/ ШПОРЫ / Физ-ра (вопросы)

1. История создания теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста .

Предмет теория и методика физического воспитания детей разработан российским учёным Кенеман А.В. издан первый учебник. Первые исследования проведены А. И. Быковой в 1994 г. Она выделила круг задач, которые должны определять содержание физ. воспитания детей: оздоровительная и воспитательная.

Е.Леви – Гориневская – разработала методику «обучения детей движениям», исследовала особенности движений мальчиков и девочек, показала возможность дифференцированного обучения дошкольников движениям, обращалось внимание на создание гигиенических условий.

Т.И. Осокина в 1977г. Разработана программа физ. воспитания ребёнка дошк-го возраста, дополнила содержание задач физ-го воспитания детей; доработана и сделана более совершенной методика обучения детей основным видам движений (ходьба, метание, лазанье, бег, прыжки). Предложена новая методика обучения детей спортивным играм и упражнениям. Зимние виды: катание на санках, лыжах, скольжение; летние виды: езда на двухколёсном велосипеде, плавание.

Тимофеева – внесла вклад в методику организации и проведения с детьми подвижных игр. Ею разработана методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошк. возраста (1988).

В разработку содержания и методов физического воспитания детей дошкольного возраста большой вклад внесли крупные советские ученые: Е. А. Аркин, Л. И. Чулицкая, Е. Г. Леви-Гориневская, А. И. Быкова, Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина и др.

Многочисленные исследования по закаливанию - Е. Г. Леви-Гориневской, В. П. Спириной, Н. М. Аксариной, З. С. Уваровой и др.

Белорусские исследователи – З. И. Ермакова первая защитила диссертацию в Белоруссии - проблема: «Двигательная активность детей дошкольного возраста». Л. В. Карманова ввела в систему физ. воспитания детей ежедневные физические занятия. В. А. Шишкина раскрыв вопросы двигательной активности детей – создала ряд методических пособий: «За здоровьем в детский сад», «Система физического воспитания дошкольников», «Азбука движения малыша».

2. Основные понятия теории физического воспитания.

Воспитателю детского сада в своей работе не обойтись без знания специальных понятий теории и методики физического воспитания детей.

Физическое развитие   -  процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни в воспитания. В узком значении этот термин используется для обозначения биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетка, состояние осанки, жизненная емкость легких и т.д.). В детском саду не менее 2-х раз в течение года проводятся специальное обследование физического развития детей, определяется его гармоничность, соответствие возрастным физиологическим показателям. При отклонениях в физическом развитии с детьми проводится коррекционная работа.

Физическая подготовленность   - уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате изучения возможностей детского организма учеными были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения. Эти данные используются при разработке программ для дошкольных учреждений.

Физическое воспитание  -  педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового).

Физическая подготовка   - профессиональная направленность физического воспитания. Воспитатель детского сада как специалист по физической культуре должен обладать определенным уровнем двигательных умений и физических качеств, необходимых в работе с детьми.

Физическое образование   -  одна из сторон физического воспитания, направленная на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками.

Физические упражнения   - движения, двигательные действия, отдельные виды  двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.

Двигательная деятельность   - движения, направленные на физическое и двигательное развитие ребенка. Двигательная деятельность является средством разностороннего развития детей.

Спорт  -  специальная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов в разных видах физических упражнений, выявленных при проведении соревнований.

Физическая культура  -  часть общей культуры, характеризующая достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека.

3. Средства физического воспитания детей.

К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. На физическое развитие человека оказывают также влияние разнообразные движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, одевание и др.), массаж. Комплексное использование средств позволяет разносторонне воздействовать на организм.

Гигиенические навыки – включают режим дня; занятий, сна, бодрствования, питания, гигиену одежды, обуви, участка, групповой, комнаты, зала, физкультурных снарядов и пособий.

Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями улучшает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма.

Физические упражнения – основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, профилактики и коррекции психофизического состояния организма. К физическим упражнениям относятся только те виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре.

Танцевальные упражнения. сопровождаемые музыкой, способствуют формированию навыков правильной осанки, развитию физических качеств.

Массаж, воздействуя на кожу, влияет на весь организм человека.

4. Движения, физические упражнения – специфические средства физического воспитания.

В ДУ дети учатся выполнять разные виды физ. упражнений, прежде всего основных видов движений (прыжки, д\бег, метание, лазанье, ходьба).

Физические упражнения — это специальные движения, а также сложные виды двигательной деятельности, направленные на решение задач физического воспитания.

В воспитании ребенка физические упражнения занимают большое место. За период дошкольного детства при целенаправленном педагогическом воздействии в развитии движений происходят большие сдвиги: от непроизвольных, хаотичных движений до овладения всеми основными движениями, спортивными упражнениями.

Физические упражнения в разной форме включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные и музыкально-двигательные занятия, особенно много в разнообразных подвижных играх.

Движение одно из проявлений жизнедеятельности организма, обеспечивающее возможность его активного взаимодействия с окружающей средой.

Двигательная активность – естественная потребность в движении. Важный элемент двигательной активности – физические упражнения, направленные на развитие и физическое совершенствование людей. Недостаточность двигательной активности – гиподинамия – неблагоприятно сказывается на состоянии всех органов и систем организма.

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые 6 лет. В дошкольный период у ребёнка формируются основы всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.

Прежде всего, нужно создать условия для двигательной активности детей в групповой комнате :

- освободив место, соответствующим образом расположив мебель и оборудование;

- предоставить малышам в свободное пользование различные игрушки и предметы, стимулирующие его двигательную активность .

Необходимо чтобы в групповом помещении имелись: стремянка, гимнастическая скамейка, доски, ящики, мячи, игрушечные автомобили, тележки, коляски, паровозы, обручи и т.п.

5. Система физического воспитания дошкольников.

Система физического воспитания представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Система физического воспитания с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Целью  физического воспитания является формирование у детей основ ЗОЖ.

В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Среди оздоровительных задач   особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы; способность развитию всех групп мышц; совершенствованию деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, правильному функционированию внутренних органов, развитию центральной нервной системы, органов чувств.

Образовательные задачи   предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; получение элементарных знаний о своем  организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные задачи   направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

6. Роль белорусских ученых в создании современной системы физического воспитания детей.

В Республике Беларусь проблемами физического воспитания дошкольников занимались следующие исследователи:

З.И. Ермакова – первая защитила диссертацию в Белоруссии - проблема: «Двигательная активность детей дошкольного возраста».

Л.В. Карманова – ввела в систему дошкольного образования ежедневные физические занятия на воздухе. Ее 2-х летний эксперимент показал, что двигательные умения и навыки у детей, с которыми она занималась, значительно выше, чем у тех, с которыми занимались по физической подготовке 2 раза в неделю.

В.А. Шишкина – раскрывала вопросы двигательной активности детей, организации и формирования основ здорового образа жизни. Этим автором создано ряд методических пособий: «За здоровьем в детский сад», «Азбука движений» и т.д.

Л.Д. Глазырина – автор издания «Физкультурные занятия в группе «Малыши». В пособии представлена система занятий по физической культуре с детьми раннего возраста, описаны принципы работы в этой возрастной группе, приведены подробные конспекты занятий. Еще одна из ее работ: «Физическое воспитание и развитие ребенка». В пособии изложены материалы по истории физической культуры, характеризующие возникновение и развитие физического воспитания на разных этапах становления человеческого общества. Еще ее издания: «Физическая культура в 1 классе», «Двигательная деятельность в группе «Почемучки» и т.д.

В.А. Овсянкин и В.Н. Шебеко – «Физкульт-ура!»: авторская программа по физическому воспитанию детей и методические рекомендации по организации дополнительных образовательных услуг в дошкольном учреждении. В программу включены характеристики физического и личностного развития детей на каждом возрастном этапе, задачи физического воспитания, примерный двигательно-оздоровительный режим, содержание физкультурных знаний, двигательных и гигиенических умений и навыков, закаливание, которые даны с учётом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста. Представленные методические рекомендации направлены на развитие у детей двигательных способностей, творчества.

Т.Ю. Логинова – занималась исследованиями, связанными с развитием двигательной системы детей. Считала, что именно в детском возрасте формируются важные базовые двигательные умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности, из элементов которой в последствии и складывается двигательная деятельность взрослого человека.

М.П. Голощекина –  в своем исследовании показывает, что повышение двигательной активности детей достигается комплексным использованием различных средств физического воспитания: уплотнением в движениях, повышением эффективности проведения занятий по физкультуре, игр в первую и вторую половину дня, музыкальных занятий, гимнастики, индивидуальной работы по развитию движений как в помещении. Она подчеркивает, что при интенсивном выполнении детьми в течение дня разнообразных движений их двигательные навыки становятся более стойкими, осознанными и управляемыми.

7. Гигиенические факторы, способствующие осуществлению задач физического воспитания.

Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания. Так же большое влияние уделяется санитарно-гигиеническим условиям, в которых проводится занятия (групповые участки, спортивная площадка, физкультурные залы). Перед проведением занятия проводится сквозное проветривание и влажная уборка.

Чистота помещений, физкультурного инвентаря, игрушек, одежды, обуви служат профилактикой заболеваний. Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, регулярное и доброкачественное питание положительно влияет на деятельность органов пищеварения и обеспечивает своевременную доставку другим органам необходимыми питательными веществами, а значит, содействует нормальному росту и развитию ребенка. Полноценный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболевания глаз. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т.д.

8. Использование природных факторов в системе физического воспитания детей. Закаливание ребенка в дошкольном учреждении.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливает положительное влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность ребенка. В процессе занятий на воздухе при солнечных излучениях или в воде (плавание) возникает положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ и т.д.).

Естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи, механического воздействия на тело человека. Воздух с лесов, садов, парков, содержащий особые вещества финтоциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм человека. Солнечные лучи способствуют отложению витамина Д, убивает различные микробы и охраняет человека от заболевания РАХИТ.

Закаливание  — это повышение устойчивости организма ребенка к разнообразным воздействия внешней среды: жаре, холоду, ветру и т.д. Основные задачи закаливания - укрепление здоровых детей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям.

В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы: воздух, вода, солнечный свет - при соблюдении следующих условий :

1. Учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания.

2. Комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур.

3. Начинать закаливание с малых дозировок, постепенно увеличивая длительность процедур.

4. Систематичность закаливания - оно осуществляется круглый год, но виды его и методики меняются в зависимости от сезона и погоды.

5. Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры.

9. Основные принципы системы физического воспитания дошкольников.

1. Принцип гармонии трех начал,  проявляющийся в гармоничном соединении стержневых направлений развития ребенка: физического, духовного, интеллектуального. Любое физкультурное мероприятие требует активизации мыслительной деятельности, создания условий, в которых ребенок учится общаться, понимать и оказывать помощь тем, кто рядом.

2. Принцип гуманизации и демократизации проявляется в ориентации педагога на личность ребенка, особом внимании к его здоровью и развитию, в отказе от авторитарного стиля отношений с детьми, педагогических стереотипов рядом.

3. Принцип оздоровительной направленности, основанный на доминанте здоровья во всех формах работы с детьми. Важнейшим условием здоровья человека является тесная связь с природой. Формирование привычек ЗОЖ начинается с обращения, приобщения ребенка к природе,

4. Принцип тесного взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, который должен обеспечить повышение статуса семейного физического воспитания, установление партнерских отношений, сотрудничества с семьей.

10. Методы, используемые в практике физического воспитания детей.

Процесс обучения детей движениям состоит из следующих этапов: первоначального разучивания, углубленного разучивания, закрепления двигательного навыка и совершенствования техники.

На этапе первоначального разучивания  физического упражнения детей знакомят с новым двигательным действием и формируют умение выполнять его в общих чертах. Воспитатель показывает упражнение детям и подробно объясняет все элементы, которые входят в его состав.

На этапе углубленного разучивания  физического упражнения уточняется правильность выполнения деталей техники, вырабатывается умение выполнять их слитно.

Простые по содержанию и структуре движения воспитатель напоминает детям, не показывая их. Если движения сложные, нужны показ и объяснение. На этом этапе у детей активизируется внимание, творческое мышление и желание самостоятельно выполнить движение.

Этап закрепления двигательного навыка и совершенствования техники  стимулирует детей к самостоятельному выполнению движений, создает возможности применения их в играх. Воспитатель на словах регулирует движения дошкольников, предлагает творческие задания, направленные на воспитание у них творческого отношения к двигательной деятельности. Следовательно, этапы обучения физический упражнениям - это педагогический процесс взаимной деятельности воспитателя и ребенка, направленный на освоение последним двигательного действия.

11.Методы исследования в теории и методике физического воспитания.

Наблюдение

Педагогическое наблюдение состоит в восприятии деятельности детей, анализе деятельности педагога. Сущность наблюдения заключается в познании педагогического процесса.

Наблюдение может быть непосредственным, опосредованным, открытым, скрытым. Оно специально организуется, при этом разрабатывается система фиксации фактов, включающая в себя наблюдение за деятельностью педагога и ребенка. Педагогическое наблюдение позволяет в непринужденной, естественной обстановке изучить интересующие вопросы. В процессе наблюдения рекомендуется использовать разнообразные методы регистрации наблюдаемого: видео, аудиозаписи, фото и киносъемка и т.д.

Например: измеряются показатели психофизических качеств, физической подготовленности; проводится измерение: жизненной емкости легких посредством спирометрии

Анкета как метод исследования

В теории и методике физического воспитания широко используется анкетирование. Анкета состоит из специально подобранных вопросов и возможных стандартных вариантов ответов.

При подведении итогов анкетирования используется метод математической статистики.

Изучение документации и продуктов деятельности

Этот метод широко используется в исследованиях по физическому воспитанию. Изучается документация, система планирования и учета разнообразных форм двигательной деятельности. Изучаются данные физического развития, физической подготовленности, техники выполнения тех или иных движений ребенком и т.д.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент - организованная деятельность педагога-исследователя и детей с заранее поставленными исследовательскими целями.

Успех эксперимента зависит от теоретической и практической готовности исследователя, его знаний, интереса к намеченной проблеме, умения четко определить цель, продуманности системы и серьезного осмысления поставленных задач.

Педагогический эксперимент обычно состоит из констатирующего, формирующего и итогового. В констатирующем эксперименте проводится анализ. Каждый этап эксперимента имеет свои задачи, состояния работы по исследуемой проблеме.

В формирующем эксперименте - разрабатывается новое содержание, системный подход к разным формам организации двигательной деятельности и методика, которые проверяются на практике.

В итоговой. части экспериментальной работы осуществляется сравнительный анализ состояния работы до и после проведения эксперимента.

12. Задачи и содержание физического воспитания детей в комплексной программе д.о. «Пралеска »

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма человека, развитие физических качеств, способностей, формирование двигательных навыков и умений. Программа направлена на оздоровление детей, поэтапное достижение ими физического совершенствования с учетом индивидуальных особенностей, физической подготовленности и состояния здоровья Представлены также упражнения для развития физических качеств детей, новым содержанием дополнены подвижные и спортивные игры, включены в индивидуальную работу акробатические упражнения, элементы ритмики, поединки борцов Задачи физического воспитания в дошкольном детстве, конкретизируются с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей.

Оздоровительные задачи направлены на развитие форм и функций организма (костная система, мышечная, сердечнососудистая, дыхательная, нервная системы, внутренние органы, кожа), борьбу с заболеваниями, закаливание, повышение сопротивляемости организма под влиянием внешней среды.

Образовательные задачи включают формирование двигательных навыков, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, первоначальных знаний, связанных с физкультурными занятиями и освоением культурно-гигиенических навыков.

Воспитательные задачи включают необходимость выработки у детей потребности, привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, умения самостоятельно заниматься этими упражнениями дома и в дошкольном учреждении, развития нравственно-волевых качеств, положительных черт характера, двигательных качеств, способностей; содействие умственному, трудовому, эстетическому, нравственному воспитанию.

13. Двигательный режим дошкольного учреждения.

На повышения двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего и среднего, старшего дошкольного возраста.

Организованной формой в двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий инструктор по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты, на спортивных тренажёрах и др.

Для каждой возрастной группы разработан двигательно-оздоровительный режим, включающий :

1. специально организованные физ. мероприятия (утренняя гимнастика, физ. занятия, физкультминутка, гимнастика после дневного сна, игры и упражнения на прогулке, физкультурные развлечения, кружковая работа, домашние задания по физ. культуре);

2. совместная деятельность детей и взрослых (индивидуальная работа с детьми, имеющие отклонения в состоянии здоровья, разный уровень физ. развития и физ. подготовленности, ознакомление с дидактическими и настольными играми физкультурной тематики);

3. самостоятельную двигательную деятельность детей (утром, перед занятием, на прогулках, после дневного сна, в бытовой и игровой деятельности).

В целях оздоровления организма ребёнка во всех группах проводятся различные виды закаливания. В яслях это воздушные ванны и ходьба по корригирующим дорожкам. В младшей и средней группах добавляется дыхательная гимнастика. В старших группах - массаж стопы, гимнастика на постели, уход за полостью рта.

Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы. В зимний период проводятся лыжные прогулки, катание на санках. Для повышения выносливости проводится продолжительный бег в медленном темпе, бег трусцой.

14. Формирование основ здорового образа жизни дошкольникоа (анализ программы «Пралеска»).

Одним из принципов программы «Пралеска» является гармония трех начал - физического, духовно-нравственного, интеллектуально-познавательного развития ребенка, а также одной из основных задач -- охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни;, которая включает:

обеспечение полноценного своевременного и всестороннего психического развития ребенка;

формирование взаимоотношений с близкими, обеспечение эмоционального благополучия каждого воспитанника; создать развивающую среду – пространство самореализации;

помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;

сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям;

стимулировать дошкольника включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности;

направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка;

формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья..

Источник: www.studfiles.ru