Главная » Гуманитарные науки » СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Негативная динамика увеличения числа различных заболеваний, ухудш е — ние уровня физической и функциональной готовности, выявлены, по данным различных исследователей, у 70% молодых людей, получающих высшее о б- разование. Специалисты считают, что одним из путей изменения сложив — шейся ситуации будет внедрение в учебный процесс по физическому восп и — танию студентов, новых, современных форм проведения занятий по физ и — ческой культуре в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, специализация, ин — дивидуализация.

Сегодня, в Российской Федерации большое внимание уделяется организации и проведе — нию мониторингов уровня физического здоровья различных групп населения страны, в том числе студенческой молодежи. Необходимость проведения подобных мероприятий во всех об — разовательных учреждениях отражена в целом ряде документов, например в постановлении Правительства Российской Федерации, №916 от 29.12.2001 [7]. Данное постановление предпи — сывало целому ряду Министерств (Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Министерству образования и науки РФ, Государственному комитету по физической культуре, спорту и туризму) обеспечить проведение мониторинга состояния физического здоровья насе — ления, уровня физического развития детей, подростков и молодежи. По результатам монито — ринга планировалось выявить одну из основных составляющих уровня физического здоровья населения – уровень физической подготовленности (показатели развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и т. д.) [8]. Специалисты считают, что уровень развития физических качеств и функциональных способностей человека, может служить объективным и действенным критерием оценки уровня его здоровья.

К сожалению, многие ученые отмечают, что за все время, прошедшее со дня выхода дан — ного постановления, так и не было реализовано централизированных, комплексных мероприя-тий по его выполнению в масштабах страны. Наиболее масштабные, комплексные мероприятия были проведены в высших учебных заведениях Российской Федерации. Это легко объяснимо,

так как наличие: материально-технической базы (необходимого оборудования, лабораторий, студенческих поликлиник и т. д.), научных кадров (ученых и инженеров), значительного кон-© Осипов А. Ю. 2013.

тингента молодых людей и достаточного времени проведения исследований, позволило про — вести значительную научно-исследовательскую работу, получить большой объем данных, под — готовить необходимые рекомендации. По мнению О. Н. Московченко, мониторирование за фи — зическим и психофизиологическим состоянием студентов позволяет внедрять информационно — педагогические и здоровьесберегающие технологии, которые способствуют: повышению адап — тационных возможностей и функциональных резервов организма; раскрытию потенциальных возможностей организма индивида; ведению здорового образа жизни; развитию мотивации на сознательное укрепление собственного здоровья и т. д. [3, с. 62].

Однако результаты общероссийского мониторинга нельзя признать положительными. Согласно исследовательским данным за последние 5-6 лет, количество «условно здоровых»

молодых людей, обучающихся в высших учебных заведениях нашей страны, неуклонно сокра-щается [4, с. 179]. Уже на этапе поступления в университеты выявляется высокий процент лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья. Не может не тревожить увеличение числа не только хронически больных студентов, но и студентов, имеющих различные группы инва — лидности. Развитие этих негативных процессов зависит от особенностей учебной деятельности студентов, которая характеризуется постоянным увеличением объема учебной информации и интеллектуальной нагрузки. Отмечается, что дальнейшему развитию патологических процес — сов у студентов могут способствовать и такие стрессовые факторы, как зачеты и экзаменацион — ные сессии [2, с. 34].

Неудовлетворительное состояние и низкий уровень физического развития молодых лю — дей, по мнению В. Ю. Лебединского, связаны не только с ухудшением социально-экономических условий жизни, плохой экологией, биологическими факторами, но и с недо — оценкой в обществе оздоровительной роли физической культуры и спорта [1].

К сожалению, следует признать, что занятия физической культурой в высших учебных заведениях в том виде, в каком они проводились ранее (10-20 лет назад), не могут исправить сложившуюся ситуацию. Ориентация студентов лишь на успешную сдачу зачета по предмету,

без формирования у них необходимых специальных знаний, умений, компетенций, норм здоро — вого образа жизни, необходимого уровня физического здоровья и функциональной подготовки

приводит к резкому снижению уровня двигательной активности у студентов старших курсов и выпускников вузов. Данное снижение приводит к резкому ухудшению показателей здоровья современных студентов [5, с. 118].

Известно, что процесс физического воспитания нуждается в научно-методической кор — ректировке, если выявлено превышение в 15 и более процентов от общего контингента зани-мающихся, тех студентов, уровень физического развития которых нельзя признать удовлетво — рительным [9]. Следовательно, сейчас необходимы новые, современные и эффективные формы проведения занятий по физической культуре в образовательных учреждениях.

К подобным формам проведения учебных занятий можно отнести, по мнению автора ста — тьи, индивидуализированные (с учетом индивидуального уровня физической и функциональ-ной готовности каждого студента) занятия физической культурой. Практика показывает, что эффективность занятий физическими упражнениями будет высокой лишь тогда, когда физиче-ские нагрузки будут индивидуально дозированы. Индивидуальные программы физического воспитания используются для проведения занятий со студентами, которые в силу различных причин (низкого уровня физического развития и функциональной готовности, наличия каких-либо заболеваний или травм, периода восстановления и т. д.) не могут выполнять физическую нагрузку в полном объеме [6, с. 101]. В основе подобных программ используются, как правило,

комплексные методики интенсивной физической и функциональной подготовки молодых лю — дей с обязательным контролем над уровнем их функционального состояния. Таким образом, объем, и интенсивность нагрузок лимитируется только объективными показателями функцио-нальной готовности занимающихся, а не зависит от различных субъективных факторов.

Следует отметить, что в ходе экспериментальных исследований по выявлению наиболее эффективной формы проведения учебных занятий со студентами, индивидуализированные

программы физического воспитания показали достоверно лучший прирост уровня функцио-

нальной готовности к нагрузкам, обогнав по результатам программы спортивных специализа — ций и модульного обучения [6, с. 102].

В заключение, автор хочет отметить, что индивидуализация процесса физического вос — питания с учетом и контролем над уровнем физической и функциональной подготовленности студентов к физическим нагрузкам, представляется наиболее действенной и эффективной фор-мой организации учебных занятий по физической культуре в вузах.

Библиографический список

1. Мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса в вузах. «Паспорт здоровья»: моно — графия / В. Ю. Лебединский, М. М. Колокольцев, и др. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. 268 с.

2. Межман И. Ф. Изменения показателей адаптационных возможностей студентов в ситуациях эк — заменационных и соревновательных стрессов // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гума — нитарных и общественных наук. 2012, №1. Йошкар-Ола: Коллоквиум, 2012. С. 34-35.

3. Московченко О. Н. Проходовский Р. Я. Мониторинг физического и психофизиологического со-стояния студентов // «Восток – Россия – Запад». Современные проблемы и инновационные технологии в развитии физической культуры и спорта: Сб. материалов Международной научно-практической конфе- ренции. 2011, т. 2. Иркутск: Аспринт, 2011. С. 58-62.

4. Осипов А. Ю. Гольм Л. А. Михайлова С. А. Формирование здоровьесберегающих компетенций будущих специалистов средствами физического воспитания // Вестник ЧГУ. 2012. № 2 (39). Череповец,

2012. С. 178-182.

5. Осипов А. Ю. Вапаева А. В. Антонова А. В. Чижов А. Ю. Двигательная активность, как основное средство формирования здоровьесберегающих компетенций // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2012,

№3 (21). Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2012. С. 115-119.

6. Осипов А. Ю. Гуралев В. М. Кокова Е. И. Пазенко В. И. Физическое воспитание студенческой молодежи в современных условиях // Вестник ЧГУ. 2013. № 1 (46) Т. 2. Череповец, 2013. С. 100-103.

7. Постановление Правительства Российской Федерации «Об общероссийской системе монито — ринга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» (№916 от 29.12.2001) // Российская газета. 2002. 12 января.

8. Семенов Л. А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных уч — реждениях: монография. М. Советский спорт, 2007. 168 с.

9. Физическое развитие и физическая подготовленность детей, подростков и молодежи: методиче-ские рекомендации / под ред. В. Ю. Лебединского. Иркутск: БИОФСиТ, 2002. 24 с.

Статья поступила в редакцию 19.08.2013.

Материал взят из: Новиый университет. Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 8(29). 2013

Источник: moyuniver.net