ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

Abstract

MONITORING OF PHYSICAL CONDITION OF PUPILS ENGAGED INTO INNOVATIONAL PEDAGOGICAL TECHNOLOGY "SPORTS ORIENTED PHYSICAL EDUCATION"

K. Chedov

Tchajkovsky state institute of physical culture, Tchajkovsky

Key words: monitoring of physical condition, sports oriented physical education, comprehensive school.

The purpose of the given research was to develop the substantial aspects of monitoring of a physical condition of pupils as an effective form of the organization of the management of physical training at school for the perfection of the process of education on physical culture.

The research was carried out on the basis of two comprehensive schools of Tchajkovsky where the experiment with the realization of an innovational technology was organized - it was sports focused physical training.

The results of the research have shown, that the creation of a system of a feedback in management is especially important for the increase of the efficiency of the managerial process by physical training at school. In modern conditions the monitoring research acts as effective means of gathering and analysis of the information about functional condition, physical development and physical preparedness of schoolboys. The received and analysed data can be applied for the decision of a problem of increase of the efficiency of educational process on physical culture.

МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ "СПОРТИЗИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ"

К. Чедов

Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский

Ключевые слова: мониторинг физического состояния, спортизированное физическое воспитание, общеобразовательная школа.

Занятия физическими упражнениями являются необходимой составной частью школьного режима. Каждый ученик должен иметь возможность не менее 6 ч в неделю организованно двигаться. Ослабление двигательной активности не только приводит к нарушению нормального протекания метаболических процессов (процессов роста и развития организма), но и часто является причиной невротического состояния учащихся, выражающегося в легкой возбудимости, раздражительности, немотивированной грубости, рассеянности, повышенной отвлекаемости, неадекватной реакции.

Под физическим состоянием нами понимается совокупность морфологических, функциональных и двигательных свойств организма (В.М. Зациорский, 1979; С.А. Душанин, Е.А. Пирогова, 1980).

Для эффективного педагогического управления физическим воспитанием необходима оценка физического развития, двигательной подготовленности и функционального состояния школьников (Е.Е. Романова, 2003).

Специфика управления как особого механизма функционирования системы физического воспитания в школе порождается обратными связями. Объект управления (школьники, образовательный процесс) - источник обратной связи, выявить и проанализировать которую возможно только на основе комплексного мониторинга физического состояния школьников (С.П. Миронова, 2003). Под мониторингом (от английского слова monitoring - следящий) понимается система постоянных наблюдений, оценки и прогноза изменений физической подготовленности школьников.

Учитывая уровень физического состояния ребенка, можно избирательно применять средства физического воспитания в процессе занятий и дифференцировать нагрузку.

Цель данного исследования состоит в разработке содержательных аспектов мониторинга физического состояния школьников как эффективной формы организации управления физическим воспитанием в школе для совершенствования процесса образования по физической культуре.

В ходе исследования применялись следующие методы: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, тестирование, медико-биологические методы и методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе двух общеобразовательных школ (№ 1 и 3) г. Чайковского, в которых организован эксперимент по реализации инновационной технологии - спортивно ориентированного физического воспитания.

Спортивно ориентированное физическое воспитание - это особая педагогическая технология, которая основана на адаптации достижений в области спорта в интересах целенаправленного преобразования физического потенциала подрастающего поколения посредством тренировки как ведущего и самого эффективного способа такого преобразования (Л.И. Лубышева, 2002).

Данная инновационная форма физического воспитания школьников основана на следующих положениях: три занятия в неделю по два академических часа; занятия на основе избранного вида спорта; занятия по физической культуре вынесены за рамки общего расписания; учащиеся объединяются в учебно-тренировочные группы; занятия проводит тренер-преподаватель; занятия проходят в виде тренировки; предусматривается переход из группы в группу.

В ходе работы нами был проведен мониторинг физического состояния школьников, характеризующий показатели: функциональное состояние, физическое развитие, физическую подготовленность.

Функциональное состояние мы исследовали на основе вариабельности ритма сердца по методике Р.М. Баевского. Им предложен класс показателей, которые указывают на то, какую "цену" платит организм для выхода на заданный уровень функционирования.

Оценка физического развития осуществлялась благодаря результатам, полученным посредством автоматизированной системы профилактических осмотров детского населения "Аспон-Д". Этот комплекс использует принципы современной интеллектуальной информационной системы, сочетающей глубоко структурированный банк данных с решающими диагностическими правилами, основанными на базе знаний высококвалифицированных педагогов -педиатров.

Для оценки фактического уровня двигательной подготовленности как одного из важнейших компонентов сформированности физической культуры учащихся обычно используют показатели, характеризующие развитие двигательных качеств. Основные двигательные качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость) могут оцениваться строго определенным набором контрольных упражнений, соответствующим основным требованиям стандартизации измерений. Мы воспользовались комплексом упражнений, предложенным группой специалистов во главе с профессором Ю.Н. Вавиловым под эгидой Президента РФ. Для ускорения процесса перевода результатов тестирования в качественные показатели (оценки) по карте "Проверь себя" мы разработали автоматизированное рабочее место (АРМ) учителя физической культуры.

Обсуждение результатов исследования, рекомендации. Исследование вариабельности ритма сердца позволило распределить детей на 4 группы по степени напряжения регуляторных механизмов (по индексу напряжения): ИН=АМо/2DХ*Мо, где ИН - индекс напряжения, АМо - амплитуда моды, DХ - вариационный размах):

1. Дети с высоким уровнем адаптивных качеств. Цена адаптации невысока. ИН - до 60 ед.

2. Дети с удовлетворительной адаптацией. ИН - до 110 ед.

3. Дети с выраженным напряжением механизмов адаптации. Высокая цена адаптации. ИН - до 150 ед.

4. Срыв механизмов адаптации. ИН - более 150 ед.

В 1-ю группу вошли 45% исследуемых, во 2-ю - 18%, в 3-ю - 12%, в 4-ю - 25%.

На основании этих данных тренерами -преподавателями по видам спорта были составлены индивидуальные планы учебно-тренировочных занятий. При этом они учитывали, что для детей с высоким уровнем адаптивных качеств необходима лишь поддерживающая нагрузка.

Занимающимся с удовлетворительной адаптацией нужно предлагать нагрузки тренирующего характера с обязательным кумулятивным эффектом. Наравне с этим нагрузка должна быть такой, чтобы организм ребенка к следующей тренировке успевал восстанавливаться, что позволит избежать перетренированности.

Организм детей, относящихся к 3-й группе, с трудом приспосабливается к предлагаемым нагрузкам. Незнание этого может привести к перетренировке и к перенапряжению. При выявлении детей, относящихся к этой группе, необходимо на начальном этапе снижать их двигательную активность и в дальнейшем, при стабилизации деятельности систем, отвечающих за приспособление, повышать ее.

Резерв детей, относящихся к 4-й группе, находится на грани исчерпания: они быстро устают. Одним словом, находятся в предпатологическом состоянии. Такие дети должны заниматься в специальной группе. Для них в большей степени уместна адаптивная физическая культура.

Анализ результатов исследования физического развития позволил распределить детей по гармоничности на три основные группы:

1. Гармоничное физическое развитие.

2. Умеренно дисгармоничное физическое развитие.

3. Дисгармоничное физическое развитие (недостаточная масса, избыточный рост, избыточная масса, избыточный рост и недостаточная масса).

На рис. 1 представлены результаты исследования и распределения учащихся на группы.

Технология "АСПОН-Д" позволяет определять темпы физического развития, что, на наш взгляд, является актуальным материалом для педагогов различного профиля. Учитывая обстоятельства корреляции показателей физического и интеллектуального развития, можно более качественно планировать и осуществлять педагогическую деятельность с детьми- акселератами и ретардантами.

Результаты физической подготовленности оценивались по 5-уровневой шкале: "супер", "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Результаты исследования физической подготовленности представлены на рис. 2.

Рис. 1. Распределение учащихся на группы по гармоничности физического развития (по данным "АСПОН-Д")

Рис. 2. Распределение учащихся на группы в зависимости от уровней физической подготовленно сти (по карте "Проверь себя")

Данная информация о гармоничности физического развития и физической подготовленности является для нас, участников эксперимента по реализации инновационной технологии в образовательных учреждениях, своеобразным маркером для определения рекомендаций тренерам-преподавателям по видам спорта в условиях реализации мониторинга физического состояния школьников.

В настоящее время более полная информация о морфологических характеристиках (рост, вес, ЖЕЛ, ручная динамометрия и т.д.) и физической подготовленности (вис на перекладине, поднимание туловища из положения лежа, наклон вперед в положении сидя, бег 1000 м, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, прыжок в длину с места) доведена до сведения всех участников образовательного процесса. Эти данные вместе с информацией о функциональном состоянии, на наш взгляд, будут способствовать организации рационального и сбалансированного режима тренировок.

Таким образом, для повышения эффективности процесса управления физическим воспитанием в школе особенно важным является создание системы обратной связи в управлении. Мониторинговое исследование выступает в современных условиях как эффективное средство сбора и анализа информации о функциональном состоянии, физическом развитии и физической подготовленности школьников. Полученные и проанализированные данные могут быть применены для решения проблемы повышения эффективности образовательного процесса по физической культуре. Регулярный мониторинг позволяет вести постоянное слежение за изменением физического состояния школьников, осуществлять диагностику их состояния и вносить соответствующие коррективы в процесс воспитания гармонически развитого человека.

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!

Источник: lib.sportedu.ru