Физическое воспитание в семье с позиции родителей дошкольников

Опубликовано: Январь 30, 2013

Выходные данные статьи:  

Чуракова Н.В. Рогачева Т.И. Митин А.Е. Физическое воспитание в семье с позиции родителей дошкольников// Инновационная деятельность образовательных учреждений, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей и учащейся молодежи: сборник научных и методических статей. — СПб. Балтик-пресс, 2012. —  С. 198-201. 

Физическое воспитание в семье

с позиции родителей дошкольников  

Н.В. Чуракова, Т.И. Рогачева, А.Е. Митин

  ГБДОУ «Детский сад  № 6 Приморского района»,

Санкт-Петербург  

Объективная оценка негативных тенденций в области охраны здоровья населения, несовершенства программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях определила необходимость создания Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». В частности, в ней указывается на важность разработки региональных программ приобщения различных групп населения, в первую очередь детей, к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Ключевой проблемой физического воспитания в дошкольный период на современном этапе, как считают подавляющее большинство специалистов, является сохранение и укрепление совершенствования психофизического здоровья детей, формирования у них установок здорового образа жизни. Поскольку эта проблема комплексная, то и решение ее возможно только при интегративном подходе, с использованием достижений многих наук: философии, педагогики, психологии, физиологии, гигиены, медицины и других. При этом считается, что физическая культура должна взять на себя роль интегратора, потому как по способности воздействия на сохранение и приумножение здоровья человека она является исключительным фактором, поскольку любая из ценностей физической культуры, в той или иной мере, «работает» на здоровье человека (З.П. Красношлык, 2006).

Человеком, а тем более личностью, не рождаются, а становятся в ходе общественного и индивидуального социального развития. Человеческие поколения связаны между собой двумя мостами, «каналами»: генетическим и социальным. По каналам генетической программы наследственности передаются биологические качества, которые создают непрерывность биологической истории человеческого рода. По каналам социальной программы наследования передается исторически приобретенный социальный опыт человечества, накопленные социокультурные программы, которые создают непрерывность социальной истории человеческого рода (О.В. Козырева, 1997).

Каждый период детства создает свои условия для проявления и развития способностей. Наиболее перспективен в этом отношении дошкольный возраст, когда бурно развиваются все виды способностей. Следовательно, дабы вырастить здоровое и развитое физически и умственно поколение, необходимо заниматься этим с самого раннего возраста.

По мнению М.А. Перекопской (2002)большое количество проблем воспитательного характера может решаться посредством активной спортивной деятельности детей, и способствовать этому будет заинтересованность в такой деятельности с самого раннего возраста.

И.О. Гарипова (2005) указывает на то, что формирование потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом происходит посредством присвоения ребенком социальных семейных законов и целей, через осознание необходимости данной деятельности, т.е. через реализацию отражательной функции семейных традиций. Двигательное развитие ребенка происходит в форме активного творческого освоения мира движений. Кроме того, нельзя не учитывать появление у каждого нового поколения своих приоритетов в использовании форм физической культуры (аэробика, баскетбол, восточные единоборства и т.д.). Таким образом, при общей стабильности традиций поддержания здоровья в семье немаловажным компонентом является творческая, открытая для перестройки структура двигательного опыта ребенка.

Для определения отношения родителей к занятиям их детей физической культурой, был проведен опрос. В исследовании также определялось степень включенности родителей в физкультурно-спортивную деятельность.

На вопрос о том, занимались ли в детстве спортом родители и если да то каким, было получено большое разнообразие ответов. Больше всего в детстве папы занимались различными единоборствами — 27,2%, мамы чаще занимались гимнастикой. У пап на втором месте оказались занятия футболом, гимнастикой и лыжным спортом – по 18,1%, мамы занимались волейболом и лыжным спортом – по 17,6%. 11,7%  мам занимались аэробикой, и по 5,8% в детстве занимались баскетболом и танцами. 18,0% родителей вообще в детстве ничем ни занимались. Но на момент опроса 50% мам и 40% пап не занимались физической культурой или спортом.

На предложенный вопрос о том, сколько времени в день их ребёнок занимается подвижными играми, физическими упражнениями дома родители дали ответ, временные рамки которого составляют от 10 минут и до 3 часов. По ряду причин на этот вопрос не смогли ответить 15% родителей.

Выходные дни дети проводят по-разному: играют дома — 28,5%; гуляют на улице- 28,5%; ходят на дополнительные занятия в кружок- 14,3%; выезжают за пределы города — 7,1% детей.

Ответ родителей на вопрос о том, какой вид физических упражнений, по их мнению, больше всего нравится их ребёнку выглядит так: родители считают, что их ребёнку больше всего нравится заниматься с мячом — 25%, чуть меньше ребёнку нравятся прыжки и бег — 21,4%. за ними следует лазанье — 14,2%, упражнения со скакалкой- 10,7%, и меньше всего ребёнку нравится плавание- 3,5%. Некоторые родители ответили, что их ребёнку нравится абсолютно всё — 3,5%.

Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Часто уровень знаний и умений родителей в области  воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку требуется помощь. Изменить эту ситуацию возможно при организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по физическому воспитанию детей.

Литература

         Гарипова И.О. Педагогические условия реализации семейных традиций в физическом воспитании детей дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М. 2005. – 22 с.

Козырева О.В. Спорт в системе образования, воспитания и организации досуга детей дошкольного возраста: (программа и первые результаты исследования) // Спорт, духовные ценности, культура. М. 1997. — Вып. 7. — С. 245-280.

Красношлык З.П. Педагогическое партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ физической культуры детей: дис. … канд. пед. наук. – Владикавказ, 2006. – 201 с.

Перекопская М.А. Педагогические условия формирования интереса у дошкольников к занятиям спортом: Карате: дис. … канд. пед. наук. — Челябинск, 2002. – 180 с.

Источник: pds6.ru