Аннотация

В статье приведены результаты контент-анализа диссертационных работ в области физического воспитания детей-сирот в образовательных учреждениях интернатного типа. Предложены этапы развития концепции физического воспитания в домах-интернатах

Abstract 2011 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Shipilov Roman Mihaylovich, Shipilova Olga Vladimirovna, POLYTHEMATIC ONLINE SCIENTIFIC JOURNAL OF KUBAN STATE AGRARIAN UNIVERSITY

Текст

научной работы на тему "НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ И ИНТЕРНАТАХ". Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика"

УДК 37.018.324: 37.037.1

UDC 37.018.324: 37.037.1

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ И ИНТЕРНАТАХ

Шипилов Роман Михайлович к.п.н.

Ивановский институт ГПС МЧС России, город Иваново, Россия

Шипилова Ольга Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Шуйский государственный педагогический университет», Шуя, Россия

В статье приведены результаты контент-анализа диссертационных работ в области физического воспитания детей-сирот в образовательных учреждениях интернатного типа. Предложены этапы развития концепции физического воспитания в домах-интернатах

Ключевые слова: ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ДЕТИ-СИРОТЫ, ДЕТСКИЙ ДОМ, ИНТЕРНАТ

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF PHYSICAL EDUCATION IN ORPHANAGES AND BOARDING SCHOOLS

Shipilov Roman Mihailovich - Ph.D

Ivanovo institute of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Ivanovo, Russia

Shipilova Olga Vladimirovna

Federal state budgetary educational institution of the higher vocational training «Shuiskiy state pedagogical university», Shuya, Russia

In this article, there are the results of the content analysis of the dissertations about physical education of orphans in boarding schools. It also gives the stages of the development of the concept of physical education in boarding schools

Keywords: PHYSICAL TRAINING, CHILDREN-ORPHANS, ORPHANAGE, BOARDING SCHOOL

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ И ИНТЕРНАТАХ Актуальность. Сиротство как социальное явление присуще любому обществу. В каждой эпохе того или иного государства всегда существовала определенная категория детей, которые в силу объективных или субъективных причин оставались вне семейной заботы и требовали особого отношения к себе со стороны социума. Особенно остро проблема сиротства обстоит в России. Социально-экономический кризис в России в начале 90-х годов негативно отразился на функционировании семьи как социального института, в результате чего ежегодно увеличивалось количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Экономическая нестабильность привела к возникновению социальных рисков и, следовательно, росту социальной напряженности в обществе, что так или иначе является следствием детского неблагополучия, спектр причин которой весьма широк. В числе наиболее

существенных факторов можно назвать, прежде всего, кризисные явления в семье: нарушение её структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях при снижении ответственности за их судьбу [14]. Данная ситуация приводит к отсутствию должного внимания к ребёнку, удовлетворению его жизненно важных потребностей, негативному отношению к детям, отказу от собственного ребёнка. Эта ситуация способствует тому, что большинство детей в дальнейшем попадают в категории «трудных», «группы риска», «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей».

Начиная с 1993 года по данным интернет-проекта Министерства образования и науки РФ в нашей стране насчитывался 81441 ребёнок, относящийся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [22]. Вплоть до 2005 года количество этих детей периодически увеличивалось в среднем на 6% и таким образом к концу года составило 133034 ребёнка. Однако к 2009 году количество детей этой категории стало сокращаться и составило 106716 детей. Наметившаяся тенденция сокращения численности детей, по данным Министерства образования и науки РФ, обуславливается сокращением общего числа детей, выявляемых ежегодно как оставшихся без попечения родителей, а также сокращением численности воспитанников, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на это, представленные цифры не утешительны. На сегодняшний день в нашей стране насчитывается огромное число детей, жизнедеятельность которых не может являться

нормой для формирования полноценного развития ребёнка, это дети-сироты, беспризорники, «социально брошенные» дети. По данным Федеральной целевой программы «Дети России», в нашей стране «неустроенными» насчитывается свыше 700 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, свыше 600 тысяч несовершеннолетних детей, которые находятся в социально-опасном положении [18].

Политика государства направлена на решение проблем социальной адаптации наиболее незащищённой категории детей, относящихся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для решения этой проблемы были созданы органы опеки и попечительства, организованы патронатные и приемные семьи, открываются семейные детские дома. Таким образом, на семейные формы устройства в 2009 году в семьи российских граждан было передано 86,8 тыс. детей, из них 8,9 тыс. - на усыновление, 77,8 тыс. - под опеку (попечительство), в том числе 15,2 тыс. - в приемные семьи, 1,1 тыс. - на патронатное воспитание [22]. Во всех субъектах Российской Федерации разработаны и внедрены программы, направленные на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, в том числе относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Не смотря на это, проблема социального сиротства до сих пор остаётся настолько важной, что требует модернизации в вопросах разработки систем социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах. Одной из таких систем может стать физическое воспитание в аспекте адаптации ребёнка к современной жизни.

В последние годы все больше внимания в диссертационных работах начинает привлекать использование средств физической культуры для воздействия на психофизическое состояние ребёнка. Физическая культура как социальный институт имеет большое значение в процессе

социализации ребёнка, без которой он не станет дееспособным участником общественных отношений [24]. Поэтому предполагается, что физическое воспитание и занятия физическими упражнениями могут значительно улучшить процесс социальной адаптации детей-сирот. В данной ситуации необходим поиск новых форм психолого-педагогического воздействия на личность ребенка, в связи с чем, возрастает интерес к использованию средств физической культуры. Однако этот процесс имеет свою специфику вследствие институциональных особенностей интернатных учреждений и психолого-педагогических особенностей самих детей. Поэтому изучение проблемы применения средств физического воспитания в период социальной адаптации детей в образовательных учреждениях интернатного типа является достаточно актуальной.

Таким образом, целью нашего исследования стало выявление изученности проблемы физического воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в образовательных учреждениях интернатного типа на основе контент-анализа диссертационных работ. В соответствии с целью определены и задачи исследования:

• выделить основные этапы развития представления о физическом воспитании детей-сирот;

• определить географию исследований по указанной проблеме;

• проанализировать степень изученности проблемы физического воспитания детей-сирот.

Тема сиротства долгое время была недоступна для общественности. Воспитание ребёнка проходило в интернатных учреждениях, которые всегда считались закрытыми. Особенности современного социальноэкономического развития России обострили многие проблемы в прикладной педагогике и психологии, в частности, проблемы обучения и воспитания в учреждениях интернатного типа и подготовки их воспитанников к самостоятельной жизни.

В 60-е годы ХХ века появились первые исследования в области физического воспитания детей в домах-интернатах. Научная работа А.А. Гужаловского (1963) посвящена вопросам различных вариантов активного отдыха в режиме дня начальных классов школы-интерната [9]. А.Н. Буровых (1967) изучал вопросы профилактики и коррекции осанки в режиме дня школы-интерната, но это единичные работы [4]. Однако процесс социальной адаптации детей-сирот средствами физической культуры требует более глубокого анализа. В принятой в нашей стране концепции модернизации российского образования на период до 2020 года отмечено, что модернизация образования - это общенациональная задача [11]. Одним из главных направлений модернизации российского образования является модернизация системы социального развития детей и учащейся молодёжи независимо от их социального положения. Учитывая это, государственная система воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует новых и эффективных решений воспитания детей в условиях учреждений интернатного типа. Таким образом, использование средств физической культуры с целью эффективной социальной адаптации является значимым направлением исследований.

В 90-е годы научные работы посвящались вопросам формирования готовности к обучению детей-сирот в процессе физического воспитания, а также способам совершенствования физического воспитания подростков в детских домах (В.А. Ильина, 1992 [10]; М.С. Леонтьева, 1998 [15]; С.В. Голицин, 1999 [6]). Начиная с 2000 года, тематика диссертационных исследований расширяется. Появляются работы, посвящённые оптимизации психофизического состояния детей-сирот, методам социально-педагогической реабилитации детей-сирот с использованием средств физической культуры, развитию физических способностей дошкольников в условиях детского дома (Г.И. Артеменко, 2005 [1]; Д.В.

Грязнов, 2005 [8]; Н.А. Фирсанова, 2005 [23]; Л.Ю. Башта, 2006 [2]). С 2007 года выявилась группа тем, посвящённых профилактике асоциального поведения воспитанников школ-интернатов средствами физической культуры и спорта (А.А. Ромашов, 2007 [19]; Р.Н. Гречаник, 2009 [7]). Также есть ряд исследований, посвящённых использованию средств физической культуры в работе коррекционных детских домов различной направленности (О.И. Макаренко, 2000 [16]; Е.В. Строева, 2006 [21]; А.В. Корнев, 2008 [13]).

Результаты:

1. Изученные работы можно разделить на три этапа по годам их защиты. Первый этап «Зарождение проблематики изучения аспектов физического воспитания детей-сирот» представлен всего двумя работами, написанными в 60-х годах XX века. Представленные работы посвящёны проблемам физического воспитания детей школ-интернатов (А.А. Гужаловский, 1963; А.Н. Буровых, 1967). Затем похожие работы в сфере физического воспитания в детских домах и интернатах появляются только в 90-х годах (В.А. Ильин, 1992; М.С. Леонтьева, 1998; О.А. Шпитальная, 1998; С.В. Голицин, 1999; О.И. Макаренко, 2000). Этот период можно назвать вторым этапом «Развитие проблематики физического воспитания детей-сирот». Однако с конца 60-х до 90-х годов XX века работ посвящённых физическому воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в домах интернатного типа нет. В связи с этим мы предполагаем, что такой большой провал в изучении данной проблемы связан, прежде всего, с закрытостью для общественности данных образовательных учреждений и запретом темы сиротства в Советском Союзе. Следовательно, это отразилось на недостаточности изученности данной проблемы. Третий этап «Становление концепции физического воспитания детей-сирот» начинается с 2005 года. Этот этап характеризуется ростом научных исследований и увеличением интереса к

данной теме. Это работы: Г.И. Артеменко, 2005; Д.В. Грязнова, 2005; Н.А. Фирсановой, 2005; Е.Г. Монаховой, 2005; О. Л. Старовойтовой, 2005; Л.Ю. Башта, 2006; Е.В. Строевой, 2006; Л.М. Беженцевой, 2006; Е.В. Конькиной, 2006; Е.В. Гавриловой, 2006; А.А. Ромашова, 2007; А.В. Корнева, 2008; Р.Н. Гречаник, 2009. Работы представленных авторов охватывают разные аспекты физической культуры воспитанников детских домов и интернатов.

2. География представленных работ по регионам, занимающимся проблемой физического воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей достаточна обширна. Она распространилась от Минска на западе до Хабаровска на востоке, от Санкт-Петербурга на севере до Курска на юге. Наибольшее количество диссертационных исследований выполнено в Центральном регионе России, где располагается наибольшее число Российских вузов и детских домов.

3. Как показал теоретический анализ выполненных к настоящему времени работ, посвященных проблемам физического воспитания детей-сирот, исследования носят фрагментарный характер. Каждая работа решает узкую проблему в вопросах физического воспитания детей, при этом нет работ, посвящённых комплексному исследованию процесса физического воспитания. В подавляющем большинстве случаев исследователи изучают процесс оптимизации психофизического состояния детей-сирот в институциональной сфере. Педагогические аспекты в вопросах физического воспитания в некоторых работах представлены односторонне, хотя актуальность вопроса требует более широкого обсуждения. Не разработанными остаются вопросы влияния социальных изменений на процесс физического воспитания детей-сирот. Недостаточно исследованы проблемы влияния физического воспитания на адаптацию ребёнка в различных формах семейного устройства.

Таким образом, можно констатировать, что при всем разнообразии представленных работ, затрагивающих проблемы физического воспитания

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многие вопросы остаются недостаточно изученными и актуальными. В этой связи представляется важной разработка концептуальной модели системы физического воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, апробацию и теоретическое осмысление наиболее эффективных её форм.

Но вместе с тем, круг исследований, посвященных изучению проблемы научно-методических основ физического воспитания воспитанников образовательных учреждений интернатного типа, постоянно расширяется, углубляется их проблематика. Это является основанием для дальнейших исследований в данном направлении.

Литература:

1. Артеменко Г.И. Оптимизация психофизического состояния подростков сельских детских домов в процессе физкультурной деятельности: Дис. канд. пед. наук. Хабаровск, 2005. - 170 с.

2. Башта Л.Ю. Развитие физических способностей дошкольников в условиях детского дома: автореф. дис. канд. пед. наук. Сиб-ГУФК; Омск, 2006. - 24с.

3. Беженцева Л.М. Влияние занятий оздоровительной физической культурой на коррекцию нарушений в состоянии здоровья девочек-сирот 10-11 лет с задержкой психического развития: Дис. канд. пед. наук. Томск, 2006. - 236 с.

4. Буровых А.Н. Профилактика и коррекция нарушений осанки в режиме дня школы-интерната: автореф. дис. канд. пед. наук. ГЦОЛИФК; М. 1967. - 22 с.

5. Гаврилова Е.В. Психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с социальной депривацией средствами коррекционной ритмики в условиях школы-интерната: автореф. дис. канд. психол. наук. Курск, 2006. - 23 с.

6. Голицын С.В. Пути совершенствования физического воспитания подростков в детских домах: автореф. дис. канд. пед. наук. Хабаровск, 1999. - 24 с.

7. Гречаник Р.Н. Коррекция психофизического состояния учащихся младшего школьного возраста в школах-интернатах: автореф. дис. канд. пед. наук. - М. 2009. -22 с.

8. Грязнов Д.В. Методика социально-педагогической реабилитации детей-сирот с использованием средств физической культуры: Дис. канд. пед. наук. Тула, 2005. - 152 с.

9. Гужаловский А.А. Исследование различных вариантов активного отдыха в режиме дня начальных классов школы-интерната: автореф. дис. канд. биолог. наук. М.,1963. - 24 с.

10. Ильин В.А. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в детских домах для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: автореф. дис. канд. пед. наук. ГЦОЛИФК; М. 1992. - 20 с.

11. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года// Постановление Правительства Российской Федерации от 17

ноября 2008 год № 1662-р - Изд-во: Общероссийский союз общественных объединений «Российская нация».

12. Конькина Е.В. Воспитание культуры здоровья старшего подротска в специализированной школе-интернате: автореф. дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2006. - 24 с.

13. Корнев А.В. Коррекция двигательных действий детей с умеренной умственной отсталостью на физкультурных занятиях в условиях детского дома-интерната: Дисс. канд. пед. наук. ГОУ ВПО "ШГПУ", 2008. - 158 с.

14. Кошман С.Н. Управление развитием региональной системы социализации детей-сирот: автореф. дис. кан. пед. наук. Нижний Новгород, 2009. - 42 с.

15. Леонтьева М.С. Дидактические условия формирования готовности к обучению в школе у детей-сирот в процессе физического воспитания: Дис. канд. пед. наук. Тула, 1998. - 164 с.

16. Макаренко О.И. Реабилитация слабовидящих детей 13-15 лет в условиях школы-интерната средствами физического воспитания: Дис. канд. пед. наук. СПб, 2000. - 119 с.

17. Монахова Е.Г. Формирование эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений средствами спортивного бального танца: автореф. дис. канд. пед. наук. Новокузнецк, 2005. - 26 с.

18. Официальные документы в образовании. Концепция Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы// Изд-во: ООО «Фирма «Частное образование», - 2007. - март - № 9.

19. Ромашов А.А. Педагогические технологии коррекции деликвентного поведения воспитанников школы-интерната средствами физической культуры и спорта: Дис. канд. пед. наук. Москва, 2007. - 165с.

20. Старовойтова О.Л. Спартианская модель олимпийского образования в школах-интернатах: Дис. канд. пед. наук. Смоленск, 2005. - 169 с.

21. Строева Е.В. Интегративный подход к методике формирования здоровья детей 6-7 лет в коррекционных детских домах средствами физической культуры: Дис. канд. пед. наук. Смоленск, 2006. - 163 с.

22. Усыновление в России // Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Департамент социализации и воспитания детей - Электрон. дан. - М. Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.usynovite.ru/statistics

23. Фирсанова Н.А. Коррекция психофизических нарушений у детей-сирот 1-3 лет с задержкой психомоторного развития средствами адаптивной физической культуры: Дис. канд. пед. наук. СПб. 2005. - 153 с.

24. Шипилов Р.М. Открытое физкультурно-образовательное пространство как условие подготовки студентов факультета физической культуры к педагогической практике: автореф. дис. кан. пед. наук. СПб, 2005. - 19 с.

25. Шпитальная О. А. Физическая рекреация младших школьников с проблемами интеллекта в условиях детского дома: автореф. дис. кан. пед. наук. СПб, 2000. - 21 с.

Источник: cyberleninka.ru