ГЕНЕЗИС СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Доктор педагогических наук, профессор Г.М. Соловьев

Ставропольский государственный университет, Ставрополь

Ключевые слова: теория, физическая культура личности, телесная культура, физическое воспитание, цели воспитания, технология.

Возникновение основополагающей цели физического воспитания (формирование физической культуры личности) подготовлено развитием научной мысли в общей педагогике, психологии, философии и теории физической культуры и реформами системы образования в целом, отвечающими устремлениям общества к удовлетворению свобод интересов и потребностей личности. Хронологическая и содержательная сторона явления современной цели представляет особый определенный научный интерес в плане ее актуальности и актуализации - перевода из состояния желаемого будущего в состояние реальности.

Первая попытка определить сущность физической культуры личности была предпринята еще в начале 20-х гг. и формировалась как "осознанное отношение человека к физическому состоянию и развитию своего организма" [10].

Л.П. Матвеев и А.Д. Новиков (1976) под физической культурой личности подразумевали воплощенные в самом человеке результаты использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре в широком смысле слова (т.е. усвоенные человеком физкультурные знания, умения, навыки, достигнутые на основе использования средств физического воспитания, показатели физического развития и подготовленности). В этом определении выделяются три существенных элемента, характеризующих физическую культуру личности. К ним относятся: знания, умения, навыки, показатели развития. Их совокупность предполагает органическую взаимосвязь физического и интеллектуального как основу всестороннего развития личности.

Рассматривая проблему физической культуры в самовоспитании личности будущего учителя, М.Я. Виленский и В.А. Беляева (1985) отмечают, что единство физического и интеллектуального прослеживается на всем жизненном пути человека. Если оно оптимально, то человек достигает значительных высот в своем развитии. Если же этого не наблюдается и развитие умственных сил и способностей идет в отрыве от совершенствования физических способностей либо физическое развитие намного опережает умственное, то, как правило, и сам человек, и общество терпят издержки в формировании всестороннего развития личности. Обобщенная социально и личностно значимая педагогическая идея экстраполируется авторами на понимание сущностной стороны физической культуры личности и представляется ими как сложное системное динамическое образование, которое характеризуется уровнем ее физического состояния (здоровья, физического развития и подготовленности), осознанием способов достижения этого уровня и проявляется в различных видах спортивно-физкультурной деятельности (познавательной, организаторской, инструкторско-педагогической, собственно практической). Проявление личностью физической культуры связывается и с реализацией человека в повседневной деятельности в отношениях, в поведении, в образе жизни, труде, освоенных им культурных ценностях (физическое совершенствование, духовные ценности, представленные такими типами человеческой деятельности, как преобразовательная, познавательная, коммуникативная, ценностно -ориентационная). В основе физической культуры личности лежит органическое единство знаний, убеждений в их практическом использовании и непосредственной деятельности по их реализации. Повседневные практические занятия являются одним из основных показателей физической культуры личности [4].

Впервые в теории физического воспитания данное понятие трактуется с позиции психолого-педагогических характеристик. Вводятся такие его определения, как системное и динамическое образование, раскрывается содержание физкультурно-спортивной деятельности, подчеркивается взаимосвязь общей культуры и культуры физической, убеждений, ценностных ориентаций, а в итоге в целом просматриваются контуры структуры основных составляющих физической культуры личности: физическое совершенство, мотивационно-ценностные ориентации, физкультурно-спортивная деятельность.

В.К. Бальсевич (1988), рассматривая проблему физической активности человека, выделяет две основные группы ценностей в физической культуре: общественную и личную [1]. К общественной группе ценностей при этом относятся: общий уровень знаний о методах и средствах физического развития и совершенствования человека; общий научно-технологический потенциал физической культуры, который составляет ее интеллектуальную основу, включающую в себя обширный комплекс специализированных знаний о физической активности человека, о правилах, методах и условиях их реализации при воспитании человека; накопленный обществом опыт физического воспитания и физической подготовки молодежи; опыт организации физической активности; общественное мнение, уровень престижности физической культуры и структура факторов, определяющих ее популярность в обществе; уровень активности общества в сфере физической культуры (деятельность государственных и общественных институтов, деятельность политическая, организационная, пропагандистская, образовательная и воспитательная, финансово-экономическая и производственная).

Физическая культура личности каждого отдельного человека общества определяется В.К. Бальсевичем в целом теми же группами факторов, что и физическая культура общества. На первое место ставятся уровень, глубина, полнота и основательность знаний о сущности и правилах физической подготовки, методах организации физической активности, о путях и средствах физического совершенствования, о законах функционирования своего организма в процессе физической активности и т.д. Все это вместе характеризуется как уровень физкультурной образованности. Другой комплекс ценности физической культуры личности определяется совокупностью его личных физических двигательных достижений (физические качества, двигательные умения и навыки, работоспособность и т.д.). И, наконец, уровень физической культуры личности определяется структурой и направленностью мотиваций физической активности человека, в основе которой лежит физкультурная образованность.

Таким образом, раскрывая содержание физической культуры личности, В.К. Бальсевич выделяет в ее структуре три основные составляющие: знания (физкультурная образованность), двигательные достижения и мотивацию двигательной активности. Все перечисленные элементы системы физической культуры личности имеют тесную взаимосвязь и определяют содержание физкультурного воспитания. В этот период В.К. Бальсевичем вводятся термины: "физкультурное воспитание", "физкультурное образование", "физкультурная активность". Его теория о физической культуре личности не противоречит взглядам М.Я. Виленского и В.А. Беляевой, а напротив, дополняет ее с позиций активности личности в физической культуре и взаимообусловленности общественной физической культуры и личной.

Детерминируя место физической культуры и спорта в системе явлений культуры, В.И. Столяров (1988) констатирует, что физическая культура есть относительно самостоятельная область (сфера) культуры. Как и все социальные явления, она носит конкретно-исторический характер, поскольку составляющие ее компоненты меняются в процессе развития общества. При этом он подчеркивает, что важно различать физическую культуру отдельного человека, какой-либо социальной группы и общества в целом и физическую культуру в той мере, в какой она характеризует отдельного человека, выступает как физическая культура личности. В ее содержание он включает социально сформированные физические способности (умения и навыки) человека, связанные с ними знания, интересы, потребности, ценностные ориентации, а также освоенные личностью средства сохранения и совершенствования этих способностей, знания о том, как их использовать, умения и навыки применять их и соответствующие интересы, потребности, нормы.

При этом акцентируется внимание на том, что физическую культуру личности нельзя отождествлять просто с физическим развитием человека, что она включает в себя не любые физические качества человека, не все их стороны, а лишь те, которые являются результатом социализации: "Ее вообще нельзя сводить только к физическому, телесному". А в отношении понятия "телесная культура" он предлагает его замену термином "культура органического тела", на основе того, что у человека два тела - органическое и неорганическое [16].

Разделяя понятия "физическая культура личности" и "культура органического тела", В.И. Столяров, по существу, затрагивает философский вопрос о соотношении телесного и духовного в природе человека, о единстве их в содержании физической культуры личности и противоречии при ее отсутствии.

Рассматривая сущность, содержание и методику формирования профессиональной направленности в физическом воспитании будущих учителей, М.Я. Виленский, Р.С. Сафин (1989) схематично и описательно структурируют физическую культуру личности, добавляя в прежнее определение (М.Я. Виленский, В.А. Беляева) такие значения, как качественное развитие и интегральный результат профессиональной подготовки [5]. В разработанную модель физической культуры личности учителя включаются три основные составляющие: мотивационно-ценностные ориентации; физическое совершенство личности; физкультурно -спортивная деятельность.

Все три основные составляющие схематизированной модели физической культуры личности, в свою очередь, включают в себя подструктурные компоненты: мотивационно -ценностные ориентации - знания, мотивы, интересы, установки, убеждения, потребности; физическое совершенство - двигательные умения, двигательные навыки, физическое развитие, физическая подготовленность; физкультурно-спортивную деятельность - познавательную, пропагандистскую, инструктивно-педагогическую, судейскую, организаторскую, самосовершенствование. Все содержательные составляющие и их компоненты, или элементы физической культуры личности учителя, замыкаются на профессионально-педагогической деятельности.

Нетрудно заметить, что данная модель легко экстраполируется вообще на физическую культуру личности независимо от ее профессиональной принадлежности. Существенным является и то, что М.Я. Виленским и Р.С. Сафиным выделяются четыре уровня развития физической культуры личности: ситуативный; начальной грамотности; образованности; творческого использования.

Таким образом, значение слов "качественное развитие" в определении понятия "физическая культура личности", введенное М.Я. Виленским и Р.С. Сафиным, приобретает конкретный критериально-уровневый смысл. Предложенная ими структурная модель создает четкое представление о ее содержании с позиции психолого-педагогических характеристик и многофакторности, определяющих их. В 1989 г. М.Я. Виленским были опубликованы и другие работы, посвященные развитию и углублению теории о физической культуре личности [6 - 8].

Н.Н. Визитей (1989), исходя из методологических, социально-философских и педагогических аспектов, полагает, что проблема физической культуры личности идентична проблеме человеческой телесности и эти понятия следует использовать как равнозначные [3]. В качестве обоснования данного положения выдвигается предпосылка того, что любой социальный феномен есть всегда, помимо прочего, еще и действительно жизненное бытие человеческой субъективности, то есть для соответствующего субъекта не только духовный, но и деятельно-практический, телесный в конечном итоге акт, который обычно остается вне поля зрения.

По мнению Н.Н. Визитея, теория физической культуры - это, по сути, теория телесности человеческого индивида. "Тело находится в самодвижении, развивается, благодаря этому приобретает способность к самоопределению, замечает себя, становится для самого себя предметом, разворачивается в соответствующем качестве, взаимодействует с другими субъектами, другим телом". Здесь помимо важности двигательных актов подчеркивается их первостепенное значение в развитии человека. Именно потому, что человеческая сущность возникает непосредственно в недрах, в контексте практической двигательной деятельности, физическая культура служит базовым фундаментальным типом человеческой культуры.

Отождествляя, в отличие от В.И. Столярова, физическую культуру личности с культурой телесной, Н.Н. Визитей значительно сужает представление о физической культуре личности как о сложном социально и исторически обусловленном явлении. Более того, теория физической культуры не может быть теорией телесности человеческого индивида и только ею. И это следует из высказывания самого Н.Н. Визитея: "То, что мы называем физической культурой, есть фактически определенное сущностное единство и нравственной, и эстетической, и интеллектуальной, и деятельно -практической (собственно физической) культуры". Но неоспорима высказанная Н.Н. Визитеем мысль о том, что физическая культура является базовым фундаментальным типом человеческой культуры. В этом как раз и проявляются предпосылки философского и мировоззренческого представлений о данном социальном феномене.

Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи, подготовленная в 1989 г. инициативной группой под руководством М.Я. Виленского и П.А. Виноградова [8], ориентировала систему образования, педагогов на новый целевой подход к физическому образованию личности - ее физической культуре. Целевая установка в физическом воспитании детей и учащейся молодежи определялась:

- требованиями современного этапа развития общества и системы образования к формированию личности;

- необходимостью единства и преемственности физического воспитания на всех ступенях системы образования;

- возможностью ее конкретизации в критериях эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Интегральной целью физического воспитания для всех ступеней образования, согласно концепции, объявлялась физическая культура личности как органическое единство знаний и убеждений, ценностных ориентаций и мотивационно-потребностной сферы, физического совершенства и практической деятельности. Данная и последующая концепции развития физической культуры предопределили инновационное целеполагание в государственных образовательных стандартах и современных программах по физической культуре (1991 г. - Л.И. Лубышева, Г.М. Грузных; 1994 г. - М.Я. Виленский, В.И. Ильинич, В.А. Масляков, В.Г. Щербаков; 2000 г. - В.И. Ильинич, Ю.Л. Евелев), а также видоизменили и социально конкретизировали принципы физического воспитания, что соответствует цели развития физической культуры личности и общества в целом в самом широком понимании этого смысла, отраженного в программе 1991 г. Л.И. Лубышевой и Г.М. Грузных. Их теоретико-методическое обоснование физкультурного воспитания студентов внесло определенный вклад в развитие теории и практики физической культуры, в понимание социально -исторической необходимости переориентации приоритетов физической культуры. Основные идеи и направления формирования физической культуры личности представляются через создание и реализацию концептуальных положений развития культурного воспитания [10]. Их сущность заключается в следующем:

- в либерализации процесса физкультурного воспитания, изменении сложившихся педагогических авторитетов общественно-государственной системы физического воспитания, расширении сотрудничества и взаимной ответственности людей, создании условий перехода отношений объекта и субъекта воспитания в субъект-субъектные отношения, к педагогике сотрудничества, предоставлению каждой личности возможности овладения основами физической культуры на путях собственной реализации физических способностей;

- в гуманизации процесса физкультурного воспитания, ориентировке его на обязательный учет индивидуальных особенностей каждого человека;

- в непрерывном развитии процесса физкультурного воспитания, представляющего собой динамическое движение многовариативного педагогического процесса, построенного на использовании гибких методов и средств обучения, творческом поиске, новаторстве педагогов, самостоятельности и инициативе занимающихся;

- в гармонизации содержания физкультурного воспитания, обеспечивающего соразмерное духовное и телесное развитие.

При этом основные концептуальные положения концентрируются в перечне принципов физкультурного воспитания физической культуры. Основополагающим объявляется принцип единства мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности. Суть принципа деятельного подхода к освоению физкультурно -спортивной практики заключается в реализации ценностей физической культуры включением человека в процесс самообразования и самосовершенствования. Следующий принцип - вариативности и многообразия физкультурного воспитания - основывается на индивидуализации и дифференциации данного процесса. И, наконец, принцип оптимизации определяет необходимость достаточности физических нагрузок в организации педагогических воздействий, строго сбалансированных с индивидуальными особенностями. С точки зрения Л.И. Лубышевой (1991, 1992, 1993), с этих позиций задачи воспитания физической культуры видятся значительно шире и многообразнее, чем это представлялось до недавнего времени: " Имея богатый арсенал средств для решения проблем жизненно важного и прикладного значения, физическое воспитание, тем не менее, не может являться основополагающим процессом в формировании физической культуры личности. Тем более, что это и не входит в функции физического воспитания, определяемого в теории физической культуры как вид ". воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям (двигательным действиям) и воспитании (управлении развитием) физических качеств человека". Современная ориентация на творческое освоение физической культуры будущих специалистов требует от физического воспитания упорядоченного воздействия на его интеллектуальную, эмоционально-волевую и практическую деятельность. Вузовская практика показала, что, реализуя лишь специфические функции физического воспитания, достичь позитивных результатов в решении этой проблемы не представляется возможным" [12].

В этот период времени и последующие годы в литературных источниках просматриваются и дальнейшие попытки осмысления и развития теории физкультурного воспитания.

Физическая культура личности определяется В.П. Поповым (1992) как специфическая деятельность человека, направленная на физическое совершенствование, которая объективно фиксирует его участие в физкультурных занятиях. Системное моделирование содержания физической культуры личности дает возможность конкретизировать цель физического воспитания, объяснить причины участия или неучастия человека в физкультурных занятиях, уточнить саму категорию "физическая культура" [15].

И.М. Быховская (1993) физическую культуру личности представляет как ее потребность и способность к максимальной самореализации в качестве социально (ориентированного на воздействие с другим) и индивидуально-значимого субъекта на основе использования средств, отпущенных природой (телесно-двигательные характеристики) и преобразованных в соответствии с принципами культурообразованности в пределах их нормального функционирования [2].

Нельзя не согласиться с тем, что если физическое воспитание представляет собой лишь процесс обучения движениям и формирования физических возможностей, то оно лишается важнейшей своей функции - способствовать передаче культуры, замыкается на непосредственных образах освоения природных сил человека. Тем самым физическое состояние тела превращается в самоцель, а педагогический процесс - в средство достижения этой цели при забвении гуманистической ценности человека [9].

Продолжая развивать теорию физкультурного воспитания, Л.И. Лубышева (1997) отмечает, что ее содержание включает в себя три направления: социально -психологическое, интеллектуальное и двигательное (телесное) воспитание. Содержание социально -психологического воспитания сводится к процессу формирования жизненной философии, убежденности, потребностно-деятельного отношения и освоению ценностей физической культуры. Содержание интеллектуального воспитания предполагает формирование знаний, охватывающих широкий спектр философских, медицинских и других аспектов, тесно связанных с физической культурой. Двигательная (телесная) специфическая часть физкультурного воспитания содержит решение двигательных задач: формирование умений, навыков, развитие физических качеств. В этой связи физическое воспитание преследует более широкие цели воспитания личности через культуру посредством освоения ценностного потенциала физической культуры и представляется педагогическим процессом формирования физической культуры личности [13].

Таким образом, теория о физической культуре личности на определенном этапе своего развития закономерно трансформировалась в теорию и стратегию ее формирования, что создало предпосылку переоценки ценностей и содержания существующей системы физического воспитания с позиции социально-педагогических аспектов, философии персонализма, утверждающего идею о том, что основная задача педагогики - пробуждение личностного начала, т.е. создание условий пробуждения и развития у человека потребности быть личностью, и в частности в сфере физической культуры. В свою очередь, изменение представлений о цели и задачах физической культуры обусловило необходимость переориентации, перестройки системы физического воспитания в научно обоснованную, комфортную, действенную и полезную в социальном и личностном плане государственную систему воспитания физической культуры. Поэтому предпринятые попытки концептуально обосновать теорию воспитания физической культуры в 1991 - 1993 гг. в плане становления новой системы имеют особую социальную значимость. Положения и принципы ее концепции основываются на радикальных переменах в жизни общества, культуре, образовании, идеологии демократизма. Несомненно, она не является окончательно завершенной и, естественно, будет углубляться, уточняться и конкретизироваться в плане понятийного аппарата, критериальных, диагностируемых характеристик и технологичности.

Необходимо признать идею Экхарда Майэнберга, в некоторой степени созвучную нашим проблемам, о том, что одним из главных предметов исследований в педагогике физической культуры должен являться круг вопросов, связанных с проблемой цели, то есть с нормативной смыслоориентирующей функцией воспитания. Эти вопросы напрямую связаны с деятельностью преподавателя физической культуры, и не в силу каких-то внешних или субъективных факторов, а потому что для профессионального преподавания (без всякого преувеличения) они имеют экзистенциальное значение [14]. Выяснение цели составляет главное содержание преподавания, поскольку педагог постоянно занят тем, что ставит перед собой определенные цели, дает им обоснование, критически изучает их реализацию и ставит перед собой новые цели. Можно сказать, что в рамках педагогики физической культуры практически не ведутся исследования в области целевой проблематики. Имеются лишь единичные попытки дать этим целям научное обоснование. Между тем цели в области физической культуры, воспитания постоянно изменяются. У каждого времени свои цели; ибо цели - это не нечто вневременное, неподвластное никаким изменениям, а наоборот, они довольно восприимчивы к тенденциям социального, экономического, политического, культурного характера. Цели воспитания обладают ориентирующей, упорядочивающей, структурирующей и нормирующей функциями. Ведущая идея целей носит, как правило, относительно обобщающий, абстрактный характер, но в то же время они должны быть вполне конкретны, поддаваться качественным характеристикам и признакам их оценки.

На это и была нацелена наша деятельность при разработке педагогической технологии формирования физической культуры личности. Методологическими ориентирами исследования выступали системные, культурологический и личностно деятельностные подходы. Теоретическим фундаментом - теории личности и общения, теории и технологии обучения, теории физического воспитания, теории физической культуры личности. Все это позволило детерминировать понятие "физическая культура личности", уточнить основные составляющие этой культуры, компоненты качеств, признаки этих качеств и уровни, в целом - смоделировать процесс, основанный на технологическом обеспечении учебно-познавательной, творческо -практической деятельности субъектов образования и определить возможности технологизации учебно-воспитательного процесса по физической культуре [10].

Литература

3. Визитей Н.Н. Физическая культура личности (проблемы человеческой телесности: методические, социально-философские, педагогические аспекты). - Кишинев: Штиинца, 1989, с. 3 - 25.

Источник: lib.sportedu.ru