Тема: Физическая культура в средние века

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СРЕДНИЕ ВЕКА

. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА. УЧЕНИЕ ГУМАНИСТОВ ЭТОГО ПЕРИОДА

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

История физической культуры включает в себя две основных дефиниции: история и физическая культура.

Термин история имеет древнегреческое происхождение и означает рассказ или повествование о прошлой жизни человеческого общества.

История физической культуры - наука о закономерностях возникновения и развития идей, организационных форм, средств и методов физической культуры и спорта в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни общества; она даёт научный анализ возникновения и развития физической культуры, как одной из форм общественной жизни и составной части общей культуры общества.

Термин физическая культура (иногда её называют телесная культура) был впервые употреблён в Англии и США в 90-х гг. XIX века. В России термин физическая культура стал упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества, направленную на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья.

Физическая культура - часть общей культуры общества; представляет собой совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических способностей.

Она включает систему физического воспитания, специальные научные знания, развитие спорта и спортивных достижений; охватывает область общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, правильного режима труда и отдыха, использование естественных сил природы - солнца, воды и воздуха - в целях оздоровления и закаливания организма.

История прослеживает эволюцию физической культуры с древнейших времён и до наших дней.

В свою очередь, история физической культуры, используя эти понятия в своей научной и учебной дисциплине, составляет важную часть всей спортивной науки.

Предмет её изучения - общие закономерности возникновения, становления и развития физической культуры на разных этапах существования человеческого общества.

1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СРЕДНИЕ ВЕКА

После распада рабовладельческого строя на смену ему приходит феодальный строй, прошедший в своём развитии три основных этапа: ранний (V-IX вв.), развитый (X-XIV вв.) и поздний феодализм(XV-XVII вв.), в целом весь период феодального строя называется периодом средних веков.

Основой феодального строя являлась собственность феодала на средства производства (в первую очередь на землю) и неполная собственность на крепостного. В тоже время наряду с феодальной собственностью существовала и личная собственность ремесленника или крестьянина на орудия производства и на частное хозяйство.

Феодализм был более прогрессивным строем по сравнению с рабовладельческим. Несмотря на личную зависимость от феодала, крепостной, вынужденный выплачивать различного рода ренты, был заинтересован (в отличие от раба) в результатах своего труда, а следовательно, в более высокой его производительности. Крепостной имел своё хозяйство, основанное на личном труде, дом, семью, постоянный круг соседей. Всё это создавало предпосылки для более широкого развития культуры народных масс, в том числе и физической.

Господствующей религией в Европе стало христианство. Призывая народ к смирению и терпению, обещая все райские блага лишь в загробном мире, христианская религия закрепляла господство феодалов. Влияние христианской религии во многом сковывало развитие физической культуры. Не укреплять тело, а, напротив, угнетать его для спасения души - этому учили народ церковники.

В свободные от работы воскресные дни не играми и развлечениями нужно заниматься молодёжи, проповедовали они, а идти в церковь и молится о прощении грехов.

Лишь в военной области необходимая физическая подготовка считалась делом полезным.

Особенно важной была она до появления огнестрельного оружия, когда от физической силы и ловкости зависел успех в бою.

2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРИОД РАННЕГО ФЕОДАЛИЗМА

В период с V-IX в. в границах бывшей Римской империи образовалось несколько новых государств. Так, на территории современной Франции и частично соседних стран появилось государство франков: на территории современной Италии - государство лангобардов; на территории Испании - государство вестготов и др. Во главе их стояли вожди германских племён, а вторгшихся в Западную Европу. Население было обязано содержать завоевателей, и не только королевский двор, но и более мелких владельцев земли, на которой они жили и работали. Десятую часть своей продукции нужно было отдавать в пользу церкви.

Ближайшие сподвижники королей получали в своё распоряжение крупные участки земли, которые в свою очередь, делились на более мелкие феоды и раздавались в пользование подчинённым (феодалам). Так образовалась своеобразная лестница, на вершине которой находился король, ниже - его приближенные, а ещё ниже - подчинённые этих приближенных. В самом основании этой лестницы находился крестьянин, сначала свободный, но постепенно закрепощаемый феодалами.

Военная подготовка являлась обязательной для феодалов. По призыву короля крупные феодалы для участия в военном походе должны были являться на сборные пункты в полном вооружении, верхом на коне, в сопровождении нескольких всадников. Часто феодалы ссорились между собой и начинали междоусобные войны. Из-за частых военных походов и междоусобиц феодалам приходилось всё время находится в состоянии боевой готовности.

Время от времени короли или крупные феодалы устраивали смотры своих боевых сил, на которых проверялась и боевая подготовка воинов. Позднее эти смотры вылились в рыцарские турниры.

Что касается крестьян, то уже в период раннего феодализма среди них широко бытовали различные игры, развлечения и физические упражнения, основанные на применении силы, ловкости, выносливости. Многие из этих упражнений носили военный характер, поскольку крестьянам часто приходилось защищать свою свободу, свой дом от посягательства врагов, участвовать в военных походах.

Первоначально крестьяне были обязаны нести военную службу и являться по приказу своего феодала вооружёнными и готовыми к боевым действиям. Лишь позднее, с развитием феодальных отношений, крестьяне постепенно отстранялись от военной подготовки, а главную роль в военных действиях стали играть сами феодалы и их ближайшее окружение.

Приблизительно так же, с преобладанием военной направленности, физическая культура развивалась и у других народов. Особенно заметной военная подготовка была у славян и арабов. Объясняется это тем, что славянам приходилось всё время отстаивать своё существование от посягательств многочисленных врагов. Арабы же, напротив, вели завоевательные войны на севере Африки, а позднее и в Европе, на территории Испании.

Своеобразно развивалась физическая культура в Китае, где феодальный строй начал складываться раньше, чем в Европе. Там, в частности, получила развитие физическая культура лечебного характера. В Индии развивалась система физического и духовного воспитания йогов. Военизированный характер носила физическая культура в средневековом Иране. То же можно сказать и о некоторых других народах, кроме тех, которые находились ещё на стадии родового строя (народы, населяющие Америку, большую часть Африки, часть Азии, Австралии).

3. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРИОД РАЗВИТОГО ФЕОДАЛИЗМА. РЫЦАРСКАЯ СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Приблизительно к IX в. в Западной Европе полностью утвердились феодальные отношения. К этому же времени была сформирована система военно-физической подготовки лиц привилегированного сословия - так называемая рыцарская система воспитания.

Эта система, состоящая из семилетних циклов, была трёхступенчатой. Первые 7 лет жизни мальчик рос в своей семье. У ребёнка, конечно, были игры и забавы, но, как правило, только в среде сверстников «благородного сословия».

С 7 лет он становился пажом при дворе более высокопоставленного феодала. Этим он как бы поднимался на более высокую ступень общественной лестницы и в тоже время оказывался своеобразным заложником у господина (сюзерена) своих родителей. Он обучался различным военным упражнениям, верховой езде, плаванию, фехтованию, одновременно постигая все правила рыцарского этикета. В 14 лет мальчик переходил в разряд оруженосцев, сопровождал своего сюзерена в походах, помогал ему облачаться в доспехи. Он обязательно принимал участие в различных соревнованиях для оруженосцев, а иногда и сам участвовал в сражениях. В возрасте 21 года юноша торжественно посвящался в рыцарский сан. Старший сын в семье оставался при отце, становясь его наследником, а младшие должны были сами искать себе славы и богатства. Они пополняли отряды завоевателей, участников крестовых походов, а иногда просто занимались разбоем. По разным странам Западной Европы странствовали бродячие рыцари.

Став полноправным рыцарем, молодой человек продолжал упражняться в различных видах «рыцарских искусств» и периодически участвовал в соревнованиях рыцарей - турнирах. Эти соревнования не были регулярными, они носили эпизодический характер и проводились по случаю каких-либо знаменательных событий.

Вначале турниры имели вид групповых сражений тупым оружием, но позднее классической формой турнира стало единоборство, так называемый тьест. Рыцарь, сбитый с коня, считался проигравшим.

Кроме того, в быту феодалов были широко распространённы охота на диких животных и различные игры (например, в малый мяч - прообраз современного тенниса).

Некоторые физические упражнения рыцарского быта позднее вошли в арсенал средств физического воспитания и в Новое время. Среди них можно назвать различные упражнения на деревянном коне - прообразе коня гимнастического, а также приёмы фехтования, некоторые игры.

Позднее, когда было изобретено огнестрельное оружие (приблизительно в XIV в.), рыцарская система утратила своё значение и сами рыцари уступили первенство в военном деле стрелкам, т.е. пехоте. В это время из мелких, раздробленных княжеств постепенно образуются централизованные государства во главе с монархами, к которым и переходят на службу рыцари, образуя дворянское сословие.

Так возникла, сформировалась и, наконец, стала изживать себя система физического воспитания господствующего класса феодалов западной Европы.

Значительно интенсивнее развивалась физическая культура в средневековых городах. Развитие торговли и промышленности привело к росту старых и появлению новых городов, населённых ремесленниками и торговцами. Все они были выходцами из среды крестьян, по разным причинам освободившихся от крепостной зависимости.

Физическая культура в городах использовалась горожанами, прежде всего, как средство подготовки к защите от нападений феодалов-рыцарей. Обычно отряды странствующих рыцарей нападали на слабозащищенные города, грабили их, облагали тяжёлым налогом. Борьба с феодалами велась в интересах не только богатого купечества, владельцев мастерских, но и в интересах бедноты, которая тоже страдала от грабежей. Поэтому всё городское население принимало участие в этой борьбе.

В обучение городского ополчения входили элементы физической подготовки. Для защиты городов из числа его жителей создавались добровольные группы («братства») фехтовальщиков и стрелков, которые в определённые дни собирались для совместных тренировок и в случае военной тревоги выступали на защиту города со своим оружием.

Ещё большее значение для дальнейшего развития физической культуры имели различные празднества горожан, особенно в дни ярмарок. Именно здесь, в метании тяжёлого камня, а затем и ядра (когда появились пушки), в метании шахтёрами своего рабочего отбойного молота, в беге, в прыжках через препятствия, различных играх и физических упражнениях, складывались сначала договорные правила, отдельные для каждого соревнования, а затем и признанные всеми и навсегда. Так возникли правила современных спортивных соревнований.

Сначала такие соревнования носили чисто развлекательный характер и проводились обычно после рабочего дня, а впоследствии они стали устраиваться в специально отведенных для них дни. Физические упражнения и игры менялись, постоянно совершенствуясь. Так, например, футбол был когда-то зимней игрой английских крестьян. После сбора урожая на межу между землями двух деревень выносился мяч, и любое количество игроков с той и другой стороны гнало этот мяч на площадь противника. Никаких ограничений не было: можно было хватать противника за одежду, отталкивать его любым способом, лишь бы сильно ударить по мячу. В городе в эту игру уже играли представители разных городских кварталов, в которых, как правило, жили мастера одной профессии (кузнецы, кожевники и т. п.). Теперь уже мяч нужно было забросить в ворота чужого квартала в целях безопасности кроме городской стены и главных ворот каждый квартал имел свои стены и свои ворота. Только главная площадь в центре города была общей. Однако малая площадь для игры ограничивала чисто игроков с каждой стороны, а сама игра в центре города мешала городской жизни. Всё это заставило выделять площадки для игры за пределами городских стен и ставить на них условные ворота. Постепенно вводились правила, запрещающие грубые приёмы, и, наконец, футбол принял современный вид.

Некоторые соревнования были заимствованы из рыцарского быта, но проводились в комической форме. Поскольку рыцари были злейшими врагами горожан, не удивительно, что последние старались высмеять своих противников. Так, вместо коней горожане садились верхом на пустые бочки, а вместо копий старались столкнуть своего противника на землю длинной метлой. Вместо щита использовали корзины для сбора ягод.

Большой любовью горожан пользовались акробаты. Сначала это были канатоходцы, отсюда и слово акробат, т.е. «ходящий высоко». Любили горожане и всевозможные сложные прыжки, пирамиды и другие акробатические упражнения. Не удивительно, что в средние века было немало профессиональных акробатов, бродивших из одного города в другой. Иногда даже между ними проводились соревнования.

Так, например, в Венеции на главной площади города во время празднеств участники их строили гимнастические пирамиды, и приз получали те, кто построит наиболее высокую пирамиду. В некоторых городах соревновались и в акробатических прыжках.

Вместе с тем проводились и серьёзные соревнования по стрельбе из лука или арбалета, а позднее и из огнестрельного оружия. Соревновались горожане и в фехтовании (на тупом или специальном фехтовальном оружии).

Наиболее сильные, ловкие и удачливые люди пользовались большим уважением горожан. Молодёжь старалась подражать им. Позднее, когда спорт получил всеобщее признание, вспомнили и об упражнениях древних греков: метании диска, копья и других.

Возникли и новые виды спортивных упражнений. Многое вошло в спорт из практики конных соревнований, в частности существующий и сейчас бег с препятствиями. В основном же корни современного спорта уходят в народное творчество (сначала крестьян, а затем и горожан). В тех странах, где города получили наибольшее развитие, сложились и закрепились правила по различным видам спорта.

В отличии от более ранних эпох соревнования в средневековье носили чисто игровой характер. Участие в соревнованиях было делом совершенно добровольным. Соревнования не были связаны с мистической или религиозными обрядами, многие из них проводились даже в юмористической обстановке. По-видимому, тогда же появляется и слово «спорт».

физический воспитание феодализм кампанелла

4. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА. УЧЕНИЕ ГУМАНИСТОВ ЭТОГО ПЕРИОДА

Последний период существования феодального строя характерен резким обострением присущих ему противоречий. С одной стороны, идёт дальнейшее усиление абсолютизма и крепостного права, с другой - вместе с быстрым развитием производства и торговли в недрах феодального общества зарождаются основы капиталистического строя. В этот период создаётся и национальная буржуазная культура многих народов.

В основе развития физической культуры этого периода лежит борьба народных масс со средневековой дворянской и религиозной идеологией в воспитании.

В средние века появилось и развилось учение гуманистов. Проводники этой новой идеологии - гуманисты - наибольшее внимание в области физического и духовного воспитания уделяли интересам самого человека. Свои убеждения в необходимости развивать новую культуру, в том числе и новую систему физического воспитания, они подкрепляли авторитетом античной науки. Следуя ей, они призывали возродить интерес к земной жизни и отказаться от средневекового аскетизма, устремления в загробный мир.

Гуманисты были идеологами развивающейся буржуазии. Их взгляды на воспитание отражали стремление к знаниям и развитию духовных и физических сил.

Основной идеей всех гуманистов этой эпохи было использование физического воспитания не только для военной подготовки, но и для укрепления здоровья и развития физических сил. Это была новая, прогрессивная идея. Тем не менее взгляды гуманистов были ограничены стремлением обеспечить человеку лишь его личное благополучие. Простому народу произведения гуманистов оставались недоступными, так как системы воспитания, предлагавшиеся ими, были рассчитаны на людей обеспеченных, а сами произведения были написаны, как правило, на латинском языке, не понятном простым людям.

Некоторые гуманисты пытались на практике осуществить свои идеи в области воспитания. Одним из них был итальянский гуманист Витторино да Фельтре (1378-1446 гг.). Работая при дворе одного из итальянских феодалов, он организовал для детей правителя и его придворных школу нового типа, которую назвал «Дом радости». В этой школе поощрялась любознательность, активность и самостоятельность учеников. Зубрёжка была исключена. Применялись методы наглядного обучения. Впервые в учебный план школы введено было физическое воспитание. Значительное время отводилось для игр и различных физических упражнений. Детей обучали фехтованию, плаванию, верховой езде, соблюдению правил гигиены.

Большую известность получил и французский писатель Франсуа Рабле (ок. 1494-1553 гг.). В своём фантастическом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он высмеял схоластическую, средневековую систему воспитания и предложил свою. Он также требовал свободы мысли и действия, был противником заучивания богословских книг, считал, что процесс обучения должен быть приятным для ребёнка.

Большое значение Рабле придавал физическому воспитанию. Для этой цели он предлагал соблюдать гигиенический режим, чередуя умственные занятия с физическими упражнениями. Кроме получивших уже известность физических упражнений древних греков он рекомендовал пользоваться играми и упражнениями, применявшимися в быту народа, среди крестьян и горожан. Не исключал он полезные упражнения и из дворянского быта. Бег, прыжки, метания, плавание, стрельба, фехтование, лазание, верховая езда, гребля, борьба, упражнения на известных в то время гимнастических снарядах, различные игры, прогулки, охота - всё должно быть использовано для физического воспитания детей. Заслугой Рабле является и то, что он в отличие от других гуманистов написал свой роман на французском языке, а не на латинском языке, к тому же в юмористическом духе. Благодаря этому его книга получила широкое распространение среди населения.

Среди гуманистов, выступающих с пропагандой физического воспитания, нужно назвать и французского философа Мишеля Монтеня (1533-1592 гг.). Мишель Монтень отстаивал естественное право человека на развитие своих умственных и физических сил. Как духовную, так и физическую стороны личности человека он считал равноценными частями целого. В своих афоризмах он сравнивал обе эти стороны с двумя лошадьми, запряжёнными в карету. Если одна из лошадей будет хромать, то, как бы ни рвалась вперёд здоровая лошадь, карета будет двигаться со скоростью, на которую способна хромая. Отсюда вытекает вывод, что только тот человек способен на наибольшие достижения в жизни, у которого обе стороны личности будут развиты полноценно.

Как и все гуманисты этой эпохи, Монтень рекомендовал широко применять известные упражнения в беге, прыжках, метаниях, борьбе, фехтовании, верховой езде. В выборе средств физического воспитания расхождений между гуманистами не было. Не было их и в определении его целей. Различия были лишь в форме изложения своих взглядов и методах их пропаганды.

Вершиной развития гуманистических идей следует считать деятельность великих утопистов - англичанина Томаса Мора (1478-1535 гг.) и итальянца Томазо Кампанеллы (1568-1639 гг.). Выступая с утопическими идеями о структуре общества будущего, о жизни людей в этом обществе, они писали, в частности, о воспитании в нём подрастающих поколений. Цели воспитания Мор и Кампанелла видели не в личном благополучии и успехах детей, а в их подготовке к служению обществу, т.е. в подготовке к трудовой деятельности и защите своей страны. Мор и Кампанелла изложили свои взгляды в фантастических произведениях: «Утопия» и «Город солнца».

Утописты, несмотря на существенные недостатки своего учения, подняли теорию гуманизма в области воспитания на более высокую ступень.

Учение гуманистов о том, что главной целью физического воспитания является укрепление здоровья, положило начало новому этапу развития научных основ этого воспитания.

К этому же периоду относится и появление первых учебников в этой области. Наиболее значительным из низ был труд итальянского врача Иеронима Меркуриалиса (1530-1606 гг.) «Об искусстве гимнастики». В этой работе автор писал почти все известные ему физические упражнения и изложил методику их применения. Сами упражнения он делил на три группы. К первой он отнёс упражнения, предназначенные для укрепления здоровья, которые, по его мнению, являются самыми важными физическими упражнениями. Во вторую группу он отнёс упражнения военные, которые нужны обществу, но не очень нужны для укрепления здоровья. Наконец, в третью группу он отнёс упражнения для подготовки к публичным выступлениям и соревнованиям. В этих упражнениях Меркуриалис не видел пользы. В целом его методика носила общеразвивающее и оздоровительное направление в физическом воспитании. Он не допускал больших напряжений и тем более переутомления. Труд его в течении 200 лет оставался одним из основных руководств по физическому воспитанию.

Многое в развитие гуманистических идей в области воспитания внес выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.), живший на рубеже средних веков и Нового времени. Коменский положил начало педагогической науке. Основным принципом своей педагогической системы он считал принцип природосообразности. Для правильного воспитания, по его мнению, нужно изучать природу и следовать её законам. Ребенок, лишенный подвижности, будет подобен животному, выросшему в клетке. Для полноценного развития личности прежде всего нужно укрепить свой организм. Тело человека - это не темница души, как говорили христианские проповедники, а жилище души. Только обладая крепким и здоровым телом, человек сможет развить все свои способности.

Выдвинутый Коменским принцип природосообразности не утратил своего значения и в наши дни. Но если Коменский имел в виду лишь окружающую человека природу, то мы говорим и о природе самого человека. С этой целью изучается анатомия, физиология и ряд других наук, которые во времена Коменского только зарождались.

Так, голландский учёный Андреа Везалий (1514-1564 гг.) впервые описал строение человеческого тела. Английский учёный Уильям Гарвей (1578-1657 гг.) открыл законы кровообращения и тем самым положил начало науке физиологии. Ещё до этого значительные исследования в области биомеханики были сделаны выдающимся учёным и художником Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.). Таким образом, к началу XVII в. был создан довольно основательный фундамент для дальнейшего развития науки о физическом воспитании.

Тем не менее, несмотря на развитие прогрессивных идей, организация физического воспитания в этот период была крайне ограничена в своих возможностях. Физическое воспитание имело место лишь в некоторых школах для детей привилегированных сословий, да и то проводилось без какой-либо системы. Некоторая часть дворянства воспитывала и обучала своих детей дома, приглашая учителей и гувернёров. В этих условиях детей иногда обучали фехтованию, верховой езде, танцам, разрешались игры. Иногда использовались гимнастические снаряды, упражнения на которых считались подводящими к обучению сложным приёмам верховой езды.

Что же касается широких масс населения, то их уделом оставались народные игры и упражнения, бытовые соревнования, всякого рода развлечения, требующие проявления ловкости, силы, быстроты, выносливости.

Во многом мешала развитию физической культуры христианская религия. Лишь в первой половине XVI в. когда даже среди церковников поднялась волна протеста против католической церкви, её обогащения, различных излишеств в просе богослужения, произошел раскол церкви. Изменилось и отношение церковников к физическому воспитанию. Реформаторы церкви Мартин Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли и их последователи считали физическое воспитание полезным делом, так как оно укрепляет силы человека и отвлекает молодых людей от дурных пороков.

Католическая церковь по-своему использовала физическую культуру. Так, с помощью Ордена Иезуитов («Братья Иисуса») она готовила сильных духом и телом защитников католицизма. В школах иезуитов поощрялось развитие физических сил молодежи, но оно сочеталось с так называемой иезуитской моралью, согласно которой для достижения цели хороши все средства (шпионаж, доносы, физическое принуждение, моральное давление, оскорбление достоинства своих противников и т. п. ).

Позднее церковь начала широко использовать физическое воспитание и спорт для усиления своего влияния на молодёжь. Строились спортивные сооружения и даже готовились кадры руководителей, соответствующие интересам церкви.

ВЫВОДЫ

Физическая культура при феодальном строе, как и при рабовладельческом, носила классовый характер. Господствующие классы, подчиняя её своим интересам, решали задачи военной подготовки. Несмотря на крепостной гнет, народные массы все шире использовали физическую культуру. Поскольку у крестьян была личная заинтересованность в результатах своего труда, они применяли физическое воспитание не только для военной подготовки, но и для подготовки к труду.

Феодальный строй в последний период своего существования был удобной почвой для вызревания буржуазной культуры. В результате к периоду первых побед капитализма мы уже видим значительное развитие буржуазной физической культуры, тогда как феодальная физическая культура после крушения рабовладельческого строя лишь начинала развиваться.

В последний период существования феодализма возникают гуманистические теории о воспитании вообще и физическом воспитании в частности, сыгравшие значительную роль в дальнейшем развитии физической культуры народных масс. Тем не менее благоприятных условий для развития физической культуры народных слоев было недостаточно. Она продолжала развиваться лишь в народном быту, причем некоторые ее формы послужили прообразами современных спортивных упражнений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. История физической культуры и спорта: Учеб. Для ин-тов физ. Культ./Под ред. В. В. Столбова.-М. Физкультура и спорт, 1983.

. История физической культуры в СССР с древнейших времен до конца 18 века: Хрестоматия. - М. ФиС, 1940.

. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. Пер. Свенгер. М. Радуга, 1982.

. Алексеев В. А. « Физкультура и спорт» М. Просвещение 1986.

Источник: bibliofond.ru