Педагогические условия обеспечения личностных достижений школьников в процессе физического воспитания

Нечипоренко Л.А. Артюшенко А.Ф. Нечипоренко Е.В.

Черкасский национальный университет имени Богдана Хмельницкого

Аннотация: Изучена проблема обеспечения педагогических условий реализации личностных достижений школьников в процессе физического воспитания. Уточнена сущность понятий «личностные достижения», «формирование личностных достижений». Осуществлен теоретический анализ педагогических подходов к решению проблемы обеспечения личностных достижений школьников в процессе физического воспитания. Представлены специальные методики формирования личностных достижений школьников. Описаны педагогические условия и три этапа формирования личностных достижений школьников.

Ключевые слова: педагогические условия, подростки, мотивация, личностные достижения, психомоторика, психомоторные способности, самосовершенствование, ситуация успеха, методы и средства физического воспитания, физическая подготовленность.

Введение.

Одной из основных задач общеобразовательной школы, которые определены Национальной доктриной развития образования, является обеспечение надлежащих условий всестороннего развития каждого школьника, реализации его личностных способностей. Ведь только через реализацию личностных способностей можно достигнуть значительных результатов в последующей жизнедеятельности. В связи с этим возникает проблема интеллектуальной, психоэмоциональной и двигательной готовности личности к решению задач, которые постоянно совершенствуются. При этом активизируется вопрос рациональной двигательной активности, ведь личность может иметь высокий уровень двигательных способностей (выносливость, скорость, силу и т.д.), но при этом не иметь соответствующего уровня интеллекта для того, чтобы рационально их использовать в своей жизнедеятельности. С другой стороны, можно иметь высокий уровень интеллектуальных способностей, но низкий уровень физической подготовленности, и это не будет способствовать достижению значительных результатов в трудовой деятельности. В контексте изложенного важным является вопрос усовершенствования учебно-воспитательного процесса на уроках физического воспитания, обеспечения повышения уровня личностных достижений школьников, умения использовать приобретенные знания и навыки в практической деятельности.

Анализ психолого-педагогической и спортивно-физкультурной литературы свидетельствует, что большинство трудов носят избирательный характер: отдельно исследовались проблемы обучения, мотивации, способностей, педагогических условий, психомоторных способностей, физического совершенствования [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. При этом фактически не были исследованы педагогические условия, механизмы обеспечения личностных достижений школьников в процессе физического воспитания, не в полной мере разработаны методики диагностирования личностных способностей средствами физической культуры.

Работа выполнена в соответствии с планом НИР кафедры спортивных дисциплин Черкасского национального университета имени Богдана Хмельницкого.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования: педагогические условия эффективного обеспечения личностных достижений школьников в процессе физического воспитания. Исходя из цели, были поставлены задачи:

1. Разработать методику оценивания, определить показатели, выяснить уровни личностных достижений школьников.

2. Определить понятия «личностные достижения» и «формирование личностных достижений» у школьников в процессе физического воспитания.

3. Разработать модель, определить и экспериментально проверить педагогические условия и методику обеспечения личностных достижений школьников в процессе физического воспитания.

Методы исследования - теоретические: анализ психолого-педагогической и спортивно-физкультурной литературы, которые раскрывают закономерности и особенности формирования способностей школьников в учебно-воспитательном процессе, обобщение опыта работы учителей касательно обеспечения личностных достижений школьников в процессе физического воспитания; эмпирические: педагогические наблюдение и эксперимент, диагностирование, анкетирование.

Результаты исследования.

Изучение литературных источников свидетельствует, что вопросами мотивационной и интеллектуальной готовности школьников к повышению уровня личностных достижений в процессе физического воспитания занимались В.Бальсевич, Н.Бернштейн, И.Бех, Е.Ильин, А.Пуни и др. Авторы [1, 2, 3, 4 6] отмечают, что на формирование личностных достижений школьников влияют: четкое понимание цели (наличие интеллектуальной готовности и положительной мотивации) учебно-физкультурной и спортивной деятельности, осознанное желание к самоусовершенствованию, способность к самоконтролю, самоанализ и самооценка в процессе учебной деятельности на уроках физического воспитания.

По результатам анализа психолого-педагогической и физкультурно-спортивной литературы, за нашими выводами, суть понятия «личностные достижения» заключается в достижении максимального результата в выбранном виде деятельности. Данное понятие в полной мере совпадает с понятием «личностные способности», но требует значительного дополнения в формулировании: это способность личности отображать объективную информацию о собственной двигательной деятельности, умение контролировать личные движения и эффективно управлять ими во времени и пространстве в зависимости от конкретной ситуации.

В свою очередь, «формирование личностных достижений» средствами физической культуры есть активный педагогический процесс, направленный на определение индивидуального уровня развития личностных способностей и целенаправленное развитие их основных составляющих: мотивационно-эмоциональных, интеллектуальных, моторных.

Обеспечение личностных достижений подростков в процессе физического воспитания является возможным при соответствующих педагогических условиях (повышение мотивации подростков к физическому усовершенствованию; осознание ими значимости поставленной цели; систематическое и постепенное повышение трудностей на уроках физической культуры; создание в учебно-воспитательном процессе ситуации «успех-неудача»; конкретизация задач на ближайшую и отдаленную перспективы; понимание значимости достижений для дальнейшей жизнедеятельности; индивидуальная направленность педагогического процесса с учетом индивидуальных способностей школьников; объективное оценивание школьником собственных достижений; своевременная и объективная оценка педагогом результатов личностных достижений школьника), при обязательном учете возрастных и психологических особенностей, создании ситуаций успеха в процессе физического воспитания.

Основными факторами, которые влияют на обеспечение личностных достижений школьников, есть: социальные (социально-экономические, социально-педагогические), личностные (отношение школьника как субъекта учебного процесса к физическому воспитанию и учебно-воспитательному процессу в целом, его интересы и потребности), образовательные, обусловленные непосредственно деятельностью учителя в процессе физического воспитание (содержание учебного материала, организация учебного процесса и обеспечение его материально-технической базой, оценка учебной деятельности школьника и создание ситуации успеха, стиль педагогической деятельности учителя).

На основании педагогических наблюдений и результатов тестирования мы пришли к выводу, что на формирование мотивации к росту личностных достижений школьников влияют такие факторы:

а) характер учебно-воспитательного процесса;

б) успешность учебно-физкультурной деятельности и оценка данных успехов одноклассниками и учителем, эмоционально-ценностное отношение к данному процессу;

в) уровень осознания необходимости личностного усовершенствование и использование приобретенных знаний, умений и навыков в дальнейшей жизнедеятельности;

г) активность подростка в учебно-воспитательной деятельности.

Результаты констатирующего эксперимента подтвердили, что на успешное обеспечение личностных достижений школьников средствами физической культуры влияют: заинтересованность учеников в учебно-воспитательном процессе; систематическое и постепенное повышение задач на уроках физического воспитания; формирование у школьников уверенности в собственных силах, умениях и навыках, инициативы и готовности к преодолению трудностей, сознательного стремления к самосовершенствованию; объективное оценивание школьником собственных достижений. Уровень личностных достижений подростков в процессе физического воспитания определялся показателями следующих компонентов: мотивационно-эмоциональных (сила мотивов; стойкость мотивов; предмет и направленность мотивов; сила эмоций); интеллектуальных (творческая инициативность и активность; умение анализировать поставленную задачу; знание средств); психомоторных (ощущение времени, пространства, усилий; двигательная память на время, усилие, пространство); физических (двигательные умения и привычки; физические способности). Разработанная модель обеспечения личностных достижений подростков в процессе физического воспитания (рис. 1).

Проведенный анализ результатов педагогического наблюдения, анкетирования и констатирующего эксперимента удостоверил, что большинство школьников удовлетворены результатами своей учебной деятельности по физическому воспитанию. Вместе из тем, процент утвердительных ответов у школьников разных классов неодинаковый. С 5-го по 7-й класс значительно увеличивается количество школьников (на 9,2%), которые отрицательно относятся к совершенствованию личностных достижений средствами физической культуры. Также уменьшилась на 8,9% количество подростков, которые удовлетворены своей деятельностью на уроках физического воспитания.

Источник: bmsi.ru