Аналитическая записка «Использование педагогических технологий в работе инструктора по физическому воспитанию»

В последние годы произошли изменения в практике дошкольного воспитания, большое внимание уделяется обеспечению собственной деятельности ребенка, поэтому я определила главные технологии в своей работе: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, игровые.

В рамках здоровьесберегающих технологий я применяю такие методы как: подвижные игры, релаксация, гимнастики: пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая; самомассаж, игровой массаж и др. тем самым повышаю результативность воспитательно-образовательного процесса, формирую у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Личностно-ориентированные технологии. В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

В своей работе я использую игровые технологии обучения:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения темы, понятия;

- в качестве непосредственной образовательной деятельности или ее части.

Использую различные формы проведения игр: подвижные игры, спортивные игры, сюжетно-спортивные игры, игры соревновательного характера.

Использование всех этих технологий позволяет самому ребенку осуществлять разные виды деятельности, повышает интерес к физической культуре.

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов проходит в форме работы спортивного клуба «Мама, папа, я – спортивная семья», посвященного воспитанию здорового образа жизни.

Цель спортивного клуба:

Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни.

Удовлетворять потребность детей в движении.

Повышать степень устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Воспитывать стойкий интерес к физкультуре, спорту, к личным достижениям.

Формы работы клуба «Мама, папа, я – спортивная семья »:

1. Заседание клуба на различные темы, представляет собой мероприятия, где родители вместе с детьми берут на себя роль не только помощников, но и соперников. Так же в план заседания клуба входят спортивные и соревновательные игры, эстафеты. Индивидуальные и групповые консультации по темам, интересующих родителей «Закаливание ребенка до школы», «Физкультурно- оздоровительная работа в ДОУ», анкетирование родителей на изучение культуры здоровья семьи, по здоровому образу жизни, выступление на родительских собраниях по темам «Физическое развитие ребенка» в разных возрастных группах.

2. Проведение мастер-классов для родителей по дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой.

3. Проведение открытого мероприятия для родителей «В осеннем лесу»

4. Собрание на тему: «Здоровый образ жизни».

5. Соревнование «Мама папа и я – спортивная семья»

6. Оформление «Уголка здоровья» по темам: «Азбука здорового питания», «Как выбрать спортивную секцию для ребенка», «Опасные ситуации».

7. Оформление стендов «Оказание первой помощи».

8. Оформление «Родительской странички».

9. Организовала фотовыставку «Наш спортивный детский сад.

10. Совместные игры-развлечения на прогулках детей и родителей.

11. Продуктивная деятельность детей, родителей, педагогов: создание спортивных атрибутов из нетрадиционных материалов. Помощь родителей в организации проведения спортивных праздников и развлечений.

12. Познавательно-развлекательные, спортивные мероприятия: КВН, викторины на спортивную тематику, эстафеты.

Родители совместно с детьми с удовольствием включились в реализацию проекта «Веселый мяч», «Мы выбираем здоровый образ жизни». За время работы клуба были организованы такие проекты как: «Наши верные друзья», «Движение – это здоровье», «В здоровом теле здоровый дух», «Маленькие секреты здоровья», «Игры, которые лечат».

Все перечисленные формы работы взаимодействия педагога с родителями способствовали повышению и совершенствованию педагогических знаний родителей об особенностях физического воспитания детей, способствуют созданию совместной атмосферы ознакомления детей с различными видами спорта и желанию заниматься ими, способствуют сплоченности детей, родителей, педагогов.

На следующем этапе работы мы начали систематизацию материала по блокам: «Спорт вокруг меня», «Ты и твоё здоровье», «Со спортом дружить - здоровым быть», «Наш спортивный детский сад» и т. д.

Анализ результатов анкетирования родителей позволил определить, что многие родители желают не только поднять общий уровень физического развития детей, но и воспитывать в ребенке чувства ответственности, силу воли, воспитывать навыки здорового образа жизни. В ДОУ сложились традиции: подведение итогов работы педагога и воспитанников на родительских собраниях, празднование дней здоровья, дней открытых дверей, проведение мастер - классов, совместных проведений соревнований детей и родителей.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: работа, направленная на ознакомление и воспитание дошкольников с навыками здорового образа жизни, показала, что значительно повысился уровень не только физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, но и спортивных как – выдержка, сила воли, терпение, чувство команды, желание победы.

Проанализировав результаты моей работы, был создан педагогический проект: «Мы выбираем Здоровый образ жизни»

Цель проекта: Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

• Познакомить детей с доступными сведениями о здоровом образе жизни.

• Освоить понятие - здоровье.

• Учить понимать необходимость быть здоровым.

1. Способствовать активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада посредством реализации семейной проектной деятельности.

2. Создать социокультурную среду общения детей и взрослых, способствующую социальному развитию личности.

3. Стимулировать потребность у участников к самореализации, самовыражению.

4. Объединить усилия педагогов и родителей в вопросе физического развития детей.

5. Гармонизировать детско-родительские отношения, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых.

Проект направлен на работу с группой:

детей в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей, совместной поисковой деятельности детей и родителей;

родителей посредством проведения вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад»;

воспитателей через обучение взаимодействию с семьей, изучению позитивного опыта работы с родителями творческих педагогов ДОУ.

Работая по реализации проекта

1. сделала подбор диагностического инструментария изучения уровня физического развития детей дошкольного возраста,

2. разработала анкеты, памятки и рекомендации для родителей по физическому воспитанию;

3. составила план проектных мероприятий, направленных на формирование социальной компетентности дошкольников посредством совместной проектной деятельности детей и родителей;

4. организовала участие детей и родителей в разработке семейных проектов из опыта семейного воспитания и семейных традиций по физическому развитию дошкольников; тем самым вовлекла родителей в процесс сотворчества и обеспечила единое образовательное пространство детский сад – ребенок – семья.

До и после реализации проекта был проведен мониторинг физического развития воспитанников посредством анкетирования родителей и диагностических карт наблюдения за дошкольниками.

Полученные результаты помогли нам определить уровни физических качеств и результаты работы. В соответствии со средним значением наблюдается изменение показателя в сторону увеличения низкого уровня на средний на 30%, а среднего уровня на высокий на 20%.

На основании мониторинга физического развития мы видим, что все показатели развития детей имеют существенный прирост. Использование метода проекта позволяет развивать двигательную и физическую активность более интересно, непринужденно, естественно для ребенка.

Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать следующие выводы:

1. Метод проектов можно использовать в сочетании с другими программами развития и воспитания детей в детском саду.

2. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

3. Дети становятся участниками событий в дошкольном учреждении и принимают активное участие в спортивных мероприятиях различного уровня:

• Спортивные праздники

• Олимпиады

• Районные соревнования «Фестиваль Здоровья»

• Дружественные спортивные встречи с другими детскими садами.

Таким образом, моя педагогическая деятельность развивает физические качества детей, двигательную активность, формирует представления о здоровом образе жизни, а совместная деятельность взрослых и детей в клубе «Мама, папа, я – спортивная семья» воспитывают любовь к физкультуре и спорту, формируют навыки здорового образа жизни в семье, знакомят детей со спортивными достижениями нашего народа. Гармонизируют детско-родительские отношения, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых.

Продолжая работу в этом направлении, я планирую организовать ту среду, в которой ребенок сможет легко реализовать свои физические возможности. Для этого, я считаю необходимым совместно с родителями создать спортивную секцию «Школа мяча», в которой дети смогут познакомиться с различными видами спорта, научиться свободно владеть мячом, играть в спортивные игры с мячом.

Свой опыт работы я представила на районной научно-практической конференции «Организация прогулочной деятельности» (2012г) .

Участвовала с командой детей в спортивно-оздоровительном празднике «Фестивале Здоровья-2011» среди дошкольных образовательных учреждений Верх-Исетского района. Участвовала в районном семинаре- практикуме «Организация физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ» по теме: «Элементы дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой» в 2013 году.

Принимала участие в проведении практических и теоретических занятий для педагогов района и города по образовательной программе ИМЦ «Развивающее образование» «Профессиональное становление молодого педагога-воспитателя ДОУ» (2012 -2013 уч. г. 2013 – 2014 уч. г)

Проведённая автором аналитическая деятельность подтверждает целесообразность физкультурно-оздоровительной работы для формирования здорового образа жизни с применением метода проекта, т. к. это обеспечивает разнообразные виды деятельности дошкольников, как необходимое условие реализации ФГОС. Следуя ФГОС во время образовательной деятельности, мы используем интеграцию образовательных областей, обеспечиваем союз с партнерами-родителями, создаем атмосферу, благоприятствующую детскому успеху.

Источник: www.maam.ru