Творческий отчёт учителя физкультуры МБОУ СОШ №1 Кришталь Н.И.

Подвижные игры в системе физического воспитания школьников

  Подвижные игры являются одним из важных средств формирования у детей и подростков высоких нравственных и физических качеств. Особенно большое место подвижные игры занимают в физическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как они благоприятствуют комплексному совершенствованию двигательных навыков, нормальному физическому развитию, укреплению и сохранению здоровья. В школьной программе для учащихся младших классов подвижные игры занимают наибольший вес среди средств физического воспитания детей.

Гигиеническое, оздоровительное значение подвижных игр заключается в благотворном их влиянии на сердечнососудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Игры на открытом воздухе способствуют закаливанию детей. Широкое использование подвижных игр способствует снижению гиподинамии, так как компенсирует дефицит двигательной активности детей. Подвижные игры могут быть средством активного отдыха после длительной умственной деятельности. С этой целью их применяют на переменах в школе, после окончания уроков в группах продленного дня. Подвижные игры применяются и в специальных лечебных учреждениях при восстановлении здоровья больных детей.

Чрезвычайно разнообразно образовательное значение подвижных игр. С их помощью закрепляются и совершенствуются двигательные навыки, усваиваются определенные знания. Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта (спортивным играм, легкой атлетике, гимнастике, плаванию и др.). Такие игры направлены на совершенствование и закрепление разученных предварительно технических приемов и тактических действий.

Широко используются подвижные игры для развития у дошкольников и младших, школьников быстроты, ловкости, гибкости и создания предпосылок развития силы и выносливости.

Большое место в занятиях физической культурой отводится соревнованиям. Наибольшим успехом у школьников используются соревнования в игровых видах. Однако, многие школьники лишены возможности участвовать в соревнованиях по спортивным играм, т.к. не владеют техникой и тактикой игры. Решить проблему можно, организуя соревнования по подвижным играм. Соревнования могут проводиться как по отдельной подвижной игре, так и по комплексу игр ("Веселые старты").

Для проведения соревнований по отдельной подвижной игре можно использовать игры, подводящие к баскетболу («Мяч ловцу»), волейболу («Пионербол») и др.

Группировка или классификация подвижных игр удобна для подбора игрового материала, применяемого в учебной и внеклассной работе. Группировка, это разделение всего объема подвижных игр на отдельные части по определенным признакам.

В условиях школы все учащиеся делятся на 3 возрастные группы: учащиеся младшего, среднего и старшего возраста. С учетом возраста и осуществляется подбор игр для решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач.

В зависимости от характера организации играющих выделяют 3 типа игр:

1. Игры без разделения на команды с водящим и без водящего.

2.          Игры, переходные к командным играм.

3.    Игры с разделением на команды. Они могут проводиться с вступлением в соприкосновение с соперником или без соприкосновения с соперником.

По уровню сложности двигательных действий и взаимодействий играющих различают игры простые и сложные. К сложным играм относятся игры с трудно выполнимыми двигательными действиями и сложными взаимодействиями.

По уровню двигательной активности играющих подвижные игры делят на следующие группы:

1. Игры большой подвижности (все или большинство играющих участвуют одновременно в беге, прыжках и других движениях, выполняемых с высокой интенсивностью).

2. Игры средней подвижности (группы игроков выполняют активные двигательные действия, или все вместе движения без бега и прыжков).

3. Малоподвижные игры (активные действия выполняют 1-2 игрока, или все выполняют спокойные движения).

По двигательному содержанию игры (кроме зимних игр и игр на воде) подразделяются на игры с элементами общеразвивающих упражнений, имитационные игры, игры с бегом, с прыжками, с мячом, с метанием, с лазанием и др.

Группировка игр по преимущественному проявлению физических качеств позволяет выделить игры на ловкость, на быстроту, на силу, на выносливость, на гибкость.

Условно в организации и проведении игры можно выделить несколько этапов.

1 этап. Подготовка к проведению игры. Включает выбор игры, который зависит от многих факторов (задач в занятии, возраста, количества занимающихся, места занятий и т.д.). К этому этапу относится подготовка места для игры, инвентаря, разметки площадки. Проведение предварительного анализа игры.

2 этап. Организация играющих. Руководитель группирует участников, делит их на подгруппы, выделяет помощников, капитанов, выводит участников на исходные позиции для игры. Представление о новой игре у играющих создается посредством краткого рассказа содержания игры и правил, показа, опробования действий в игре, уточнения правил.

3 этап. Руководство процессом игры. Руководитель должен активно управлять играющими: следить за дисциплиной, помогать в исправлении ошибок, вносить поправки в правила, поддерживать слабо подготовленных детей, организовывать объективное судейство в ходе игры. Для регулирования нагрузки должен применять кратко временные перерывы, увеличивать или уменьшать размеры площадки, удлинять дистанции пробежек, разделять играющих на большее количество подгрупп, увеличивать количество инвентаря в игре и т.д. Руководитель обязан закончить игру, когда дети еще не переутомились и проявляют к ней интерес. Он группирует детей и организует уборку, инвентаря.

4 этап. Подведение итогов игры. После окончания игры руководитель должен объявить ее результаты, с помощью опроса выделить лучших игроков. При кратком разборе уточняются детали игры, улаживаются конфликты. Разбор помогает руководителю уяснить, насколько усвоена игра, что понравилось и над чем надо работать в дальнейшем.

Методика проведения школьного урока по подвижным играм (1-4 классы). Подвижные игры используются на уроках физической культуры для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствие с требованиями школьной программы.

При планировании учебного материала, как по четвертям, так и поурочно необходимо предусматривать последовательность прохождения и повторность игр. В начале учебного года проводят более легкие игры, а к концу их усложняют. В начале 1 четверти закрепляются игры, освоенные в предыдущем учебном году, а в конце 1, во 2 и 3 четверти разучиваются новые игры.

Подвижные игры можно включать во все части   урока. Так комплекс общеразвивающих упражнений в подготовительной части можно провести в процессе подвижной игры «Смена мест». В заключительной части можно использовать игру «Группа смирно».

Уроки физкультуры в этой возрастной группе могут включать одну или несколько игр, или полностью состоять из подвижных игр.

В основной части игры большой подвижности должны чередоваться с играми малой подвижности. Учащиеся младших классов учатся играть, изучая правила и содержание довольно простых и преимущественно некомандных, сюжетных игр. Начиная с 3-го класса, в уроки включают простейшие командные игры, где нужно не только соблюдать правила игры, но и уметь решать общие для всей команды задачи.

Для решения образовательных и воспитательных задач используют широкий круг подвижных игр с бегом, прыжками, равновесием, ползанием, ритмичной ходьбой.

Для проведения подвижных игр в младших классах нужны пособия и инвентарь. У детей зрительный рецептор развит слабо, поэтому необходимо использовать красочный инвентарь.

Объяснять игры детям нужно кратко, так как они стремятся   быстро воспроизвести все сказанное руководителем в игре. Дети любят речитативы, как сигналы к началу игры. Пользоваться свистком с учащимися этого возраста нежелательно, так как сигнал свистком может вызвать у детей тормозные процессы.

При проведении урока подвижных игр следует добиваться, чтобы все учащиеся получали примерно одинаковую нагрузку, для чего преподаватель должен стремиться создавать равные условия активного участия в играх всех занимающихся. Если игра требует временного вывода проигравших, то удаляют их ненадолго. Нельзя выводить детей из игры за ошибки.

Физическую нагрузку на уроке нужно строго регулировать и ограничивать. Общая длительность игры должна быть небольшой. В играх с продолжительным бегом, прыжками нужно устраивать перерывы.

Внеурочные формы проведения подвижных и спортивных игр в школе и их характеристика. Оптимизация двигательного режима школьников практически невозможна, если не использовать богатые возможности подвижных и спортивных игр. Чередование учебного труда и активного отдыха позволяет бороться с утомлением, увеличивать работоспособность школьников и эффективность обучения. С этой целью полезно использовать игры на переменах, на прогулках (в группах продленного дня), в программе спортивного часа и спортивного праздника, а также внеклассные занятия в секциях школьного коллектива физкультуры.

Игры на переменах - это одна из форм физкультурно-оздоровительной работы, которая активизируют отдых детей после урока и поддерживают работоспособность на достаточно высоком уровне. Исследования показывают, что школьники, участвовавшие в играх на переменах, в четыре раза меньше отвлекаются на следующем уроке. Для этих целей больше всего подходят игры малой и средней интенсивности. В младших классах используют такие игры, как "Найди предмет", "Кто подходил", "День и ночь", и т. д.

В группах продленного дня ежедневно проводится час занятий физической культурой, помогающий ликвидировать гиподинамию и решать задачи физического воспитания. Спортивный час состоит из различных самостоятельных занятий детей физическими упражнениями, в том числе подвижными и спортивными играми. Как правило, он проводится на игровых площадках.

B качестве физкультурно- оздоровителъных мероприятий с проведением подвижных и спортивных игр используют занятия в кружках физической культуры в спортивных секциях и в секциях общей физической подготовки, туристские походы, а также дни здоровья, мероприятия в режиме учебного дня, спортивные праздники и вечера. Такие соревнования по подвижным играм, как «Веселый час», «Веселые старты» вызывают живой отклик у ребят. Большой интерес у школьников вызывают соревнования на первенство школы по видам спортивных игр. Большую работу в организации и проведении подобных соревновании осуществляют сами школьники, выступая в качестве судей, организаторов-инструкторов.

Многообразие форм позволяет удовлетворять индивидуальные интересы в физическом совершенствовании, расширяет объем двигательной активности школьников. Все это привлекает к систематическим занятиям физическими упражнениями большое число учащихся, расширяет и усиливает воздействие классно-урочных занятий, укрепляет здоровье школьников.

Источник: school1kr2008.narod.ru