ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Учебное пособие

ББК___________

Рецензенты:

Доцент кафедры ОТ и ППФП  Гуманитарного университета

к.п.н. Г.А. Ямалетдинова.

Доцент кафедры ОФК ИФК,СС и  Т УГТУ-УПИ  к.п.н. В.П. Шлыков

Авторы: А.В. Лебедихин,  Т.М. Лебедихина

Физическая культура: учебное пособие / А.В. Лебедихин,

Т.М. Лебедихина. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ – УПИ, 2008. 126с.

ISBN ___________

В данной работе изложен теоретический курс дисциплины «Физическая культура». Включен материал по специализациям: скалолазание и аэробика. Предложены контрольные вопросы для подготовки к экзамену.

Данное издание предназначено для студентов всех факультетов УГТУ – УПИ, а также для специалистов в области физической культуры и спорта.

ВВЕДЕНИЕ

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предъявляет к знаниям и умениям по дисциплине «Физическая культура» будущего бакалавра или специалиста следующие основные требования:

– понимать роль физической культуры в развитии человека и в подготовке специалиста;

– знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

– владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;

– приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Существует примерная учебная программа для высших учебных заведений по физической культуре, разработанная в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Обязательный минимум дисциплины «Физическая культура» включает следующие дидактические единицы, освоение которых предусмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала:

– физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

– социально-биологические основы физической культуры;

– основы здорового образа жизни;

– оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

– профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Отдельные главы настоящего учебного пособия полностью отражают тематику теоретического раздела программы. Дополнительно в пособие включены главы, описывающие историю развития  и современное состояние альпинизма, спортивного скалолазания, аэробики.

В соответствии с изложенным в учебном пособии материалом разработаны и представлены контрольные вопросы для подготовки к сдаче итогового экзамена по дисциплине «Физическая культура».

Авторы настоящего пособия выражают благодарность ведущим ученым и педагогам в области физического воспитания и спортивной тренировки, чьи работы и учебники 2001 – 2004 годов использовались при написании учебного пособия.

 ТЕМА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Слово «культура» (от латинского culture) означает возделывание, обработка и уход, то есть преобразование с помощью рук и ума человека того, что создано природой, включая и его самого. Культура общества – это накопленные и хранимые духовные и материальные ценности, всё положительное, что достигнуто людьми в процессе деятельности.

Общая культура (культурность) человека обусловлена уровнями его физического, интеллектуального, этического (нравственного), эстетического развития в их гармонической соразмерности. Достаточно высокий уровень общей культуры личности обеспечивает её способность и готовность продуцировать культурные ценности. Такой человек является уже не только творением, но и творцом культуры.

Гуманитарное знание выделяет три взаимосвязанные формы культуры: духовная, материальная, физическая.

Духовную культуру общества составляют такие её ценности, как: мораль или этика; позитивные знания (от народных примет до научных знаний); эстетика или художественная культура (виды искусства, литература).

Материальная культура общества – это окружающая человека искусственная среда. Она создана всеми видами его труда, и её составляют такие ценности, как породы домашних животных, сорта культурных растений, культура почв, здания и сооружения, инструменты, транспорт, связь, техника.

Физическая культура – это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средства и способ физического совершенствования личности.

Практической основой физической культуры являются её ценности:

– научные знания о закономерностях психического и физического совершенствования человека;

– специфические средства – физические упражнения; другие средства –                                          оздоровительные силы природы и гигиенические факторы (массаж, баня и другие);

– условия применения этих знаний и средств (материально-технические, кадровые,  информационные, организационные);

– позитивные результаты (общий уровень физического развития и психологической подготовленности людей, характеризующий степень сформированности физической культуры).

Физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности.

Спорт является специфической частью физической культуры, ярким явлением культурной жизни современной цивилизации. Спорт - это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живёт по   определенным правилам. В нём ярко проявляются стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психологических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявивших себя в состязаниях. Удовлетворяя потребности человека, занятия спортом становятся для многих физической и духовной необходимостью.

Основными понятиями, компонентами физической культуры являются:

- физическое воспитание – специально организованный воспитательный процесс, направленный на приобретение жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие и совершенствование физических качеств человека;

- физическое развитие - биологический процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение жизни;

(при управлении физическим развитием следует учитывать закон возрастной ступенчатости и закон единства организма и среды, связывающий физическое развитие с условиями жизни человека);

–               физическая и функциональная подготовленность - результат овладения двигательными навыками и  уровень развития физических качеств с учётом уровня работоспособности организма, необходимые для освоения или выполнения человеком целевых видов деятельности;

–               психофизическая подготовленность – понятие, включающее в себя физическую подготовленность и характеризующая ещё и качественные изменения психических свойств личности, её нравственного, эстетического и интеллектуального уровня;

- физкультурное образование - процесс обучения человека двигательным умениям и навыкам, управления движениями своего тела во времени и пространстве, овладение теоретическими знаниями по использованию средств физической культуры в различных условиях жизни и деятельности;

двигательное умение – степень владения двигательным действием, характеризуемая сознательным управлением движением, неустойчивостью к сбивающим факторам и нестабильностью итогов;

двигательный навык – подсознательный уровень владения техникой действия, при котором управление двигательными действиями осуществляется практически автоматически (характерна высокая надёжность выполнения движения);

двигательная активность – один из важнейших компонентов здорового образа жизни человека, в основе которого разумное, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья, систематическое использование средств физической культуры и спорта.

Специализированные процессы, направленные на достижение определённого вида подготовленности, носят одноименные названия, например «физическая подготовка», «психологическая подготовка», «техническая подготовка». Существует понятие общей физической подготовки. направленной на достижение определённого уровня развития всех физических качеств и работоспособности, на овладение жизненно необходимыми умениями и навыками, и специальной физической подготовки. направленной на определённый вид деятельности в определённом виде спорта или для профессионального труда. Последняя называется профессионально-прикладной физической подготовкой .

Кроме базовой физической культуры, реализуемой через физическое воспитание и спорт, существуют ещё:

–               профессионально-прикладная физическая культура, направленная на создание условий для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы;

–               оздоровительно-реабилитационная физическая культура и её разновидность – лечебная физическая культура (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и др. упражнения);

–               фоновые виды физической культуры: гигиеническая ФК (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативная ФК. средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения).

Сущность физической культуры заключается в её возможностях влияния на природу человека через развитие естественных сил организма, через преобразование его  личности в процессе занятий физическим воспитанием или спортом.

Этапы развития физической культуры связаны с этапами развития человеческого общества.

Древние египтяне около 4 тыс.   лет назад знали и использовали более 400 видов физических упражнений и игр. Более 2.5 тыс. лет назад в Древней Греции проводились Олимпийские игры.  Рассуждали о физической культуре и были её поклонниками участники соревнований великие философы древности Платон, Сократ, Аристотель. Многие учёные, мыслители, писатели от Леонардо да Винчи до Жака Руссо, М.В.Ломоносова, И.М.Сеченова, Л.Н. Толстого, П.Ф. Лесгафта  внесли свой вклад в становление и развитие физкультурной науки. Более 300 лет назад, в 1701 году и Москве в школе математических и навигационных наук была впервые введена физическая подготовка в качестве обязательного учебного предмета.

Приведённые данные подтверждают очевидный факт,   что физическая культура – древнее и неотъемлемое достояние всех народов и во все времена, и что благодаря длительному историческому пути она достигла своего современного уровня. Это свидетельство её значимости.

Стремительное изменение жизни человека за последние 100 лет под влиянием  научно-технического прогресса, механизация, автоматизация, компьютеризация, информатизация негативно влияют на организм человека, лишая его привычного объёма движений, физических усилий, которые тысячелетиями формировали морфофункциональный облик. Физическая культура всё более становится, по сути дела, живым островом человеческой природы в океане искусственной технической среды. Выпускник ВУЗа должен осознавать огромную социальную значимость и незаменимость физической культуры, обусловленных её сущностью, понимать незаменимость ФК во все исторические эпохи, для любой человеческой общности,  для любого человека, особенно в первые годы и в первую половину его жизни.

Физическая культура студента проявляется в отношении к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и учебной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентаций и в их практическом воплощении. Она выступает как важное условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как цель саморазвития и самосовершенствования занимающихся.

Теоретические знания и практический опыт, полученный во время занятий физической культурой и спортом формируют кругозор личности в области физической культуры и потребности в ней. Спектр этих потребностей достаточно широк: это потребность в движениях и физических нагрузках, в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, эмоциональной разрядке, самоутверждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в физическом совершенствовании.

Можно выделить следующие мотивы, возникающие на основе потребностей:

– долженствования, связанный с необходимостью посещать занятия по физической культуре, выполнять требования учебной программы;

– физического совершенствования, связанного со стремлением ускорить темпы собственного развития, занять достойное место в окружении сокурсников, друзей;

– дружеской солидарности, продиктованной желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;

-соперничества, характеризующегося желание выделиться, самоутвердиться в своей среде, добиться авторитета, быть первым, достичь как можно большего;

–  подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных результатов или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий;

– спортивный, определяющий стремлением добиться каких-либо значительных результатов;

– процессуальный, когда интересен не результат деятельности, а сам процесс занятий;

– игровой, выступающий средством развлечения, игровой разрядки, отдыха.

Наряду с мотивами при приобщении к физической культуре следует учитывать и интересы, отношения и эмоции, возникающие в процессе занятий физической культурой и спортом. Если цели ясны, процесс занятий и результат приносят удовлетворение и положительные эмоции, то отношение к физической культуре будет активно-положительным, и интерес к физкультурно-спортивной деятельности будет оставаться высоким. Поведение и деятельность личности определяется волевыми усилиями, направляемыми разумом, моральным чувством, нравственными убеждениями в соответствии с поставленными целями, принятыми решениями. Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества: упорство в достижении цели (через терпеливость и настойчивость); самообладание (через смелость при преодолении чувства боязни, страха); сдержанность (выдержка); собранность (сосредоточенность) как способность концентрировать внимание на выполняемом задании, несмотря на возникающие помехи; решительность; инициативность.

Таким образом, в процессе физического воспитания, владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность. А также физически совершенствуется, повышает свои физические, психические, и адаптивные возможности, что позволяет ему в дальнейшем более полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для него видах социально-трудовой деятельности.

О сформированности физической культуры личности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме проявляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям. Хорошее физическое развитие, характеризуемое высоким уровнем развития физических качеств, большим объемом умений и навыков, необходимых в трудовой деятельности и повседневной жизни, здоровый образ жизни при отсутствии вредных привычек – необходимые слагаемые физической культуры человека.

Высокая социально-экономическая значимость физической культуры и спорта, подчеркивается законом «о физической культуре и спорте в Российской Федерации», направленном на создание в стране условий по всестороннему физическому развитию граждан. Закон гарантирует права граждан заниматься физической культурой и спортом, объединяться в организации физкультурно-оздоровительной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и другие объединения.

Высшим государственным органом в сфере Физической культуры и спорта является «Агентство по физической культуре и спорту Российской Федерации», которое признает и поддерживает олимпийское движение в России, координируемое Олимпийским Комитетом. Олимпийский Комитет РФ является неправительственной общественной организацией и официально представляет Россию на всех мероприятиях, проводимых Международным Олимпийским Комитетом.

Система физической культуры на государственном,  региональном, местном уровнях направлена на организацию физического воспитания с учетом возраста и интересов каждого человека, требований производства, образования и культуры народов РФ. Система существует в государственных и общественных формах деятельности. Физическое воспитание в образовательных учебных заведениях включает в себя учебные занятия в соответствии с расписанием и государственными образовательными программами и внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу.

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура в высших учебных заведениях с 1994 года включена в гуманитарный  блок дисциплин в объеме 408  часов.

Обязательный минимум дисциплины «физическая культура»  включает следующие дидактические единицы, освоение которых предусмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного разделов программы:

  • физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
  • социально-биологические основы физической культуры;
  • основы здорового образа жизни;
  • одоровительные системы и спорт (основы спортивной тренировки);
  • профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, необходимо выполнить обязательные тесты по общефизической подготовке (не ниже оценки «удовлетворительно»). Каждый из тестов для оценки быстроты, силы и выносливости должен быть оценен не менее чем на 1 очко. Экзамен проводится в виде устного опроса по теоретическому и методико-практическому содержанию программы.

Студент, завершающий курс освоения дисциплины «Физическая культура» должен:

  • понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
  • знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
  • иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределиться в физической культуре с установкой на здоровый образ жизни.

При итоговой аттестации в окончательной оценке учитывается уровень выполнения студентом практического раздела программы, т.к. уровень развития физических качеств является одним из элементов физической культуры личности.

В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий.

        Учебные занятия проводятся в форме:

     – теоретических, практических, контрольных;

     –  учебно-тренировочных;

     -индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных      занятий или  консультаций.

Источник: kursak.net