Нетрадиционные формы работы по физической культуре в учреждении компенсирующего вида

Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Надо признать, что здоровье населения, его жизнеспособность зависят от здоровья каждого, а здоровье человека закладывается в дошкольном возрасте. Бурный рост и развитие детского организма, высокая пластичность и ранимость психики ребёнка требуют бережного к нему отношения и щадящих нагрузок. Вместе с тем, излишний комфорт, тепличные условия сдерживают накопление жизненных сил ребёнка, изнеживают, тормозят развитие.

Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей человека. Ребёнок познаёт мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений, это у него заложено с дошкольного возраста.

Обоснование и внедрение в практику целесообразных методов и приёмов формирования движений и развитие физических качеств у детей – ближайшая задача физического воспитания. Необходимо развивать физическую культуру дошкольника, предусматривая в первую очередь, формирования отношения к двигательно – активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получения удовольствия от игр, упражнений, от занятий.

Для успешного решения всех задач физического воспитания я считаю, что одним из необходимых условий является приобретение спортивного оборудования. В нашем детском саду создана развивающая предметно – социальная среда, предупреждающая заболевания и травматизм, повышающая физическую и умственную работоспособность ребёнка. Имеется спортивный зал с необходимым оборудованием: гимнастическая стенка с набором приставных досок и лестниц, дуги для подлезания, разной высоты скамейки, кубы для спрыгивания, канат, волейбольная сетка, фитоболы, массажные коврики, обручи, мячи, лыжи, различные тренажёры, гантели и мелкий спортивный инвентарь. Всё это повышает интерес к физкультуре, развивает жизненно – важные физические качества, увеличивает плотность занятий и позволяет с большей нагрузкой выполнять основные виды упражнений.

К физической культуре мы приобщаем ребёнка постоянно, ежечасно, ежеминутно. Она пронизывает всю его жизнь, все виды деятельности, отдых. На своих занятиях и в повседневной жизни я развиваю природную потребность ребёнка в движении, не подавляя её. Ребёнку нужна оптимальная двигательная активность, недостаток её неблагоприятен: ослабляется сердечная деятельность, нарушается обмен веществ, сдерживается физическое развитие, ослабевают мышцы, ухудшается общее состояние ребёнка. Всё должно быть в меру. Дошкольникам полезны: ежедневная утренняя гимнастика, физкультурные занятия, динамические часы, также должен быть предоставлен простор для самостоятельных игр, упражнений, развлечений. Для этого необходимо проводить занятия в различных вариантах, в нетрадиционной форме: олимпиады, походы, дни здоровья, путешествия, нужно давать детям возможность импровизировать на занятиях. Используя эти приёмы, занятия получаются интересными, дают большую эмоциональную нагрузку, дарят детям радость.

С повышением внимания к развитию личности ребёнка появляется возможность обновления и качественного улучшения системы физического воспитания. Наряду с поиском совершенных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.

Фольклор как сокровищница русского народа позволяет разнообразить процесс физического воспитания и развития двигательной творческой инициативы детей путём нахождения новых форм. В.А.Сухомлинский говорил, что ребёнок должен жить в мире творчества, без этого он “засушенный цветок”. Особое место в его творчестве занимает сказка. Ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Это способствует повышению настроения во время выполнения физических упражнений:

  1. Ритмическая гимнастика в русском народном стиле.
  2. Физминутки на основе фольклора.
  3. Русские народные подвижные игры, игры – забавы, аттракционы.
  4. Физкультурные досуги.
  5. Спортивные праздники.
  6. Дни здоровья.
  7. Пешие турпоходы.

В настоящее время я в своей практике использую проведение физкультурных занятий по единому сюжету, построенному на сказочной основе. Беря за основу классическую структуру физкультурного занятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастными возможностями детей, учитывать уровень их компетентности.

Физкультурное занятие в младшей группе. Сказка “Колобок”.

Построение в шеренгу.

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами отправимся в сказку “Колобок” и не просто послушаем её, а будем участниками.

Построение в круг.

- Жили – были дед, да баба ( дети подпирают кулачком щеку, повороты головы влево, вправо).

- Захотелось деду колобок, ты баба по амбарам помети ( дети наклоняются и размахивают руками влево, вправо).

- По сусекам поскреби (дети поднимают руки вверх, наклон, возвращаются в исходное положение).

- Вот и наберёшь на колобок ( повторяем движение 4-5 раз, воспитатель следит за дыханием и делает упражнение вместе с детьми).

- Набрала бабка муки на колобок, замесила тесто (сжимают кулачки и имитируют, как месить тесто).

- Скатала бабка колобок ( делают круговые движения на одной ладошке, затем на другой).

- Поставила бабка колобок в печь ( ноги на ширину плеч, наклон вперёд, потянуться за руками, спина прямая).

- Бабка сидит, в окошко смотрит (руки на поясе, поворот головы влево, вправо).

- Запахло испечённым колобком (вдох носом, выдох через рот).

- Потянулась бабка за колобком в печь, да обожгла пальчики (наклон вперёд, затем вернуться в исходное положение, подуть на пальчики, потереть мочки ушей снизу вверх, сверху вниз(массаж).

- Затем бабка осторожно достала колобок (наклон вперёд, в исходное положение).

- И поставила на окошко студиться (наклон вперёд, в исходное положение).

- Сидит, сидит колобок на окошке, надоело ему, он спрыгнул и покатился по дорожке (бег по кругу друг за другом в умеренном темпе).

- Катится, катится колобок, а навстречу ему зайка. Колобок, колобок, я тебя съем. Не ешь меня зайка, я от дедушки ушёл и от тебя уйду ( дети прыгают на двух ногах с продвижением вперёд).

- И покатился колобок дальше (бег ).

- А навстречу ему волк. Колобок, колобок я тебя съем. Не ешь меня волк, я от зайца ушёл и от тебя уйду (дети делают широкие выпады вперёд (позиция лыжника)

- И покатился колобок дальше (бег).

- Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь. Колобок, колобок я тебя съем. Не ешь меня Миша я от зайца ушёл, от волка ушёл и от тебя уйду (дети выполняют ходьбу на руках и стопах, фиксируя прямые ноги).

- И покатился колобок дальше (бег).

- Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса (дети выполняют упражнение на гибкость позвоночника, движение тазобедренным суставом влево, вправо). Идёт хвостом машет.

- Колобок спой мне песню. Колобок обрадовался. Сел к лисе на носок, а лиса его “ам” и съела. Дети останавливаются, делают вдох, произносят “ам” и приседают.

Сказка закончилась. Дети выполняли общие развивающие упражнения не заметно, ненавязчиво и побывали в сказке, выполнили роли всех персонажей.

Проводя занятия с использованием нетрадиционных методов и приёмов, я обратила внимание на активное выполнение упражнений, моторная плотность на занятиях и утренней гимнастике достигает 90%. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности, польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названиями, дети представляют образ того иного персонажа и стараются, как можно лучше, выразительнее передать его.

Например: ходьба на носочках, ассоциируется у детей с “жирафом” (руки высоко подняты вверх и сплетены в кулачок, голову поднять, идти на носочках, не сгибая колени). Это постоянное упражнение на моих занятиях и утренней гимнастике доставляет большое удовольствие, подражая животным, у детей поднимается настроение. На занятиях я также использую различные характеристики животных: весёлые обезьянки (прыжки с ноги на ногу, руки на уровне глаз, пальчики широко расставлены), серый волк (широкий шаг, размахивание руками вдоль туловища), весёлые гномы (ходьба на носочках, руки сцеплены сзади за спиной, в глубоком приседе, спина прямая). Нужно, чтобы дети могли фантазировать, а инструктор по физкультуре творчески подходил к воплощению детского образа в выполнении упражнений.

Интегрированные физкультурные занятия я провожу с целью осуществления качественного, прочного усвоения знаний, умений и навыков в области физического воспитания “Сердце и его работа”, “Малыши – крепыши”. Все занятия построены на основе сказок, путешествий, эстафет – соревнований. Они повышают двигательную активность и эмоциональное настроение. Детям нравятся занятия оп индивидуальным карточкам – заданиям. Это воспитывает у них чувство ответственности, желание сделать лучше других.

Здоровье, нравственность и красота – категории вечные. Вспомним древнеиндийскую оздоровительную систему физических упражнений. Это гимнастика с элементами хотха – йоги, которая доступна детям дошкольного возраста. Эти упражнения не требуют специальных снарядов и приспособлений, они способствуют развитию подвижности суставов, гибкости позвоночника, тренируют костно – мышечную и сердечно – сосудистую системы. Освоив технику выполнения упражнений, в дальнейшем дети вырабатывают способность к концентрации через ощущения в работающей части тела. Это усиливает профилактический эффект упражнения, оздоравливает психику человека, дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Всё это органично отмечается на занятиях физкультуры.

На занятиях я часто использую очистительное дыхание “ХА”. Оно составлено на основе древних китайских оздоровительных систем, способствует регуляции дыхательной и других функций организма, а также оказывает успокаивающее воздействие на центральную нервную систему, снижает усталость, нормализует пульс. Эта система дыхания “ХА” используется мной постоянно и дети привыкли к ней, и в конце каждого занятия самостоятельно её выполняют. Как же это происходит? По окончании занятия дети спокойно встают в круг, садятся в позу “султанчика”. Это понятие ближе детям, чем сложное положение тела “лотос”, выпрямляют спину, руки кладут на колени, закрывают глаза и спокойно начинают дышать: вдох через нос, выдох через рот и на выдохе произносят звук “ХА”, иногда я меняю произносимый звук, всё зависти от тематики занятия. Это может быть гул самолёта “У”, сигнал паровоза “ТУ”, эхо в лесу “АУ”. Упражнение способствует восстановлению дыхания и расслаблению всех мышц, которые испытывали нагрузку на занятии. В течение минуты идёт нагрузка на позвоночник, что помогает ребёнку почувствовать своё тело, затем наступает расслабление и переход к “АСАНАМ”.

Это древнеиндийская оздоровительная система. АСАНА ХОТХА - ЙОГИ означает устойчивое положение тела, поэтому выполняющий должен почувствовать себя в ней удобно и комфортно.

Каждая асана начинается с периода освоения, вначале она выполняется в динамическом варианте (повтор несколько раз), затем ребёнка учат сосредоточиться на ощущениях в некоторых участках тела, в зависимости от направленности профилактического и лечебного эффекта асаны. Я предлагаю ребёнку представить себя в образе, которому соответствует название асаны: рыба, кошка, лук и т.д. фиксация в статической позе происходит на короткое время 5-15 секунд.

Асаны я вводила постепенно, начиная с 1-2 простых поз: гора, дерево и доводила до 4-5 сложных: крокодил, лев, кошки. Дети с удовольствием выполняют эти позы. Практически эти упражнения использую в конце занятий. Дети садятся в круг. Поза “гора”: ноги вместе плотно прижаты друг к другу, руки подняты вверх над головой, соединив ладошки. Локти нужно развести в стороны как можно дальше, чтобы между лопатками образовалась ложбинка. Дышим спокойно, глаза закрыты.

Продолжительность 1-1,5 минуты. После этого дети садятся в позу “султанчика”.

После каждого занятия я использую релаксацию, как один из видов здоровьесберегающих технологий для сохранения и стимулирования здоровья. Это могут быть звуки леса, моря или классическая музыка ( П.И.Чайковский “Времена года”).

Очень интересны игры – имитации. В играх дети представляют себя в различных образах: животных, растений, предметов. Всё это прошу выразить в движении. Во время этих игр дети отдыхают, получают радость. Я даю задание выбрать тему для игры. Тематика разнообразна, например, после лета часто предлагают тему моря. Фантазия ребят безгранична – ракушка, камень, дельфин, волна… Ребёнок показывает характерное движение для того или иного образа, а остальные отгадывают. Такие игры чередую с асанами. Хочу подчеркнуть, что дети занимаются босиком, после болезни – в носках и это тоже один из нетрадиционных методов. Во время занятия ребята всё время в движении. Движение – это здоровье и полноценная жизнь.

Для повышения двигательной активности в течение дня в группах имеются мини – стадионы: кольца, гимнастические стенки, перекладины. Всё это доступно детям. В группах дети самостоятельно закрепляют полученные навыки на физкультурных занятиях.

Особую значимость имеет режим дошкольника, чередование занятий с активным отдыхом: физкультминутки, дни здоровья, по, каникулы. В нашем детском саду мы проводим каникулы со средней группы. Называются они “Неделя здоровья”. В зимний период это катание на санках, лыжах, пешие прогулки в зимний парк, метание снежков, проводы зимы, катание на лошадях.

К нетрадиционным методам я отношу такие мероприятия, которые помогают ребёнку расти здоровым, закалённым. Ходьба босиком по массажному коврику, дыхательная гимнастика после сна, промывание носа чесночным раствором и холодной водой – всё это практикуется в нашем детском саду. Наше учреждение делает упор на физическое воспитание, и вся работа построена по программе “Здоровье” В.Г. Алямовской. Широко применяется массаж, физиотерапевтические процедуры, лфк. Посещаем бассейн и сауну 1 раз в неделю, где дети принимают воздушные ароматические ванны.

В детском саду хорошо поставлена работа с родителями. Особенно интересно проходят Дни открытых дверей, открытые занятия по физической культуре, утренней гимнастике, праздники. В группах есть “Экран физического развития детей”, проводятся консультации для родителей, на которых демонстрируется необходимый материал для работы по физическому воспитанию и оздоровлению детей в семье. Родители активно участвуют в совместных физкультурных мероприятиях. Работники дошкольных учреждений – люди творческие и мы не исключение. Наши дети в зимний период носят дольку чеснока в футляре из – под шоколадного яйца, которые ребята сами украсили аппликациями.

Используя нетрадиционные методы в физической подготовленности детей, можно достигнуть наивысшей двигательной активности, эмоционального подъёма, снижения заболеваемости, подарить детям радость в движении. Не нужно навязывать своё мнение, свою форму ведения занятия. Я всегда перед проведением занятия смотрю на настроение ребят, на их реакцию на мои слова. Если я предлагаю классические упражнения и радости в глазах детей не вижу, я тут же перестраиваюсь. Здесь как палочка – выручалочка помогают нетрадиционные методы и приёмы. У инструктора по физической культуре есть большие возможности преподнести свой материал в ненавязчивой форме.

Список литературы.

  1. Физкультура – это радость. Библиотека программы “Детство” / Под редакцией Л.Н.Сивачёва – Детство – Пресс, Санкт – Петербург 2003 г.
  2. Козырева О.В. Лечебная физкультура М.- Просвещение. 2003 г.
  3. Научно – практический сборник инновационного опыта. Программа “Здоровый ребёнок” в
  4. рамках реализации программы “Здоровьесберегающие технологии”. Чупаха И.В. Ставрополь “Народное образование” 2003 г.
  5. Здоровьесберегающие технологии в образовании. Козина О.Б. “Весёлая физкультура для детей и их родителей”. Ярославль -Академия развития. 2005 г.
  6. Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников. Москва – Гном Д 2003 г.
  7. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в образовательном учреждении. Москва – Скрипторий 2006 г.
  8. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией Васильевой М.А. Москва – Мозаика – Синтез 2005 г.
  9. Голомидова С.Е. Физкультура, нестандартные занятия. Волгоград издательско – торговый дом “Корифей” 2005 г.

Источник: festival.1september.ru