Составные части и задачи воспитания

Опубликовано 14.06.2013 12:11

Цель воспитания конкретизируется задачами воспитания, раскрывающими его основные стороны. К сторонам разностороннего воспитания относятся: умственное воспитание, нравственное воспитание, трудовое  воспитание, патриотическое воспитание  и политическое образование, физическое воспитание, эстетическое воспитание.

Все стороны воспитания связаны самым тесным образом. Успеха не добьется тот педагог, который попыта­ется изолированно решать задачи только одной какой-либо сторо­ны воспитания, игнорируя воспитательную ра­боту по другим направлениям.

Единство и взаимосвязь сторон воспитания проявляются в общей направленности задач каждой из этих сторон. Дополняя друг друга, они обеспечивают воспитание человека интеллектуально развитого, физически сильного и закаленного, готового к высокопроизводительному умственному и физическому труду и интенсивной общественной деятельности.

Рассмотрим теперь содержание каждой из составных частей воспитания и вытекающие из этого содержания задачи.

Умственное воспитание и формирование мировоззрения.

Под умственным воспитанием понимается целенаправленная планомерная деятельность по развитию умственных способностей воспитанников, вооружение их системой знаний о природе, обществе, мышлении и формирование на этой основе научного реалистического мировоззрения.

Умственному воспитанию придается большое значение, так как оно обеспечивает возможность добиться высоких результатов в любой человеческой деятельности и является фундаментом для решения задач других сторон воспитания.

Сейчас, в условиях бурного научно-технического прогресса, как никогда раньше, остро стоит вопрос о постоянном, непрерывном самообразовании человека. Для этого должны быть воспитаны желание и потребность в приобретении новых знаний в обеспечены соответствующие возможности для их удовлетворения и развития познавательных сил и способностей: внимания, naмяти, мышления, творческого воображения и т. д. Кроме того,.необходимо вооружить растущего человека умениями и приемами самостоятельно добывать знания.

Уверенным членом современного общества могут быть только люди, ясно видящие перспективы своей деятельности, глубоко убежденные в правоте своего дела и умеющие верно оценить все явления общественной и трудовой жизни, с которыми им приходится встречаться. Все это обеспечивается научным мировоззрением, формированием которого является одной из центральных задач умственного воспитания. Следует отметить, что формирование отдельных компонентов мировоззрения; осуществляется также и при решении задач других сторон воспитания, и в этом проявляется их тесная взаимосвязь.

Среди основных задач умственного воспитания можно выделить следующие:

1) вооружение систематическими, сознательно и прочно усвоенными знаниями основ наук и формирование на этой основе мировоззрения;

2) формирование умений и навыков, связанных с использованием полученных знаний в жизни. Вооружение умениями и приемами умственной деятельности, обеспечивающими самостоятельное приобретение знаний в целях самообразования;

3) воспитание стремления узнавать новое;

4) развитие внимания, памяти, мышления, речи, творческого воображения и других способностей, обеспечивающих успешное протекание познавательного процесса (любознательность, пытливость и т, д.).

Идейно-патриотическое и нравственное воспитание.

Идейно-патриотическое и нравственное воспитание осуществляются в единстве.

Под нравственным воспитанием понимается целенаправленная и планомерная деятельность по формированию у учащихся нравственных убеждений, черт характера, норм и правил поведения, определяющих их отношение к людям, обществу, государству, Родине, другим народам и странам.

Идейно-патриотическое воспитание заключается в вооружении системой философских, политических и правовых знаний, обеспечивающих формирование политических убеждений и идеалов. развитие связанных с ними нравственных чувств и, главное, формирование потребностей, умений и способности бороться за претворение этих убеждений и идеалов в жизнь. Таким образом воспитывается политическая зрелость человека и его высокая гражданственность, обеспечивается осознанный подход к оценке политических событий. Создается фундамент, на котором строится все его нравственное поведение. По своим задачам идейно-патриотическое и нравственное воспитание связаны самым тесным образом, так как обеспечивают единство общественных убеждений и нравственного поведения человека. Все дело воспитания, образования и обучения молодого человека должно быть подчинено воспитанию морали.

Нравственное и идейно-политическое воспитание обеспечивается решением следующих задач:

1) формированием нравственного, политического и правового сознания: понятий, убеждений, идеалов и элементов мировоззрения, определяющих нравственные и политические позиции человека;

2) выработкой навыков и привычек поведения, соответствую­щих принципам морального кодекса общества;

3) развитием социально-политических и нравственных чувств;

4) воспитанием моральных качеств личности и волевых черт характера, таких, как целенаправленность, инициативность, актив­ность, решительность, стойкость.

Трудовое воспитание.

Под трудовым воспитанием понимается целенаправленная де­ятельность по формированию у учащихся желания, стремления, готовности и способности трудом приумножать материальное и ду­ховное богатство.

Труд лежит в основе существования человеческого общества, ведь именно труду обязано оно своим зарождением и развитием.

Трудовое воспитание призвано обеспечить формирова­ние взглядов, убеждений, норм и правил поведения в области трудовых отношений. Задачами его являются:

1) вооружение знанием значения и места труда в жизни обще­ства и формирование убеждений в необходимости трудиться;

2) формирование умений и навыков в области самообслужива­ния и общественно полезной деятельности и воспитание на этой основе соответствующих привычек;

3) воспитание положительного отношения к труду, людям тру­да и результатам труда и нетерпимого отношения к любителям жить за чужой счет. Формирование интере­са к трудовой деятельности;

4) воспитание трудолюбия и ряда других морально-волевых ка­честв, необходимых для полноценной трудовой деятельности: добросовестности, ответственности, настойчивости в достижении трудовой цели.

В современных условиях трудовое воспитание немыслимо без политехнического (технологического) образования, которое служит базой профессионального образования и ориентирует молодого человека в современном производстве, помогая ему выбрать или изменить профессию в соответствии со своими склонностями и интересами.

Политехническое образование обеспечивает вооружение учащихся системой знаний об основах современного производства, его энергетике и предусматривает овладение рядом трудовых умений и навыков, имеющих базовое значение для освоения трудовых операций в различных областях человеческой деятельности.

Основными задачами политехнического образования являются:

1) ознакомление с основными принципами современного производства;

2) формирование умений и навыков (владение орудиями производства — как простейшими, так и относительно сложными, включая пользование различной техникой, чтение чертежей и простейших схем; организация собственной трудовой деятельности, культуры труда);

3) на фоне положительных переживаний, возникающих при трудовой деятельности, воспитание веры в свои силы и возможности и тем самым создание психологической готовности к труду;

4) развитие технического мышления.

Эстетическое воспитание.

Под эстетическим воспитанием понимается приобщение учащихся прекрасному в природе, искусстве и жизни.

Эстетическое воспитание направлено на обогащение духовного мира человека, помогает полнее и глубже понять окружающее. Ведущая роль в этом процессе принадлежит эстетическим чувствам. Поэтому задачи эстетического воспитания целесообразно решать в такой последовательности:

1) воспитание эстетических чувств;

2) вооружение знаниями законов красоты, воспитание понимания и переживания прекрасного и формирование на этой основе эстетических вкусов и идеалов;

3) формирование умений и навыков строить свою жизнь, свой быт по законам красоты и творить, создавать прекрасное (рисовать, ваять, петь, музицировать и т. п.);

4) воспитание качеств личности, связанных с созиданием и утверждением прекрасного в обществе, поведении и отношениях.

Физическое воспитание.

Специфической особенностью физического воспитания является целенаправленное воздействие на совершенствование форм и функций организма.

Предметом педагогического воздействия здесь служит в первую очередь тело человека и его биологические функции. В этом отли­чие физического воспитания от других сторон воспитания, в которых основное внимание направлено на воспита­ние и формирование интеллекта и психики и связанной с ними двигательной и поведенческой деятельности человека.

Специфика физического воспитания отражена в содержании первой задачи: содействовать гармоническому развитию форм и функций организма, укреплению здоровья и творческому долголе­тию человека.

Остальные задачи физического воспитания заключаются:

1) в вооружении специальными знаниями в области физичес­кой культуры и спорта;

2) в формировании умений и навыков прикладного и спортив­ного характера;

3) в содействии воспитанию положительных чувств и пережи­ваний, связанных с двигательной деятельностью. На этой основе необходимо формировать интересы, желания и потребности к си­стематическим занятиям физическими упражнениями;

4) в развитии и воспитании физических, моральных и волевых качеств, обеспечивающих полноценный характер двигательной дея­тельности.

Успешное осуществление физического воспитания должно обеспечиваться наличием квалифицированных педагогичес­ких кадров, хорошей материальной базой и соответст­вующей организацией самого процесса воспитания.

Источник: 30school.ru