Свежие публикации

- гуманизация процесса воспитания ориентирует его на обязательный учет индивидуальных особенностей каждого человека, развитие самостоятельности личности, приобщения людей к здоровому образу жизни, высоким эстетическим идеалам и этическим нормам поведения в обществе;

- непрерывное развитие физкультурного воспитания, представляющее собой динамическое движение поливариантного педагогического процесса, построенного на использовании гибких методов и средств обучения, обуславливает творческий поиск и новаторство педагогов, а также самостоятельность и инициативу занимающихся;

- гармонизация содержания физкультурного воспитания обеспечивает соразмерное представление в нем процессов духовного и телесного развития человека, использование средств физической культуры как социально-культурной предпосылки для гармонического формирования и реализации всего спектра способностей индивида.

Внедрение рассмотренных концептуальных положений в практику возможно при условии формирования принципов, обосновывающих теоретическую и методологическую направленность физкультурного воспитания. Суть этих принципов отражает ряд закономерных черт его развития, конкретизирует и представляет конструктивный смысл системного построения данного процесса.

Основополагающим принципом физкультурного воспитания является единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности, обуславливающее образовательную, методическую и деятельностно-практическую направленность воспитательного процесса. В основе этого принципа лежат идеи выдающегося ученого Л. С. Выготского, утверждающего, что личность должна в активной форме, посредством деятельности, присвоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры. Только тогда, по его мнению, личность может стать полноценным членом общества. Согласно этим идеям можно утверждать, что психофизическое развитие личности осуществляется не только посредством приобретения социально-практического опыта, но и через формирование её мировоззрения и усвоение системы знаний.

К основным принципам физического воспитания следует отнести: принцип деятельностного подхода, принцип поливариантности и многообразия, принцип оптимизации.

Последовательная реализация сформулированных положений и принципов физкультурного воспитания предоставляет возможность достижения гармонического духовного и телесного развития личности. Рассмотрим основные научные подходы к освоению ценностей физической культуры.

6. Обзор методик здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольных образовательных учреждениях

На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова.

Т. Н. Доронова - кандидат педагогических наук в своей программе «Радуга» обращает внимание на воспитание и развитие детей детского сада. Она отдавала предпочтение самому важному предмету воспитания - физической культуре. Ею определены основные формы работы с детьми в главе «Растим здорового ребенка» по двигательному режиму, закаливанию, физкультурно- оздоровительной работе. Вся работа вынесена в разделы «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Суточный режим жизни», «Бодрствование», «Сон», «Питание», «Навыки здоровья», «Формируем культуру движений». Постепенно ребенок овладевает основными культурно - гигиеническими навыками, знакомится с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. Ею освещены важные на современном этапе вопросы поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей, умению избегать или даже предварять их. Т. Н. Дороновой раскрыты средства и формы физического воспитания

Программа авторского коллектива под руководством Л. А. Венгер «Развитие», в которую заложены два теоретических положения: 1.теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к гуманистическому пониманию, 2. концепция Л. А. Венгер о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. Данная программа не содержит задач по физическому развитию ребенка. А М. Д. Маханева и доктор психологических наук О. М. Дьяченко в 2000 году разработали методические рекомендации по воспитанию здорового ребенка к программе «Развитие». Они содержат в себе, с одной стороны, общую характеристику средств, обеспечивающих здоровье ребенка (гигиенические, закаливание, физические упражнения), с другой - конкретные описания физкультурных занятий проводимых в зале. Они ценны тем, что позволяют использовать их при планировании самых различных сторон организации здорового образа жизни детей, сочетая занятия по программе «Развитие» и ряд дополнительных с проведением необходимых оздоровительных мероприятий. М. Д. Маханева обращает большое внимание на правильное питание детей, на необходимость его полноценности. Ею критикуется общепринятая система физического воспитания, которая не может решить проблемы на современном этапе, так как не учитывает конкретные условия детских учреждений в разных регионах России, не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями и здоровьем, не реализует потребности детей в движении.

В. Т. Кудрявцев (доктор психологических наук) и Б. Б. Егоров (кандидат педагогических наук) определили идею комплексного междисциплинарного подхода к вопросу физического воспитания дошкольника. Их Программно-методическое пособие отражает две линии оздоровительно - развивающей работы: приобщение к физической культуре, развивающая форма оздоровительной работы. Они критикуют устоявшийся подход к физкультурно-оздоровительной работе дошкольников, говорят о необходимости кардинального пересмотра существующих методов физического воспитания в дошкольных учреждениях, школах. В. Т. Кудрявцев и Б. Б. Егоров указывают на ряд противоречий существующих на современном этапе. Роль движений в целостном психологическом развитии является очевидной и общепризнанной и потому не требует какого-то особенного обоснования. С другой стороны, двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка- дошкольника. Они вынесены на их взгляд, на периферию образовательного процесса. То же они говорят об оздоровительной работе. Все это на их взгляд ведет к утрате источников развития ребенка, росту детской заболеваемости. Авторы программы исходят из того, что: «ребенок - это целостный духовно-телесный организм - средоточник, посредник и преобразователь значимых для него природно и социально-экологических связей. Общая цель данной программно-методического материала состоит в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.

Развивающая педагогика оздоровления состоит из 4 разделов. И постепенно оформляется на стыке возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Одним из его зачинателей был российский ученый-педиатр и педагог Ю. Ф. Змановский. Названному направлению присущ ряд отличительных черт:

1.Представление о здоровом ребенке как эталоне и практически достижимой норме детского развития.

2.Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.

4. Индивидуально - дефферинцированный подход является ключевым, системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми.

Кандидат педагогических наук, доцент Н. Н. Ефименко (Украина) в 1999 году выпустил программу «Театр физического развития и оздоровления» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ней автор сформулировал основные принципиально новые системы физического воспитания и оздоровления детей первых 10 лет жизни. Данная система опирается на объективные законы развития человеческого организма. Красной нитью проходит идея превратить однообразные занятия в занятия-спектакли, дарящие детям радость и приносящие пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений. Автором разработаны 10 профессиональных заповедей: «Следуй логике природы - педагогика должна быть естественной»; «Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающей спирали»; «Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнениях, подбирай подготовительную часть занятия в соответствии с «эволюционной гимнастикой». Деление занятий на 3 части должно быть не формальным, а по физиологической сути. «Театр физического воспитания дошкольников», играя - оздоравливать, играя - воспитывать, играя - развивать, играя - обучать. Физическое воспитание должно заряжать детей положительными эмоциями. Двигательный портрет дошкольника рисует методика игрового тестирования, «создавай тренажеры сам», «Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции», «Через движение и игру - к воспитанию Человека будущего: комплексная педагогика жизни».

В программе «Основы безопасности дошкольников» В. А. Ананьева в разделе «Здоровье человека и окружающая среда», «Здоровье и образ жизни человека» автор ставит задачи развития физической активности детей, их нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться. Пути решения задач: занятия, игры - занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, использование эмоционально- привлекательных форм. Работа с родителями направленная на оздоровление детей и на развитие их физической активности.

Программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», разработанная кандидатами психологических наук Н. Н. Авдеевой и Р. Б. Стеркиной, кандидатом педагогических наук О. Л. Князевой. Авторы отмечают, что безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в жизненных различных ситуациях, в том числе и неожиданных. Определяя основное содержание работы по ОБЖ и направления развития детей, авторы программы посчитали необходимым выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность жизни. Основное содержание работы по программе должно строиться, по мнению авторов, по нескольким направлениям:

1. Ребенок и другие люди.

2. Ребенок и природа.

3. Ребенок дома.

4. Эмоциональное благополучие ребенка.

5. Ребенок на улицах города.

6. Здоровье ребенка.

Содержание последнего раздела «Здоровье ребенка» представляет для нас научный интерес, поскольку позволило выявить, какое содержание работы предлагают авторы в этом разделе, каков его объем, какими средствами предлагают его решать. Так, авторы содержание раздела направляют на формирование у ребенка представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Ребенок должен знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.

Таким образом, анализ содержания современных программ для дошкольных учреждений позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы авторами проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение.

Список использованной литературы

1. Безносиков И. Я. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Мн. « Четыре четверти». 19с.

2. Буцинская П. П. Васюкова В. И. Лескова Г. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду.-М.:Просвещение, 1990.-175с.

3. Васильков А. А. Теория и методика физического воспитания.-Ростов-на-Дону, Феникс,2008.-381с.

4. Глазырина Л. Д. Овсянкин В. А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста.-М.:ВЛАДОС, 2001.-176с.

5. Грохольский Г. Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ. - Мн, 19с.

6. Гужаловский А. А. Основы методики и теории физической культуры: учебник для техникумов физической культуры. - М. Физкультура и спорт, 19с.

7. Запорожец А. В. Маркова Т. А. Основы дошкольной педагогики. М. 1980. 48с.

8. Кенеман А. В. Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебник - М. Просвещение, 198с.

9. Коряковский И. М. Теория ФВ: учебник для средних физкультурно - учебных заведений. - М. Издательство «Физкультура и спорт». 1998.-271с.

10. Леонтьев А. Н. Современная психология. М. 1983, - 227с.

11. Матвеев А. П. Мельников С. Б. Методика физического воспитания с основами теории.- М.:Просвещение, 199с.

12. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М. Издательский центр «Академия» 2001.-368с.

13. Физическая культура в жизни детей дошкольного возраста (методология и методика исследования), часть 1. - М. 1985.- 59с.

14. Холодов Ж. К. и Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. Пособие для студентов вузов. - М. Издательский центр «Академия», 20с.

15. Шебеко В. Н. и Ермак Н. Н. Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников. М. ACADEMIA, 20с.

Роль воспитателя в освоении дошкольниками знаний о физической культуре.

В настоящее время умственное воспитание детей, как правило, осуществляется на фоне подавления их двигательной активности, т. е. существует реальный разрыв между физическим воспитанием и всей остальной системой образования (И. М.Козлов). Чтобы решить данную проблему, я считаю, необходимо, во-первых. изменить отношение общества к физической культуре, т. е. рассматривать ее действительно как часть системы образования, и, во-вторых. создать условия, чтобы сам педагог стал носителем положительного отношения к освоению физкультурных ценностей, т. е. физкультурных знаний и связанных с ними умений и навыков. Поскольку именно он приобщает детей к двигательной деятельности, раскрывает творческие возможности и способности каждого ребенка и может реально осуществлять взаимосвязь физического воспитания с другими видами воспитания и обучения дошкольников. Педагогу действительно принадлежит первостепенная роль во всей учебно-воспитательной работе в дошкольном учреждении, в том числе в области физического воспитания.

Под влиянием личности воспитателя по физической культуре развивается потребность в движении, интерес к физическим упражнениям. Чтобы служить «личным примером» в процессе овладения физкультурными знаниями и связанными с ними умениями и навыками, составляющими ценностную основу физической культуры, педагог сам должен иметь хорошую физическую подготовленность, т. е. владеть необходимыми, причем постоянно усложняющимися, двигательными умениями и навыками в основных движениях (ходьба, бег, лазанье, перелезание, ползание, прыжки с места, с разбега в длину, в высоту), спортивных упражнениях (катание на коньках, ходьба на лыжах, катание на велосипеде ), подвижных и спортивных играх (баскетбол. волейбол, футбол и др.).

Только в этом случае воспитатель будет выполнять свою социализирующую функцию, т. е. осуществлять передачу детям знаний и связанных с ними умений и навыков, составляющих основу любого направления воспитательного процесса. Это требует создания условий для приобщения детей к двигательной деятельности, организации процесса воспитания по определенной системе, выбора наиболее целесообразных средств, форм и методов работы в конкретных условиях, раскрытия творческих возможностей и способностей каждого ребенка, реального осуществления взаимосвязи физического воспитания с другими видами воспитания и обучения дошкольников.

Чтобы успешно решать основные задачи физического воспитания, воспитатель должен владеть необходимым объемом знаний о месте физической культуры в здоровом образе жизни и способах сохранения здоровья, об анатомо-физиологических и психологических особенностях функционирования детского организма, о технике выполнения того или иного физического упражнения, методическим инструментарием проведения всех форм работы по физическому воспитанию. Приведем примеры.

Техника выполнения обычной ходьбы. Положение корпуса прямое, плечи расслаблены и расправлены, немного отведены назад и вниз, голова приподнята (зрительный контроль пути 2-3 м от ног), живот подтянут. Движение рук и ног согласованы, при шаге правой ногой ребенок делает мах левой рукой вперед, а при шаге левой – правой рукой. Ровный, свободный, энергичный, ритмичный шаг, с перекатом с пятки на носок, слегка разворачивая стопы наружу. Правильная осанка дыхание ритмичное, спокойное, носом или ртом.

Техника выполнения бега с отведением назад согнутой в колене ноги. Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (пяткой надо стараться достать ягодицу).

Однако целью занятий физической культурой в настоящее время считают укрепление здоровья детей и организацию здорового образа жизни через владение знаниями о функционирование своего организма и способах его защиты (И. А.Аршавский, Б. Б. Егоров, Ю. Ф.Змановский, С. А. Козлов, В. Т. Кудрявцев); поэтому интерес к физическому развитию, к совершенствованию собственных двигательных навыков («эмоциональное переживание определенной потребности») является одним из условий процесса формирования определенного набора потребностей в иерархии. Такие потребности наиболее благоприятны для физического развития и здоровья, а в этом процессе, по нашему мнению, именно взрослый выступает в качестве побуждающего мотива деятельности (стремление ежедневно заниматься физическими упражнениями, зарядкой, закаливанием); в данном случае такого вида деятельности. который благоприятен для здоровья ребенка.

Вообще, решение социально-педагогических задач физического воспитания сводится к формированию у детей потребностно-деятельностного отношения к физической культуре, а также интереса к освоению физической культуры.

Отсутствие интереса можно объяснить только одним – недостаточной организацией педагогического процесса, основанного на творчестве самого воспитателя. Неслучайно П. Ф. Лесгафт считал, что чем менее разнообразны движения у ребенка, тем менее разнообразны движения у ребенка, тем менее ловкости и грациозности мы у него встретим.

С целью поддержания собственного интереса воспитателя к организации физического воспитания дошкольников целесообразно вовлекать их в выполнение творческих и познавательных заданий. На практике хорошо зарекомендовали себя такие формы работы, как решение проблемных ситуаций, выполнение блиц-заданий, разгадывание кроссвордов.

Так, например, педагогам хорошо поупражняться в решении таких педагогических ситуаций.

1. Воспитатель первой младшей группы приготовил для игрового задания «Догони мяч!» столько мячей, сколько детей в группе. Правильно ли он поступил?

2. В средней группе в начале года была организована игра! Кто кого перегонит?». Молодец, Владик! Обогнал Сережу. - сказал воспитатель. Сережка заплакал. О чем забыл воспитатель?

3. Воспитатель старшей группы сказал «Молодцы, дети! Все хорошо прыгали. Только Света еще не умеет прыгать правильно». Как вы относитесь к такой оценке?

4. Показывая детям, как надо подлезать под другой, воспитатель задел привязанный к ней колокольчик. «Видите, я задела колокольчик, потому что я большая. А вы подлезайте так, чтобы колокольчик не звенел». Как вы оцениваете такой показ?

5. Воспитатель говорит детям старшей группы: «До середины скамейки будете идти на носках, а дальше по-разному, кто как умеет». Как вы думаете, какие основания есть у воспитателя для постановки задачи в такой форме?

В настоящее время на практике наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультурные досуги, спортивные праздники и турпоходы) используются нетрадиционные формы и средства физического воспитания, такие, как ритмическая и художественная гимнастика. занятия на тренажерах, занятия современными народными танцами, использование элементов фольклора, хатха-йоги, ушу, однако их использование не дает ощутимых результатов. Они должны проводиться в непринужденной форме, им следует обеспечить высокую моторную плотность. Полезны игры с элементами соревнования, которые помогают детям почувствовать уверенность в движениях, оценить свои умения.

Воспитатель также создает условия и организует процесс обучения детей спортивным играм – элементам футбола, баскетбола, тенниса, бадминтона. и ребенок с большим интересом выполняет то, что вне игры кажется ему не просто трудным, но и неинтересным.

Кроме того, немаловажную роль играет личность самого воспитателя по физической культуре. Именно под его влиянием, благодаря его вдохновению и знаниям в области физической культуры у детей формируется интерес к физическим упражнениям.

Действительно, личный пример воспитателя является одним из действительных методов обучения ребенка движениям. Подражая его действиям, воспроизводя их в своих движениях, ребенок естественно, неосознанно накапливает двигательный опыт. Только воспитатель своим примером может воспитывать у детей творческий подход к процессу овладения знаниями в области физической культуры.

Известно, что потребность в подражании занимает доминирующее положение в иерархии мотивов детей (А. В.Запорожец, Г. К.Зайцев, П. В.Симонов); пример взрослого – единственный известный способ прямого воздействия на подсознание ребенка. «Если бы ребенок с раннего детства находил вокруг себя примеры только должного, соответствующего нормам поведения, воспитание социально ценной личности перестало бы быть предметом специальных забот» (П. В.Симонов).

Что дает в этом плане физическая культура? Через взрослого ребенок получает знания и дидактическую информацию с целью как пополнения познавательных сведений о физической культуре, так и развития методов укрепления здоровья, организации здорового образа жизни. Однако, чтобы этот процесс был интересен ребенку, надо предоставлять ему больше возможностей для самовыражения и творческого использования движений, разученных в процессе организованных форм работы; разнообразить игры; при обучении движениям использовать разные способы выполнения движений (метать в различно расположенные цели, выполнять различные упражнения руками с разными предметами, выразительно передавать считалки, пословицы, загадки).

Например, упражнения с гантелью. И.п. Ноги слегка расставлены, рука с гантелью внизу. 1 – поднять правую (левую) руку с гантелью; 2 – согнуть руку с гантелью в локте; 3 – поднять правую (левую) руку с гантелью; 4 – и. п. (6 раз).

Однако функция взрослого не ограничивается только быть примером для подражания. Взрослый выступает в качестве организатора воспитательного процесса. В последние годы большое внимание уделяется нравственно-волевому развитию дошкольников в процессе физического воспитания. В подвижных играх, на физкультурных занятиях, при условии рациональной организации двигательной деятельности, у детей формируется чувство коллективизма, организованность, самостоятельность, честность, дисциплинированность, справедливость, развивается самообладание, выдержка, умение контролировать свои поступки.

Таким образом, физическое воспитание дошкольника в полной мере зависит от взрослого, который через собственную мотивацию, содержание учебного материала, методы и приемы обучения создает условия для занятий физическими упражнениями и формирует потребность в них. В таком диалектическом понимании взаимообусловленности процессов физического воспитания и развития под влиянием роли взрослого заключается важная исходная педагогическая позиция дошкольного физического воспитания.

Однако правильно организовать физическое воспитание, быть побудителем, инициатором действий детей, включенных в физкультурную деятельность, сформировать у них интерес к ней способен только специалист, который, как было сказано выше, обладает необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, теории и методики физического воспитания и ознакомления ребенка с функционированием человеческого организма, умениями в организации и проведении различных форм физической культуры, специалист, двигательно-подготовленный и, что очень важно, любящий физическую культуру.

«Физическое воспитание в детском саду»

СОДЕРЖАНИЕ

Основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры.

1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания…. 4

1.2 Цель и задачи образования дошкольников в области физической культуры… .6

1.3 Принципы физического воспитания в детском саду. … .7

1.4 Характеристика средств, используемых в области физической культуры дошкольных учреждений… .12

1.5 Методы, применяемые на физкультурных занятиях и в самостоятельной деятельности дошкольников…. 15

Глава 2. Опытно-аналитическая.

2.1 Анализ системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении…. … .17

Выводы. 22

Список литературы. 23

Приложение. 24

Основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры.

В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируются нервная, костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.

Целенаправленное физическое воспитание оказывает положительное влияние на умственное развитие малышей: обогащаются знания об окружающих предметах и явлениях, совершенствуется ориентировка в пространстве и времени, складываются положительные черты характера. Дети приобретают умения действовать в коллективе сверстников; у них формируются такие качества: выдержка, самостоятельность, активность, инициатива, чувство товарищества, взаимопомощи и т. п.

Источник: pandia.ru