции сыграла важную роль в перестройке организационно-методической работы кружков. С 1926 года в кружках физической культуры широкое распространение получила секционная форма организации учебно-спортивной работы, где каждый участник имел возможность удовлетворить свои личные интересы. Перестройка всей учебно-воспитательной работы по секционным принципу стала значительным шагом в развитии новой системы физического воспитания. Начиная с 1927 года, произошли существенные изменения в учебно-воспитательной работе высших педагогических учебных заведений. В связи с этим большое внимание уделялось развитию легкой атлетике, фехтованию, техническим видам спорта (велокросс, шоссейные гонки), стрельбе туризма.

Таким образом, анализ историко-педагогической литературы, архивных материалов, материалов периодической печати исследуемого периода свидетельствует, что в настоящее время физическая культура и спорт все глубже проникали в студенческую среду.

Следует отметить, что в течение исследуемого периода организационные формы учебно-воспитательной работы совершенствовались и в 20 тридцатых годы стали более разнообразными. Установлено, что в исследуемый период основными формами учебной работы по физическому воспитанию студентов были: академические, факультативные занятия, кружки и секции.

Источник: atletikaclub.ru