СОДЕРЖАНИЕ ФИЗКУЛЬТУР-

НОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Abstract

TRAINED SUPPORT OF INNOVATIONAL PROCESSES IN PHYSICAL EDUCATION

L.I. Lubysheva, professor

Russian state academy of physical culture, Moscow

V.P. Kosikhin, doctor of pedagogy

Ulyanovsk pedagogical university, Ulyanovsk

Key words: school teachers on various subjects, physical culture of pupil, facultative special course, future subject-teachers, pedagogical readiness.

The purpose of this study was to reveal the opportunities to suport the innovational processes in physical education at school with a help of subject-teachers

The questionnairing, testing, business game and pedagogical experiment had been used as the methods of this research. The future subject-teachers represented by the students of the Ulyanovsk pedagogical university acted as subjects.

The obtained results had shown that the students trained in experimental educational programme were successful in using of organizational methods for the physical-health- improvement work at school.

The most difficult for students were the control tasks connected with preparation and realization of the game and topical sports programmes.

The business game's performing had confirmed the pedagogical readiness of future subject-teachers to organize the schoolchildren's out-of-class sports activities.

КАДРОВАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева,

кандидат педагогических наук В.П. Косихин

Российская государственная академия физической культуры

Ульяновский педагогический университет

Ключевые слова: учителя-предметники, физическая культура школьника, спецкурс по выбору, педагогическая готовность.

Современная ситуация, которая складывается в отрасли "Физическая культура", требует серьезных реформаций в области физического воспитания. В связи с этим все чаще звучат ностальгические воспоминания о советской системе физического воспитания как системе, которая действительно была способна в полной мере решать задачи оздоровления нации. В самом деле, не стоит отрицать, что опыт физического воспитания населения, накопленный за советский период, достаточно интересен и заслуживает осмысления и развития. Тем не менее не нужно забывать, что получили мы его в условиях процветания тоталитарного режима и технократий, в период забвения общечеловеческих ценностей и приоритета общественных интересов над личностными. В конечном итоге эти обстоятельства свели начашиеся в 30-е годы успехи к деформациям, различным уклонам, что не могло не сказаться на снижении интереса людей к занятиям физическими упражнениями и спортом.

В новых социально-экономических условиях развития общества создаются идеологические предпосылки для формирования российской системы физкультурного воспитания. Основанием для его построения могут служить национальные идеи оздоровления россиян, закаливания их духа и тела, воспитания физической культуры населения. Ориентация российской системы физического воспитания на гуманистические и демократические идеалы потребует в первую очередь построения новой цели физического воспитания детей и молодежи. Уже сейчас во главу угла поставлена задача формирования физической культуры школьника, развития у него потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями и здорового образа жизни.

Физкультурное воспитание школьника - сложный, многогранный процесс, включающий в себя наряду с физической подготовкой освоение валеологического знания жизни, обучение умениям и навыкам организации физической активности, а главное - ориентацию школьников на сознательное укрепление здоровья путем повседневных занятий физическими упражнениями и спортом.

К эффективному решению сложной задачи должны быть привлечены не только специалисты в области физического воспитания, но и вся заинтересованная в успехе этого дела общественность: врачи, психологи, родители. На равных с ними в этом процессе должны участвовать учителя-предметники, классные руководители, завучи по воспитательной работе, а также введенные в педагогический процесс новые специалисты по социальной психологии и социальной педагогике. Только во взаимосвязи всех участников учебно-воспитательного процесса в школе (гимназии, лицее) можно по-настоящему решить проблему приобщения школьников к здоровому образу жизни и ценностному отношению к физической культуре. Сторонников такого подхода как среди ученых, так и среди педагогов-практиков становится все больше.

Однако следует учитывать тот факт, что не все педагоги во время обучения в вузе получают достаточную теоретическую и практическую подготовку для организации физкультурно-оздоровительной работы со школьниками. Тем не менее, по данным О.А. Аяшева, более 24% опрошенных учителей-предметников полагают, что заниматься такой работой не только целесообразно, но и "просто необходимо".

По мнению большинства ученых, низкая физкультурная образованность педагогических кадров обусловлена слабой профессионально-прикладной педагогической подготовкой (О.А. Аяшев, М.Я. Виленский, Р.С. Сафин и др.). Так, В.В. Фидельский утверждает, что существенные недостатки индивидуальной "включенности" в физическую культуру будущих учителей приводят к тому, что молодые учителя (физики, химии и т.д.) неясно представляют себе цели, задачи, содержание физкультурного воспитания. Разрешения проблемы физкультурного образования будущих учителей В.В. Фидельский видит в усилении их профессионально-прикладной физической подготовки.

Можно лишь частично согласиться с таким мнением. На наш взгляд, это экстенсивный путь решения проблемы, длительный и малоэффективный. Можно полагать, что далеко не все будущие учителя-предметники хотят и могут заниматься физическим воспитанием детей в силу своих индивидуальных интересов и способностей, состояния здоровья, физической подготовленности и т.д. Поэтому интенсифицировать процесс профессионально-прикладной педагогической подготовки, привлекая (подчас насильственно) всех студентов педагогического вуза к вопросам физкультурного воспитания школьников, нам кажется неправомерным. Между тем экстенсивные подходы, доминировавшие в советской системе физкультурного воспитания, уже доказали свою несостоятельность, поскольку известно, что эффективность учебного процесса во многом определяется сознательным выбором студентами учебных дисциплин. Поэтому мы предлагаем организовать целенаправленную подготовку будущих учителей-предметников к физкультурному воспитанию школьников в рамках спецкурса по выбору "Физкультурное воспитание учащихся - дополнительная педагогическая специальность". Предполагается в данном случае, что только студенты, действительно желающие получить дополнительную специальность и имеющие склонность к организации внеучебной физкультурной деятельности учащихся, будут с интересом осваивать этот спецкурс. Это могут быть студенты-спортсмены, выпускники ДЮСШ, любители физической культуры и спорта.

Спецкурс по выбору - "Физкультурное воспитание учащихся - дополнительная педагогическая специальность" - может быть организован в рамках общего педагогического процесса, а также функционировать как курс подготовки специалистов на факультете дополнительных профессий. Возможны и другие варианты его использования с учетом условий конкретного педагогического вуза.

В предлагаемой нами научно-технологической концепции содержание и структура курса рассматриваются применительно к факультету дополнительных профессий. Курс рассчитан на 200 учебных часов, освоение которых предполагается в течение последних двух курсов обучения студентов в вузе. По окончании вуза студентам выдается сертификат, позволяющий учителю-предметнику профессионально заниматься физкультурным воспитанием учащихся. Сертификат защищен юридическими правами и должен рассматриваться администрацией школы как документ, дающий право учителю-предметнику вести оплачиваемую внеклассную воспитательную работу средствами физической культуры и спорта.

Профессионально-образовательная программа спецкурса состоит из трех основных разделов: теоретического, методического и практического, а также имеет набор примерных контрольных требований, позволяющих оценить качество знаний, умений и навыков, характеризующих педагогическую готовность учителя-предметника к организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе.

Спорт и физическая культура рассматриваются в программе спецкурса не только как двигательные действия, в большей степени они представлены как сфера общения школьников, их сотрудничества с педагогом, родителями, другими взрослыми, вовлеченными в организацию физкультурно-спортивной деятельности. Таким образом образуется полноценная, обогащенная культурой среда воспитания школьника как личности.

Содержание программы направлено на возможность овладения студентами знаниями, умениями и навыками организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, а также испытать интерес, понять ценность и развить способность к общению с детьми через организацию их физкультурно-спортивной деятельности.

Таким образом, профессионально-образовательная программа спецкурса предоставляет возможности будущим учителям-предметникам получить углубленное физкультурное образование и дополнительную педагогическую специальность - "учитель-организатор физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе".

Рассмотрим содержательные и структурные компоненты программы спецкурса (см. рисунок).

Источник: lib.sportedu.ru