Тема: Содержание воспитания

Самостоятельная работа

по педагогике (специализация)

на тему:

«Содержание воспитания»

Лекция на тему: «Содержание воспитания»

Воспитание, возможно, наиболее традиционная и наиболее спорная область педагогики. Причем, острота дискуссий здесь не ослабевает при переходе от теории к практике и наоборот. Один из наиболее спорных вопросов - содержание воспитания. Причем, разночтения начинаются уже с самого понимания категории «содержание», применительно к сфере воспитания. Если содержание образования - это ответ на вопрос «чему учить?» и, соответственно, оно представляется в большинстве случаев как «элементы социального опыта, накопленного человечеством», то с переходом к воспитанию теряет ясность даже сама постановка вопроса. Авторы многих учебников педагогики, никак не определяя предмет обсуждения, они сразу же переходят к перечислению функций содержания воспитания и далее сводят его к направлениям коммунистического воспитания.

Там же, где о нем говорится, содержание воспитания определяется как «система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами». Таким образом, воспитание не просто сводится к обучению, но становится лишь его частью. На практике же оказывается, что часть эта - совершенно лишняя. Действительно, зачем заниматься тем, что и без того уже содержится в обучении. А между тем, воспитание имеет свой предмет, следовательно - он реализуется в соответствующем содержании, которое не может быть сведено к содержанию образования. Содержание как философская категория означает определяющую сторону целого, совокупность его частей. Содержание рассматривается в сопоставлении с формой как способом существования и выражения содержания. Содержание воспитания всегда определяется толкованием его сущности, его целью. Если цель воспитания - «всестороннее и гармоническое развитие личности», то и содержанием становятся некие «стороны», обозначенные как «нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание». Подобное толкование содержания воспитательного процесса традиционно для отечественной социально ориентированной педагогики, вполне корректно для гносеологического подхода к теории воспитания.

Начертим формальную схему видов воспитания:

Умственное воспитание (как приобщение к интеллектуальной культуре человечества) - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и взаимодействие с ним с целью развития его ума и формирование мировоззрения. Оно протекает как процесс овладения общеисторическим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, умениях, навыков. Под умом человека мы понимаем такую функцию мозга, которая заключается в адекватном отражении закономерностей и явлений окружающей жизни. Ум - этo совокупность познавательных процессов, включающих в себя ощущения, восприятие, память, воображение, мышление. Ум проявляется в объеме, характере и содержании знаний, в динамичности умственной деятельности (быстро - медленно), в критичности (способность оценить результат), способности к обобщениям (широте ума), в творческом познании и стремлении к нему, в способностях, в памяти, в характере основной деятельности, ее успешном осуществлении. Средство умственного воспитания - обучение. Задачи умственного воспитания:

* развитие умственной деятельности: познавательных процессов, способностей;

* воспитание познавательных интересов, способностей к самостоятельному познанию и совершенствованию;

* усвоение определенного объема знаний;

* формирование научных мировоззрений.

Социальное назначение знаний - благо на пользу обществу.

Физическое воспитание - это целенаправленный педагогический процесс, ориентированный на приобщение к физической культуре, содержание которой составляют: личная гигиена - навыки опрятности, чистоты и аккуратности, в том числе, в одежде и в быту, привычки к режиму, рациональному распорядку в питании, деятельности и отдыхе; закаливание, регулярные физические упражнения, здоровый образ жизни.

Отсюда определяем задачи физического воспитания:

укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

развитие и совершенствование природных двигательных качеств, силы, ловкости, выносливости, обучение новым видам движения;

повышение умственной и физической работоспособности;

формирование потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом.

Трудовое воспитание - целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, направленный на успешное освоение трудового опыта человечества, нравственное отношение к труду, развитие личности. Задачи трудового воспитания - это осознание целей и задач, воспитание мотивов, овладение трудовыми навыками, самореализация в труде. Ведь труд в процессе воспитания выступает как ведущий фактор развития личности и как способ творческого освоения мира.

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами гуманистической морали. Задачи:

формирование нравственного сознания системы нравственных представлений, понятий, суждений, ценностных отношений, эмоционально-интеллектуальных связей переживаний;

формирование нравственного поведения и его оценивания; когда нравственные нормы и принципы становятся мотивами поведения личности, они превращаются в личностные качества;

формирование нравственных чувств и отношений, позиции личности.

В основе нравственного воспитания, как усвоения общечеловеческих ценностей, непреходящих моральных норм и принципов, выработанных людьми в процессе исторического развития общества, лежит развитие осознанно-эмоционального отношения к ним, единство знания и переживания, нравственного смысла деятельности, поведения.

Эстетическое воспитание - целенаправленное педагогическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития. Эстетическое воспитание формирование творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, жизни, социуме, а также испытывать потребность в эстетической деятельности. Задачи:

формирование системы эстетических представлений, суждений, эстетического идеала; овладение культурным наследием;

формирование эстетических чувств и отношений, восприятия и переживаний;

формирование эстетического поведения, стремление быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде; включение в эстетическую творческую деятельность.

воспитание личность учащийся поведение

Семинар к теме: «Содержание воспитания»

Цель: Изучить содержание воспитания, дифференцировав его на составляющие воспитательного процесса (умственное, правовое, физическое, поло-ролевое, семейное, трудовое, художественное, экологическое и нравственное воспитание).

Задания студентам:

. Изучить основные понятия и категории.

. Заполнить таблицу на основе изученного материала.

. Что такое целостный процесс воспитания?

. Постараться дать определение «содержание воспитания».

Вывод: Организация воспитания связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем в соответствии с образцами идеалами общества. Выявление психологией определенных законов развития личности, характера ее становления на разных возрастных этапах онтогенеза с учетом «зоны ближайшего развития» и особых сензитивных периодов, когда растущий человек особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих, позволяет ориентировать педагогическую практику на построение принципиально новой целостной системы. Воспитание детей, подростков, юношества, направленной на формирование у них самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления. Совершенствование системы воспитания требует не только качественного изменения деятельности специальных учреждений (школ разного типа, внешкольных детских учреждений, детских и молодежных общественных организаций и пр.), но и переориентации всех институтов общества, связанных с духовной и производственной деятельностью:

на усиление внимания, уважения к каждому растущему человеку как самостоятельной личности;

на привлечение молодых людей к участию в делах, имеющих социальную значимость.

При этом важно обеспечить единство общественного и семейного. Воспитание позволяющее осуществлять коррекции возникающих отклонений в развитии личности и поведения.

Тест для семинара

. Воспитание - это:

. Процесс автоматической передачи от старшего поколения к младшему духовной культуры.

. Процесс организации совместной жизнедеятельности детей и взрослых в целях развития тех и других.

. Процесс усвоения знаний, умений, навыков, накопленных человечеством.

. Цель воспитания - это:

. Умный, образованный человек.

. Всесторонне гармонически развитая личность.

. Физически развитый индивид.

. Активный, трудолюбивый человек.

. Целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, сознательности и ответственности - это:

. Физическое воспитание.

. Нравственное воспитание.

. Трудовое воспитание.

. Эстетическое воспитание.

. Умственное воспитание.

. Целенаправленное воздействие на ребенка и взаимодействие с ним, с целью развития у него умственных способностей, формирования мировоззрения - это:

. Физическое воспитание.

. Нравственное воспитание.

. Трудовое воспитание.

. Эстетическое воспитание.

. Умственное воспитание.

. Научно-организованный педагогический процесс, направленный на разностороннее физическое развитие организма - это:

. Физическое воспитание.

. Нравственное воспитание.

. Трудовое воспитание.

. Эстетическое воспитание.

. Умственное воспитание.

. Целенаправленный процесс формирования нравственного отношения к труду, развитие личности - это:

. Физическое воспитание.

. Нравственное воспитание.

. Трудовое воспитание.

. Эстетическое воспитание.

. Умственное воспитание.

. Целенаправленное воздействие на личность, с целью формирования ее творчески активной, способной воспринимать и оценивать прекрасное в жизни, природе, социуме - это:

. Физическое воспитание.

. Нравственное воспитание.

. Трудовое воспитание.

. Эстетическое воспитание.

. Умственное воспитание.

. Педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «я» в связях с другими людьми и миром - это:

. Принцип ориентации на ценностные отношения.

. Принцип субъектности.

. Принцип принятия ребенка как данность.

. Установление связи между объектами и образами на уровне вербализации, выведение нормы отношения через слово - это:

. Механизм идентификации.

. Механизм драматизации.

. Механизм осознавания.

. Механизм сублимации.

. Внутренняя переработка образов на уровне отреагирования и переживания - это:

Источник: bibliofond.ru