Система физического воспитания Древней Греции

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Предпосылки для формирования системы физического воспитания Древней Греции…………………………………………………………………. 4

Глава 2. Особенности системы физического воспитания Древней Греции……………………………………………………………………………..6

Список источников литературы………………………………………………. 24

В деятельности современного человека всегда возникает немало проблем, для преодоления которых нужны немалые физические усилия. Значит, формирование действенной национальной системы физического воспитания требует изучения и творческого осмысления богатого наследства мировой, в том числе культуры Древней Греции.

Большое значение надлежащего физического развития детей предопределялось целиком реальными жизненными нуждами. Сила и выносливость, стойкость и ловкость в народе высоко ценят. Поэтому эти черты родители и наставники стремились воспитать у детей. Кроме того, люди давно заметили, что физическое воспитание неразрывно связано с другими сторонами формирование личности.

Эмпирическим путем древнегреческая педагогика пришла к выводу, что удачное продвижение физического развития ребенка оказывает содействие формированию таких важных черт, как настойчивость, отвага, решительность, честность, дисциплинированность, уверенность в своих возможностях, оптимизм, коллективизм, способность к преодолению трудности. Физически закаленный человек редко болеет, может стойко переносить холод и жару, погодное и жизненное ненастья, выдерживать продолжительную физическую нагрузку.

Поэтому в нашей работе мы рассмотрим систему физического воспитания Древней Греции, как педагогическую модель, в которой можно позаимствовать определенные организационные и теоретические элементы.  Так как древнегреческая культура была одной из наиболее прогрессивных цивилизаций античности и заложила основы развития всех современных наук, искусства, политики и религии. Современная педагогика, равно как и спорт, во многом обязаны своим прототипам Древней Греции.

Глава 1. Предпосылки для формирования системы физического воспитания Древней Греции

Греческая философия рассматривала человеческое тело как храма ума и души. и поэтому физическое воспитание должно было способствовать физическому и умственному здоровью, развитию интеллектуальной и духовной сферы.[1]

Мужчины Древней Греции собирались в гимназиях, центрах физической культуры того времени, не только для занятий спортом, но также для обсуждения искусства, литературы и философии. Они стремились найти равновесие между умом и физической силой, соединяя физические упражнения с интеллектуальными заданиями. Многочисленные греческие философы - Платон, Аристотель и поэт Гомер отстаивали значимость физического воспитания как способа укрепления организма и ума.

Исходя из этих воззрений, древние греки не отделяли систему физического воспитания от системы общей педагогики, умственного и духовного образования.

Физическая культура в древней Греции не был отделена от гражданского, религиозного, образовательного, социального, и морального начала.

Система физического воспитания была тесно связана с религиозными воззрениями древних греков. Проводившиеся спортивные состязания посвящались божествам древнегреческого пантеона, которые как полагалось, должны были даровать здоровье и силу их участникам.

Связь физической культуры с искусством заключалась в прославлении поэтами гимназий, спорта и победителей физических состязаний.

О том, что древние греки оставили значительный вклад в развитие спорта и физической культуры может сказать большое количество современной спортивной терминологии, берущей свое начало в античном государстве. Во многом необходимость отличной физической подготовки диктовалась постоянными войнами, проводимыми Древней Грецией и необходимостью крепкой армии и мужественного народа, способного дать отпор врагам. В последствии многие милитаристические государства попытаются наследовать модель спортивного воспитания древней Эллады.

Об эффективности системы физического воспитания можно судить по дошедшим до нас античным произведениям искусства. Изображенные на них тела атлетов и сейчас удивляют своей красотой и пропорциональностью.

Греки возводили сложные комплексы физического воспитания, известные как гимназии. Гимназия. первоначально была не только школой физического обучения, но и общеобразовательным учебным заведением. В системе образования выделялось три типа учителей: грамматист (grammatistes), тот кто преподавал чтение, письмо и другие академическое дисциплины; кифарист (кitharistes), являлся учителем музыки; и педотриб (paidotribes), бывший непосредственным преподавателем физической культуры. Таким образом, гимназия также была центром искусств, философии и литературы.

Педотрибы - учителя физической культуры не только разрабатывали программу обучения гимназистов, но и давали рекомендации взрослому населению, пользуясь большим авторитетом. К методике преподавания физического воспитания относились очень серьезно. Личные тренеры использовали индивидуальные упражнениями и режимы занятий для своих учеников и тех, кто это мог себе позволить.

До семи лет дети обеих статей воспитывались дома, в семьях. Потом мальчики вступали к школе, а девочки проводили все время в женской половине дома - гинекее. Здесь их учили читать, писать, играть на музыкальных инструментах, а главное - заниматься рукоделием. После брака в положении девушек практически ничего не изменялось: они переходили из одного гинекея в другой.

Глава 2. Особенности системы физического воспитания Древней Греции

Тем временем мальчики приобретали всестороннее интеллектуальное развитие, всячески совершенствуя культуру тела. Иногда мальчики 7-14 лет учились в частных школах грамматистов и кифаристив. Занятие проводили учителя, которых называли дидаскалами (от греческого слова «дидаско» - учу). В школах грамматистов учили писать, читать и считать. В школах кифаристив (музыки) ученикам кроме элементарной грамоты предоставляли литературное образование и эстетичное воспитание.

Обучение юношей в таком случае осуществлялось одновременно или последовательно - сначала в школе грамматистов, а потом - кифаристов. Эти школы были частными и платными.[2]

В школе - палестре подростки 14-16 лет занимались популярными на то время видами спорта, совершенствуя физическое состояние. С ними проводили беседы по политическим и моральным вопросам. Физическим воспитанием и беседами в палестре занимались наиболее известные граждане государства.

Юноши 17-18 лет из семей зажиточных аристократов воспитывались в самих гимназиях. изучали философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к участию в управлении государством и заниматься гимнастикой.

Юноши 18-20 лет готовились к военной службе в группах эфебий. где продлевалось их военно-физическое воспитание. Они изучали оружие, морское дело, фортификацию, военные уставы, законы государства, принимали участие в общественных праздниках и театральных спектаклях.

В общем, таким образом,  в Афинах реализовывалась идея «калакагатии» - гармонического развития личности. в котором все содержание воспитания направлялось на достижение физического и духовного совершенства. Кроме того, наиболее способные юноши продолжали свое обучение еще почти 10 лет в академии. основанной Сократом для подготовки философов и крупных политиков.[3]

Сегодня известно имя одного из немногих известных древних педотрибов - Фарнака, сын Фарнака. С.О. Семенов-Зусер анализируя надпись в его честь пришел к заключению, что этот специалист был приглашенный из Синопы в Пантикапей по найму. Это может свидетельствовать о своеобразном обмене кадрами в области физической культуры уже во времена античности и важность телесного воспитания не только в самой Греции, но и за ее пределами, в тех государствах, которые переняли греческую методику преподавания физической культуры.[4]

Некоторые ученые допускают также, что руководители гимназий и палестр могли одновременно выступать предводителями эфебий, государственных организаций подготавливающих свободнорожденных юношей 18—20 лет к военной и гражданской службе.

Очевидно, должность работника гимназии была очень почетной. Об этом могут свидетельствовать археологические данные из греческой колонии Херсонеса. Отметим, что в городах Боспорского царства упоминания о гимнасиархах встречаются лишь среди должностных лиц культовых объединений - фиасов ІІ- ІІІ ст. н.е. Ни на одной из древних мраморных плит, найденных в Херсонесе, имена гимнасиархов не повторяются дважды, даже в надписях, которые датируются одним годом. Можно сделать вывод о выборности, а не наследственности данной должности и небольшую продолжительность пребывания гимнасиархов на данном посту. Тот факт, что в перечне должностных лиц членов религиозных союзов в римский период были найдены имена руководителей гимназий и палестр свидетельствует о роли системы физического воспитания в Древней Греции, традициях физической культуры и постоянной заботе о здоровье и надлежащем физическом состоянии молодого поколения.

В каждой гимназии находилась палестры - залы для занятия борьбой, боксом, бегом и другими видами спорта. Палестры могли существовать и отдельно, как заведения физической культуры, но не одна гимназия не строилась без палестры. Палестра была замкнутой колоннадой без крыши, внутри которой находился зал для упражнений. Поль в палестре был земляным. Вокруг этого зала помещались небольшие крытые комнаты для обмывания, отдыха, натирание маслом и песком, жертвоприношений и т.п.[5]

По прибытии в гимнасию или палестру спортсмены полностью раздевались. Лишившись защитного слоя одежды, они должны были по-особому ухаживать за кожей.

Готовясь к тренировке, спортсмен покрывал тело оливковым маслом, а затем посыпал его мелким песком. Смесь масла и песка помогала регулировать температуру тела, а также защищать от солнечных лучей и палки тренера, которой тренер бил атлета, если тот неправильно выполнял упражнение.

По окончании соревнования спортсмен брал свою лопаточку (strigil), имевшую форму изогнутой пластины, и соскребал с кожи пот, масло и песок. Заканчивалась процедура обмыванием тела водой с губкой. Необходимое для этих целей снаряжение было исключительно простым:

- сосуд, разновидность небольшой бутылки, часто глиняной, наполненный маслом;

- лопатка;

- губка.

Все эти предметы были соединены кольцом, которое атлет прикреплял к стене гимнасии или палестры.

Мальчиков также учили красивой походке. давали внешнюю выправку и манеры. Школы должны были открываться с восходом Солнца и закрываться при его заходе. Взрослым было запрещено посещать палестры, хотя впоследствии это запрещение на практике обходилось.

Еще в раннем возрасте детям мужского пола прививался дух борьбы и состязательности и делался акцент на подвижных физических играх (таблица 1).

Таблица 1

Система физического воспитания Древней Греции

Источник: uchil.net