Двигательные умения, навыки и умения высшего порядка как результат обучения; закономерно¬сти их формирования

Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает физическое образование – «системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний» (Л.П. Матвеев, 1983).

В процессе физического воспитания занимающихся обучают различными двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, в целях познания закономерностей движения своего тела.

При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык и умение высшего порядка.

Под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов.

Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.

В процессе дальнейшего освоения приема, по мере увеличения количества повторений при относительно постоянных условиях обучения, формируется двигательный навык.

Двигательный навык – это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.

При формировании двигательного навыка в ЦНС последовательно сменяются три фазы нервных процессов.

1) Объединение отдельных элементов движения в целостное действие, иррадиация нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц. При первых попытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозга возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние, не участвующие в работе. Движение закрепощено.

2)Концентрация возбуждения, улучшение координации, устранение излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение. Формируется двигательный навык.

3) Стабилизация, высокая степень координации и автоматизации движений.

Умение высшего порядка – выполнение двигательных действий автоматически, без непосредственного контроля сознания, включение только тех групп мышц, которые обеспечивают двигательное действие.

Похожие вопросы

Обязанности: Выбрать форму и направление обучения. Составить примерную программу. 1. Утвердить программу на совете учителей.

Цель - двигательное умение перевести в навык. обладающий возможно¬стью его целевого использования. подробнее ».

Цель - двигательное умение перевести в навык. обладающий возможно¬стью его целевого использования. подробнее ».

Эффект обучения зависит не только от его содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей л.

Психологические закономерности формирования умений и навыков. В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, в процессе которой.

Эффект обучения зависит не только от его содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей л.

Психологические закономерности формирования умений и навыков. В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, в процессе которой.

5. В процессе обучения принципиально новым знаниям, практическим навыкам теория поэтапного формирования и усвоения знаний, умений и навыков выделяет несколько этапов: 1) первый этап – мотивационный.

Эффект обучения зависит не только от его содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей л.

Психологические закономерности формирования умений и навыков. В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, в процессе которой.

5. В процессе обучения принципиально новым знаниям, практическим навыкам теория поэтапного формирования и усвоения знаний, умений и навыков выделяет несколько этапов: 1) первый этап – мотивационный.

Источник: cribs.me