Учительские университеты

Основные педагогические направления на уроках физического воспитания в школе

Планирование работы по физическому воспитанию учащихся довольна разнообразно и многопланово. Учитель физической культуры вместе с руководством школы эту работу планирует ежегодно с учетом услрвий, которые имеются в данной школе наличием соответствующего инвентаря и оборудования, оснащения и благоустройства плоскостных спортивных сооружений, площадок. Однако при выполнении требований комплексной учебной программы по физической культуре все планирование сводятся к составлению

1) общего плана по физическому воспитанию,

2) плана-графика прохождения разделов учебной программы на год,

3) Учебно-тематических планов, планов прохождения учебного материала на каждую четверть,

4) Конкретных планов уроков с указанием задач обучения и видов контроля за усвоением учебного материала по двигательным навыкам, умениям и уровню двигательной подготовленности.

Современная школа сегодня – это активно развивающийся социальный институт, в котором учебно- воспитательный процесс настолько интенсифицирован, что требует от школьника значительных физических и психических усилий. Отсюда, естественно, возникает проблема сохранения здоровья детей, решение которой ложится на школьную систему физического воспитания учащихся. Статистика неуловима указывает на сохраняющуюся тенденцию ухудшения состояния здоровья детей и подростков, особенно за последние 10-15 лет.

В основе глубокого кризиса, переживаемого в настоящее время школьной системой физического воспитания лежит, на наш взгляд, интенсивные социально-экономические преобразования в жизни общества, которые не могли не вызвать появившиеся в этой системе противоречия между:

1) необходимостью построения урока физической культуры как полноценной педагогической системы и отсутствием системного подхода в его организации;

2) необходимостью гармоничного физического развития детей и подростков и сохраняющейся в программах по физической культуре установки преимущественно образовательной направленности на «научение» школьников в первую очередь двигательным умениям и навыкам;

3) необходимостью поддержания и развития оздоровляющего эффекта воздействия физической нагрузки на основные органы и физиологические системы организма школьников, обеспечивающей их оптимальную работоспособность, и сохраняющейся чрезмерно спортивной направленности школьных программ по физической культуре;

4)необходимостью наличия оптимальной системы оценки двигательных способностей конкретного ученика на основе учета индивидуальных особенностей развития его организма и сохраняющейся на физкультурных занятиях жесткой отметочной системой.

Эти и другие противоречия позволили рассмотреть проблему организации урока физической культуры с позиций системного подхода.

Известно, что образовательный процесс представляет собой целостную педагогическую систему, основу которой составляют базовые системообразующие компоненты. Урок физической культуры в школе как основная форма физического воспитания учащихся не является исключением, выступая аналогичной педагогической системой с той же цепочкой базовых компонентов. При рассмотрении иерархических уровней в такой педагогической системе цель выступает их вершиной и началом, являясь своего стратегическим проектом конечного результата деятельности. Следующие за целью задачи в этой логике выполняют функцию комплекса направлений (в нашем случае – оздоровительных, образовательных и воспитательных), задающего определенный характер тактическим действиям, обеспечивающим достижение поставленной цели. Отбор материала, порядок его изложения, организационные формы, методы, приемы, система контроля и т д. выступают содержательным компонентом в построении урока физической культуры как педагогической системы. И, наконец, логически выстроенный и реализованный порядок действий учителя обуславливает успешность достижениязадач существенно ослабила на уроке физической культуры взаимосвязь умственного, нравственного и эстетического воспитания, превратив его, по существу, в «натаскивание» школьников на выполнение заданных практических нормативов, что является, на наш взгляд, ложным результатом

С учетом тенденции ухудшения состояние здоровья современных детей и подростков недопустимо ошибочным, по нашему мнению, является отсутствие в комплексе задач урока физической культуры задач оздоровительной направленности. Данное положение противоречит, во- первых, целевой установке любой программы по физической культуре, где в объяснительной записке выделено «…сохранение и укрепление здоровья ученика…», и, во- вторых, именно эта группа задач в зависимости от предлагаемой учителем физической нагрузки, в первую очередь способствует сохранению и укреплению основных жизнеобеспечивающих органов и физиологических систем организма ребенка.

Предметом особого беспокойства, на наш взгляд, является система оценивания результатов деятельности учащихся на уроке физической культуры, которая также пока остается несовершенной.Оценить же отношение ребенка к двигательной активности на уроке, его потребность сохранять и поддерживать здоровый образ жизни, желание выполнять то или иное упражнение, стремление превзойти самого себя и т.д. крайне сложно, поскольку критериев для просто нет. Следовательно, освоение учеником в полной мере всего объема и теоритического, и практического материала на уровне «успешности», равно как и объективно оценить его старания, представляется маловероятным.

Таким образом, априорная «неуспешность», ученика на уроке физической культуры с обычными, а иногда и более низкими способностями и возможностями организма на фоне отсутствия объективной оценки результатов деятельности существенно снижает его мотивацию к уроку и двигательной активности вообще.

Была разработана концептуальная модель организации урока физической культуры на основе системного подхода. Данная модель предполагает перераспределение годовой учебной нагрузки (в часах) по четырем «циклам. Каждый «цикл» состоит из двух фаз: фазы «погружения», включающей обязательные занятия (3-4 раза в неделю по 1 ч) и фазы «самостоятельных занятий», когда в расписании урок физической культуры отсутствует. Длительность каждого цикла от 7 до 12 недель (в зависимости от полугодия). При этом соотношение временной длительности фаз внутри одного цикла – примерно 3:2.

Фаза «погружения завершается в каждом цикле переходом учащихся к фазе «самостоятельных занятий» во внеурочное время. В зависимости от индивидуальных особенностей развития организма ученики получают домашнее задание в виде конкретных рекомендаций по коррекции развития тех или иных психофизических качеств (общей выносливости, силовой, координационных способностей и т.д.). Комплекс состоит из 6-10 упражнений на различные мышечные группы с опорой на индивидуальные особенности развития организма конкретного ребенка.

В основе предлагаемой модели организации урока физической культуры лежит прежде всего учет биологических закономерностей развития детского организма. Разрыв между занятиями в течении недели находится в допустимых пределах биологически безопасных границ, а значит, каждая последующая физическая нагрузка будет приходиться на «суперкомпенсаторную фазу». Тренирующий эффект каждого последующего урока в этом случае непременно будет закреплять «физиологический структурный след» предыдущего, обеспечивая в итоге искомый кумулятивный эффект, выраженный в виде определенных стойких адаптационных перестроек функциональных систем организма. Построение такого урока физической культуры базируется на трех основных принципах: целостности, доминанты и вариативности средств физического воспитания.

Таким образом, системный подход в построении урока физической культуры, по существу, «развязывает» учителю руки в подборе двигательного материала и дозировании физической нагрузки, что позволяет ученику без лишних психических и физических перегрузок справляться с этим материалом, сохраняя положительную мотивацию на уроке и после него.

Категория. Физическая культура | Добавил. Аллочка (2012-10-30) | Автор. Тушина Светлана Юрьевна E

Источник: collegy.ucoz.ru