Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка - файл n1.doc

д) прыжка.
  1. Охарактеризуйте общеразвивающие упражнения. В чем состоит их оздоровительный эффект? Каковы принципы их подбора?
  2. Опишите особенности проведения строевых упражнений.
/p>

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. * СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевремен­ным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок гото­вится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насы­щенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгно­венной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!»,

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребен­ком знаний и представлений об окружающем мире, развития мыш­ления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограничен­ные возможности комплексного использования разнообразных ме­тодов, направленных на формирование личности ребенка. В про-

цессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирова­ние новых качеств личности.

Поисками способов гармоничного развития детей занимались многие ученые России. Так, в созданной П.Ф.Лесгафтом системе физического воспитания основополагающим являлся принцип гар­моничного развития, а физические и духовные силы человека рас­сматривались как качественно различные стороны единого жиз­ненного процесса, позволяющего формировать людей «идеально-нормального типа». По мнению П.Ф;Лесгафта, гармоничное раз­витие возможно только при научно обоснованной системе физи­ческого образования и воспитания, в которой превалирует прин­цип осознанности. Осознанность движений обеспечивает возмож­ность рационально и экономично пользоваться ими, выполнять их с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а также способствует духовному развитию человека.

Многочисленными исследованиями доказано, что характер, мысли, чувства человека отражаются в виде «мускульного панци­ря» на теле (М.Александер, В.Райх, М. Фельденкрайз и др.), по­этому для реализации задач гармоничного развития детей важно понять, как «действует» наше тело. Педагог должен научить детей двигаться естественно, грациозно, в соответствии с конституцией своего тела и индивидуальными способностями.

Гармоничное развитие происходит при целостной, комплекс­ной, сбалансированной реализации всех потенциальных возмож­ностей человека, а одностороннее развитие губительно для лич­ности, нередко граничит с психологической или физической бо­лезнью.

Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматрива­ются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глу­бокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физичес­кой и духовной жизни, существующей в истории и культуре каж­дого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспита­тельным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, Правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры являются одним из условий развития культу-Pbi ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в н Их развивается его интеллект, фантазия, воображение, форми­руются социальные качества. Подвижные игры всегда являются твор­ческой деятельностью, в которой проявляется естественная по­требность ребенка в движении, необходимость найти решение дви-

Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей прежде всего нахо­дит отражение не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные (они с удоволь­ствием летают, как «воробушки», взмахивают руками, как «ба­бочка крылышками», и т.д.). Стремление к одухотворению нежи­вой природы объясняется желанием ребенка придать изображае­мому в игре образу живой характер, а когда он вживается в образ, у него включаются механизмы эмпатии и, как следствие, форми­руются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошколь­ного возраста носят сюжетный характер.

На пятом году жизни характер игровой деятельности детей ме­няется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуман­ное, творчески отобразить в воображении и поведении накоп­ленный двигательный и социальный опыт. Однако подражатель­ность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.

Для подвижных игр характерно наличие нравственного содер­жания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаи­мопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоцио­нальным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Различные по содержанию подвижные игры позволяют про­следить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного раз­вития детей. Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, которые по-разному способствуют всестороннему развитию дошкольников, несут в себе разную социальную направленность.

Играм типа «Ловишки» присущ творческий характер, основан­ный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно вы­бирают способы, обеспечивающие результативность игровых дей­ствий, совершенствующие психофизические качества.

Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию ком­бинаций движений, имитации движений транспортных средств, животных). Игры типа «Замри», «Стоп», «Море волнуется» требу­ют от играющих прекратить движение по соответствующему сиг-

Валу, при этом необходимо сохранить выражение лица и напря­жение мышц тела в таком положении, в котором они были застиг­нуты игровым сигналом. Одухотворенность и выразительность дви­жений в таких играх чрезвычайно важны.

Именно поэтому Г.Гюрджиев в своей школе гармонического развития широко использовал подобные игры. Он считал, что уп­ражнения, требующие по сигналу (команде) остановить движе­ние, сохраняя при этом выражение лица, напряжение мускулов тела, дают возможность чувствовать свое тело в таких положени­ях, которые непривычны и неестественны для него, и таким обра­зом расширить индивидуальный набор «штампа движений и поз». Он утверждал, что стиль движений и поз разных народов, клас­сов, эпох связан с характерными формами мыслей и чувств. Эта связь настолько тесна, что «человек никогда не может изменить ни образ мыслей, ни чувствования, не изменяя при этом реперту­ара своих двигательных поз». Доказывая, что автоматизм мыслей и чувств жестким образом связан с автоматизмом движений, Гюрд-жиев писал: «Мы не осознаем, до какой степени наша интеллек­туальная, эмоциональная и двигательная функции взаимосвяза­ны, хотя в отдельных случаях и можем наблюдать, как сильно наше настроение и эмоциональное состояние зависят от наших поз» [52, 1989, № 9]. Если человек намеренно принимает позу, связанную с чувством печали или уныния, то вскоре он действи­тельно почувствует печаль или уныние. Точно так же страх, равно­душие и отвращение могут быть вызваны путем искусственного изменения позы. Начатое движение прекращается в игре командой «стоп!». Тело становится неподвижным и замирает в положении, в котором оно никогда не находилось в обычной жизни. В новой, необычной для себя позе человек становится способным думать по-новому, чувствовать по-новому, знать себя по-новому. Разру­шается круг старого автоматизма.

Стоп-упражнение является одновременно упражнением для воли, внимания, мысли, для чувства и движения. В этих играх особое вни­мание уделяется выразительности придуманных детьми действий, которые активизируют психические процессы, осуществляют сен­сорные коррекции, ролевой тренинг, формируют психосоматичес­кую и эмоциональную сферы, развивая механизмы эмпатии. Дети Передают характер и образы персонажей игры, их настроения, вза­имоотношения. Они тренируют мимическую и крупную мускулату­ру, а это способствует выбросу эндерфинов (гормон радости), обес­печивающих улучшение состояния и жизнедеятельности организма.

Играм с мячом отводится особая роль. Известный немецкий Педагог Ф.Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на Психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в раз-

витии координации движений, кисти руки, а следовательно, и в совершенствовании коры головного мозга. Он считал, что почти все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего разви­тия, ему дает мяч. Особо важное значение имеют игры, в которых действия ребенка с мячом сопровождаются соответствующими мо­менту и настроению словами и песнями.

В системе физического воспитания, разработанной П.Ф.Лес-гафтом, игры с мячом также занимают значительное место. Осо­бая роль отводится этим играм и в работах В.В.Гориневского, Е.А.Аркина, В.Н.Всеволодского-Гернгросса и др. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отби­вает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлоп­ками, различными поворотами и т.д. Эти игры развивают глазо­мер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. По данным Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Удовольствие, по его мнению, — это свобода телодвижения от мышечной бро­ни, мышечного напряжения.

Игры с элементами соревновательности требуют правильного педагогического руководства ими, которое предполагает соблюде­ние ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыж­ками, метанием и т.д.), в которых он соревнуется. Этот же прин­цип является основополагающим в играх-эстафетах. Важно также объективно оценивать деятельность детей: при подведении итогов игры необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе.

В играх типа «Жмурки», «Угадай по голосу» совершенствуются анализаторные системы, осуществляются сенсорные коррекции.

Таким образом, играя и реализуя различные формы активно­сти, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, изобрета­ют, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.

В формировании разносторонне развитой личности ребенка под­вижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рас­сматриваются как основное средство и метод физического воспи­тания. Являясь важным средством физического воспитания, под­вижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.

В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, Прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кро­вообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровитель­ный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к ре­зультатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ре­бенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаме­нимым средством совершенствования движений, развивая их, спо­собствуя формированию быстроты, силы, выносливости, коорди­нации движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребен­ка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладе­вать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развива­ются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запо­минают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Под­вижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, счи­талками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственно­го воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает само­обладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нрав­ственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг Другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие Мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них раз­вивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной Речью.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной по­следовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, не­обходимые для будущей трудовой деятельности.

Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство по­полнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных мо­рально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеют­ся неограниченные возможности комплексного использования раз­нообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств лич­ности ребенка.

Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления игр позволяет понять их воспитательное зна­чение. Многие виды фольклора подтверждают предположение уче­ных о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытнеоб-щинном строе, однако сведений об этом почти не осталось. По этому поводу Е. А. Покровский писал, что о детских играх перво­бытных народов, к сожалению, мало сведений. Данные о развитии и жизни ребенка, его играх на ранних ступенях развития общества чрезвычайно бедны. Практически никто из этнографов вообще не ставил себе задачей такое исследование. Лишь в 30-е годы XX сто­летия появились специальные исследования Маргарет Мид, по­священные детям племени Новой Гвинеи, в которых имеются ма­териалы об образе жизни детей и их играх 1 .

Игра была спутником человека с незапамятных времен. В ней культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное мно­гообразие. Е.А.Покровский утверждал, что игры во все времена и у всех народов были непременно. Многие из игр представляли со­бою большую оригинальность, смотря по свойствам и образу жиз­ни народа. Множество игр разных народов имели между собою большое сходство, например, игры с мячом, в кости и т.д.

Справедливо также мнение Н.С.Воловик о том, что назначе­ние древних игр — не развлекательное, а практическое. Действия­ми игры и словами песни люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих работах. Древняя игра есть магический риту-

ал, в котором желаемое изображается как действительное, насто­ящее проецируется на будущее. Поскольку человек зависел от при­роды, и основным предметом изображения в игровых песнях стал животный и растительный мир.

Глубокий анализ педагогической и психологической литерату­ры по вопросу исторического происхождения игры провел Д. Б. Эль-конин, который отмечал, что «вопрос об историческом возник­новении игры тесно связан с характером воспитания подрастаю­щих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры».

В наиболее ранние исторические периоды жизни общества дети жили со взрослыми общей жизнью. Воспитательная функция тогда еще не выделялась как особая общественная функция, и все чле­ны общества, воспитывая детей, стремились сделать их участника­ми общественно-производительного труда, передать им опыт это­го труда, осуществляя постепенное включение детей в доступные им формы деятельности.

Уже в наиболее ранних этнографических и географических опи­саниях русских путешественников имеются указания на приуче­ние маленьких детей к выполнению трудовых обязанностей и включение их в производительный труд взрослых. Так, Г. Новиц­кий в описании остяцкого народа (относящемся к 1715 г.) пи­сал, что во всех играх общим являлись ловля птиц, рыбы, охота на зверя. Дети, чтобы прокормиться, учились стрелять из лука, ловить птиц и рыбу.

Занятость матерей и раннее включение детей в труд взрослых приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и детьми, и дети очень рано стано­вились действительно самостоятельными. Это подчеркивают почти все исследователи. При усложнении средств и способов труда и при его перераспределении происходило естественное изменение участия детей в различных видах труда. Дети перестали принимать непосредственное участие в сложных и недоступных для них фор­мах трудовой деятельности. За младшими детьми оставались толь­ко некоторые области хозяйственно-бытового труда и наиболее простые формы производственной деятельности.

В отношении наиболее важных, но недоступных для детей об­ластей труда перед ними ставится задача возможно более раннего овладения сложными орудиями такого труда. Возникают умень­шенные орудия труда, специально приспособленные к детским возможностям, с которыми дети упражняются в условиях, при­ближающихся к условиям реальной деятельности взрослых, но не тождественных с ними. Орудия зависели от того, какая отрасль труда являлась основной в данном обществе.

Например, А.Н.Рейнсон-Правин писал, что совсем крошеч­ные «кукольные» лыжи в игрушках детей народов Севера очень редко можно встретить. В них нет надобности, поскольку ребенок получает лыжи сразу, как только научится ходить. Детские лыжи считаются лучшей игрушкой ребят. Дети устраивают лыжные со­стязания, на лыжах проводятся многие охотничьи игры. Матери украшают лыжи мелким узором, даже окрашивают их.

Здесь следует согласиться с предположениями Д.Б.Эльконина о появлении элементов игровой ситуации: нож и топор, лук и стрелы, удочки, иголки и тому подобные орудия являются оруди­ями, овладение которыми необходимо для того, чтобы ребенок мог принять участие в труде взрослых. Дети, конечно, не могут самостоятельно открыть способы употребления этих орудий тру­да, и взрослые научают их этому.

Так, например, маленький эвенк, будущий охотник, учится владеть луком и стрелами не в лесу, а участвуя в настоящей охоте вместе со взрослыми. Дети учатся накидывать аркан или стрелять из лука сначала на неподвижном предмете, затем по­степенно переходят на стрельбу по движущимся целям и лишь после этого переходят к охоте на птиц и зверьков и т.д. Овладе­вая способами использования орудий труда и приобретая при этом необходимые для участия в труде взрослых способности, дети постепенно включаются в производительный труд взрос­лых. Можно предположить, что в этих упражнениях с умень­шенными орудиями есть некоторые элементы игровой ситуации. Во-первых, это некоторая условность ситуации, в которой про­исходит упражнение. Пенек, торчащий на поляне, не настоя­щий зверь, а цель, в которую стреляет мальчик, не настоящая птица. Во-вторых, осуществляя действие с уменьшенными ору­диями труда, ребенок производит действие, сходное с тем, ко­торое производит взрослый, и, следовательно, есть основание предполагать, что он сравнивает, а может быть, и отождествля­ет себя со взрослым охотником, со своим отцом или старшим братом. Таким образом, в этих упражнениях имплицитно могут содержаться элементы игры.

Требования, которые ставит перед детьми общество в отноше­нии овладения и употребления необходимыми, например будуще­му охотнику, скотоводу, рыболову или земледельцу, навыками приводят к целостной системе упражнений. Именно на этой осно­ве создается почва для различного рода соревнований. В содержа­нии этих соревнований между взрослыми и детьми нет никакой принципиальной разницы. На тождественность действий взрослых и детей в играх с соревнованиями или спортивных подвижных иг­рах с правилами указывает целый ряд авторов.

Интересные исследования по вопросу происхождения игры про­ведены Н.Филитисом. Он считал, что еще не так давно большой популярностью пользовалась теория отдыха, принятая Гутс-Мут-сом, Лацарусом и Шаллером. По этой теории, игры существуют для того, чтобы ребенок отдыхал в привычных, радостных, лег­ких, не требующих большой затраты сил, упражнениях, позволя­ющих восстановить силы другого порядка, необходимые для под­держания жизни. Игра — это отдых от серьезной работы для вос­становления сил. Н.Филитис отмечает, что Гутс-Мутс допустил ошибку, которая часто делается взрослыми, когда они судят о дет­ской игре: психика взрослого сложившегося организма перено­сится на психику развивающегося организма ребенка. Если мы ча­сто наблюдаем, что взрослый играет после работы, то, с другой стороны, мы ежедневно видим здоровых, только что отдохнувших после продолжительного сна детей, которые играют, полные сил, не нуждаясь ни в каком отдыхе.

Нельзя не согласиться с Н.Филитисом, что как ни остроумна эта теория сама по себе, но и она не объясняет нам игр во всем их объеме. Опять присмотримся к играм детей, которые могут без пе­рерыва предаваться им до полного изнеможения. Кажется, что у ребенка уже нет сил; он еле-еле двигается, но все-таки напрягает последние усилия, чтобы продолжать игру; он только что хворал, был прикован болезнью к постели, но как только получил воз­можность свободно передвигаться, тотчас же принимается за игру. В этих случаях следует отметить, что ребенок упражняет игрою накопленные силы. Можно согласиться с Н.Филитисом, что эта теория недостаточно полно объясняет происхождение игры.

Согласно теории, развитой К. Гроссом, игры служат средством для упражнения различных физических и психических сил. Если наблюдать за играми молодых животных и за играми детей, то этот факт выступает с полной ясностью: игры всюду служат средством для упражнения и развития органов движения, органов чувств — особенно зрения, — а в то же время и для развития внимания, наблюдательности, частой мышления. Детство длится до тех пор, пока мы не будем вполне готовы для того, чтобы самостоятельно вести борьбу за существование, и если это подготовка, это разви­тие всех физических и психических сил осуществляется с помо­щью игр, то играм принадлежит не только очень важное, но и Центральное место. Гросс справедливо характеризует свою тео­рию игры как темологическую.

Следует рассмотреть также размышления о появлении подвиж­ной игры П. Ф. Каптерева: прежде всего нужно помнить, что игра — явление весьма широкое; играют не только дети, но и взрослые; Играют не только люди, но и животные. Молодые животные — щен-

ки, котята, медвежата — так же страстно любят игру, как и наши дети: она доставляет им не менее удовольствия, чем детям.

П. Ф. Каптерев полагает, что вся деятельность людей вытекает из источников двух родов: естественно-органических и социаль­но-культурных. Человек — сложный организм, состоящий из мно­гих органов со своеобразными отправлениями. Каждый орган тре­бует соответственной деятельности. Неудовлетворение этого тре­бования влечет за собой расстройство и разрушение всего орга­низма. Естественные запросы деятельности человека просты и удов­летворяются сравнительно легко, но социально-культурные по­требности сложны и удовлетворяются с трудом. Так, например, органический запрос на пищу и питье, а вместе с тем и на дея­тельность сравнительно невелик и оставляет неизрасходованными много сил. Однако социально-культурные потребности по отно­шению к тем же предметам весьма значительны и требуют от че­ловека изнуряющего труда, не оставляя ему ни времени, ни энер­гии для приятной деятельности.

В педагогической истории России подвижным играм придава­лось большое значение. Они рассматривались как основа физичес­кого воспитания. Во второй половине XIX в. появляются работы виднейших педагогов Н.И.Пирогова, позднее Е.Н.Водовозова, П.Ф.Каптерева и др. В них подчеркивается первостепенное значе­ние подвижной игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка.

Основатель российской системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, П.Ф.Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельной дви-

П.Ф.Лесгафт указывал на наличие в подвижной игре опреде­ленной цели. Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой и вы­зывать «возвышающее чувство удовлетворения». Движения, исполь­зуемые в игре, предварительно усваиваются ребенком в система­тических упражнениях.

П.Ф.Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. Для этого создаются новые упражнения, условия, действия, т.е. вводятся варианты игр. Использование разнообраз­ных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ребенку дей­ствия с более повышенными требованиями, способствует сохра­нению у него интереса к игре.

Игра осуществляется путем самоуправления. Распределение ро­лей и действий Лесгафт предоставляет играющим. При этом он уделяет значительное внимание соблюдению правил игры. Они — закон, которому играющие подчиняются сознательно и охотно.

П.Ф.Лесгафт рассматривал подвижные игры как средство раз­ностороннего воспитания личности ребенка, развития у него чест­ности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества. Он рекомендовал воспользоваться играми, чтобы научить ребенка вла­деть собой, «сдерживать свои расходившиеся чувствования и при­учить таким образом подчинять свои действия сознанию» [17, с. 270].

По утверждению П.Ф.Лесгафта, систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими дви­жениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учит­ся действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество.

Идеи П.Ф.Лесгафта успешно претворялись в жизнь его после­дователями и учениками (В.В.Гориневским, Е.А.Аркиным).

В.В.Гориневский рассматривал подвижную игру как средство формирования личностгрребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, кото­рые ребенок испытывает в игре. Радость, веселье он считал обяза­тельным условием игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл. Положительные эмоции оздоравливают организм ребенка. Серьезные требования В.В.Гориневский предъявлял воспита­тельной ценности сюжета игры, методике ее проведения. Он тре­бовал от воспитателя эмоциональности, эстетики движений, ин­дивидуального подхода к ребенку, точного соблюдения правил игры. В.В.Гориневский важное значение придавал воспитанию вырази­тельности и грациозности движений ребенка в игре. Он считал Целесообразным введение в игры элементов соревнования, до-

ступного детям. При этом исключал азарт, возбуждение, недобро­желательность детей друг к другу. При наличии необходимого ру­ководства со стороны воспитателя соревнование, по мнению В.В.Гориневского, может быть использовано в целях воспитания у детей положительных моральных качеств, чтобы пробудить в них интерес к игре и эмоциональный настрой.

Е. А. Аркин считал подвижную игру незаменимым средством раз­вития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. Он видел преимущества игры в ее эмоциональной насыщенности, при­влекательности, мобилизующей силы ребенка, доставляющей ему радость и удовлетворение.

Игра содействует работе крупных мышечных групп; разнообра­зие движений в ней препятствует утомлению; она развивает лич­ную инициативу, психофизические качества; смелость, находчи­вость, дисциплину; тренирует анализаторные системы.

Значительную роль в результативности игры Е. А. Аркин отво­дил педагогу, его искусству заинтересовать ребенка, правильно объяснить игру, распределить роли, подвести итог; при необходи­мости педагог успешно может подключиться к игре.

Итак, на основе анализа научно-методической литературы, по­священной игре, можно сделать следующие выводы:
  1. Истоками подвижной игры является моделирование недоступ­ной для ребенка деятельности взрослого.
  2. Игры создавались с целью подготовки подрастающего поко­ления к жизни, к труду.
  3. Игры возникали с целью проверки готовности к жизни (об­ряд инициации).
  4. Игры создавались с целью развития и совершенствования ос­новных видов движения.
В создание теории игры значительный вклад внесли ведущие русские педагоги и психологи. Вопросы теории и методики игры разрабатывались Д. Б. Элькониным, А. А. Леонтьевым, А. В. Запорож­цем, Н.Н.Поддъяковым и др.

В разработке содержания, организации и методики подвижных игр важную роль сыграли работы А И. Быковой, М.М.Конторо-вич, Л.И.Михайловой, Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Л.В.Ар­тамоновой и др.

Исследования, проведенные Л.М.Коровиной, установили эф­фективность использования подвижной игры для ребенка пяти лет, методов соревнований и творческих заданий. О целесообразности обучения детей старшего дошкольного возраста основным движе­ниям на этапе их совершенствования свидетельствуют исследова­ния М.В.Потехина. Эффективность формирования ориентировки в пространстве у детей старшего возраста в подвижных играх; обу-

чение в игре безопасному передвижению по улицам; творчество, выразительность и красота движений нашли свое выражение в пе­дагогическом опыте Э.Я.Степаненковой. О формировании само­организации у дошкольников в подвижной игре и целесообразно­сти развития основных движений в подвижных играх у детей млад­шего возраста сообщают Н.В.Полтавцева и Е.А.Тимофеева. Под­вижной игре посвящены статьи, книги, отражающие современные подходы к ней (Е. А. Сагайдачная, Т. С.Яковлева, М. А. Рунова и др.).

Источник: iamtiptop.ru