Ростомашвили Л.Н. АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ

Для лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения, соответствующими органами образования, в соответствии с Законом Российской Федерации (1996) осуществляется обучение на дому. По данным Министерства Образования РФ (2002), в России насчитывается около 2 млн. детей с отклонениями в состоянии здоровья, нуждающихся в специальном образовании. Среди них 34 тыс. детей обучаются на дому. Значительное своеобразие нарушения развития каждого отдельного ребенка, опытно-экспериментальный путь нахождения методических приемов, форм, средств специального обучения, способов общения с ребенком для каждого конкретного случая. всё это определяет организацию индивидуального обучения и воспитания детей, обучающихся на дому. Подобная форма обучения применяется в тех случаях, когда обучающийся имеет тяжелые и множественные отклонения в состоянии здоровья, испытывает значительные затруднения во взаимодействии с окружающим миром, в восприятии учебного материала. Таким детям рекомендован индивидуальный подход, предполагающий психолого-педагогическую поддержку, учет особенностей нарушенного развития, индивидуальных способностей ребенка, особенностей развития моторики и пространственной ориентировки. Учебный план надомного обучения, к сожалению, не предусматривает занятий по развитию двигательной сферы и коррекции двигательных нарушений, обусловленных как основным нарушением в развитии, так и сопутствующими заболеваниями.

Развитие ребенка инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, разнообразии воспитательных воздействий (Е.С.Иванов, Д.Н.Исаев, 2000). В.А.Феоктистова (2005) отмечает, что воспитание в семье ребенка с тяжелыми нарушениями зрения требует от родителей большого самопожертвования. Родителям необходимо помнить, что ребенок с пониженным зрением прежде всего ребенок. У него такие же потребности и желания, как и у всех детей. Вот почему следует учитывать, прежде всего, потребности ребенка, а не сниженного зрения.

Один вариант, когда специалист АФК проводит занятия с ребенком в домашних условиях, в индивидуальной форме, 25. 30 минут. Другой. когда обучающийся посещает малогрупповые занятия в школе. Организация занятий предусматривает два этапа: на первом этапе рекомендуется изучить состояние здоровья ребенка (основной диагноз и сопутствующие заболевания), особенности психического развития, определить способы восприятия окружающего мира, особенности пространственной ориентировки, уровень развития сенсорной системы и моторики, определить способы общения с конкретным ребенком и пр. Разрабатывается индивидуальный маршрут развития двигательной активности и коррекции двигательных нарушений и согласовывается с родителями. При разработке индивидуального маршрута следует учитывать всю информацию, полученную на первом этапе. И только на втором этапе можно приступать к его реализации. Для успешной реализации маршрута необходимо создать «формирующую» среду обучения, которая будет способствовать познанию окружающего мира, повышать мотивацию к двигательной активности ребенка. В занятия, проводимые с ребенком с особыми образовательными потребностями, необходимо включать задания, направленные на развитие мелкой моторики рук, осязания, равновесия, согласованности, точности движений, дифференцировки движений по времени и усилию. Следует уделять особое внимание укреплению мышечно-суставнюго чувства. Из-за отсутствия зрительного подражания двигательный навык у детей с недостаточностью зрения формируется на основе мышечного чувства. Укрепление мышц спины, живота, плечевого пояса могут предупредить возникновение вторичных нарушений в развитии: в виде нарушений осанки, сколиозов. Развитие мелкой моторики рук и осязания будет способствовать успешному освоению системы чтения и письма по Брайлю, познанию окружающего ориентировки. Ознакомление со спортивным инвентарем, различным по форме, объёму, цвету повысят их уровень словарного запаса, представлений об окружающем мире. Использование звуковых сигналов, осязательных ориентиров в процессе АФВ будет способствовать развитию осязания, слухового анализатора. В результате развития двигательной активности повысится качество жизни ребенка, он поверит в свои силы, сможет осуществлять перенос сформированных двигательных навыков в процессе занятий в повседневную жизнь.

Источник: psihologia.biz