О чем пишут в журнале «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка»?

Физическое развитие и физическая подготовленность школьников 12–16 лет

с разным объемом двигательной активности

Авторами этой статьи, д.п.н. проф. Н.Ж. Бумаковой и Е.А. Табаковой (№ 2, 2004), было проведено тестирование функциональных показателей и показателей физической подготовленности школьников, обучающихся в 6–10-х классах общеобразовательных школ (178 человек), и юных пловцов, воспитанников спортивных школ (102 пловца).

Результаты исследования показали: в возрасте с 12 до 16 лет тотальные размеры тела увеличиваются у детей обеих групп, но абсолютные значения больше у пловцов (показатели длины и массы тела, обхвата грудной клетки). Пловцы имеют большие силовые возможности (абсолютные величины становой силы больше). Занятия плаванием позволяют хорошо развивать дыхательную систему, ЖЕЛ (жизненная емкость легких) за весь период увеличивается в два-три раза, в то время как у школьников – в два раза. У пловцов лучше развиты мышечные группы верхних конечностей и туловища. По результатам тестов: бег на 1500 м, бег на 60 м, прыжок в длину с места, подтягивание – определялась двигательная подготовленность пловцов и школьников. Наибольшими различиями в уровне подготовленности пловцов и школьников были бег на 1500 м и подтягивание на перекладине. У школьников выявлена ухудшающаяся динамика (увеличение с возрастом доли результатов ниже среднего уровня).

Общий уровень физической подготовленности у пловцов – высокий, у школьников – средний. Полученные данные можно объяснить объемом двигательной активности, который у школьников в возрасте с 12 до 16 лет меньше по сравнению с пловцами. При сравнении основных показателей физического развития школьников разных поколений (1970–1990-х годов рождения) видна определенная тенденция: при одинаковых показателях длины тела современные школьники имеют меньшие величины показателей веса тела и обхвата грудной клетки. В то же время, показатели физического развития юных пловцов 1970–1990-х годов рождения достоверно не различаются.

Одна из важных причин, которая способствует сохранению нормального уровня физического развития, – должный объем физической активности. Его обеспечивает программа по физическому воспитанию в ДЮСШ по плаванию.

Отмеченная ухудшающаяся динамика показателей физического развития школьников дает основание для подтверждения предположения об общем снижении уровня физического развития современных школьников.

Совершенствование физического воспитания учеников средних классов общеобразовательных школ средствами ориентирования

Авторы этой статьи (№ 3, 2002), Б.А. Слонов и Л.В. Тарасова, рассказывают об исследовании, которое проводилось ими на базе общеобразовательной школы г. Москвы. Авторы считают, что физическое воспитание детей среднего школьного возраста должно строиться по методу круговой тренировки. Для тренировки основных физических качеств детей 13–14 лет наиболее удобное средство физического воспитания – это упражнения прикладного характера, поскольку они характеризуются кратковременным проявлением физических способностей, а метод круговой тренировки обеспечивает переключение с одного вида деятельности на другой.

Программа по физической культуре для детей среднего школьного возраста с применением упражнений прикладного характера должна включать в себя занятия два раза в неделю по 45 мин. в рамках школьной программы и дополнительные занятия по физическому воспитанию в свободное от уроков время продолжительностью 1 час. 30 мин. Дополнительные занятия проводятся в форме прикладного вида спорта – спортивного ориентирования с использованием карты и компаса (или другого вида спорта: лыжи, коньки, легкая атлетика).

Источник: spo.1september.ru