Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье

Cтарший дошкольный возраст (5 - 7 лет) – период интенсивного формирования двигательных навыков. Движения детей становятся более осознанными, точными и скоординированными. Развивается способность понимать и принимать задачу, поставленную взрослым, возрастает стремление добиваться хороших результатов при выполнении заданий.

Особенностями двигательного поведения старших дошкольников являются преднамеренный характер выполнения движений; дальнейшее совершенствование навыков ходьбы, бега, прыжков; усвоение сложнокоординированных действий (например, лазанье по гимнастической лесенке разноименным способом; прыжки через скакалку; езда на двухколесном велосипеде и самокате; плавание; катание на коньках; метание безопасных дротиков в цель небольшого диаметра).

В результате регулярных занятий физической культурой у дошкольников развивается способность сохранять заданную позу при изменении условий и нарастании усилий (например, в подвижных играх типа «Замри», «Море волнуется», «Тише едешь – дальше будешь и др.; во время занятий с использованием тренажеров, больших мячей).

Основные мотивы для выполнения детьми физических упражнений:

- совместные игры с взрослым и сверстниками, причем на первый план выходят игры с элементами соревнований и командные, в которых от игроков требуется четкое соблюдение правил и ориентировка на общий выигрыш;

- стремление к самосовершенствованию в двигательной деятельности.

Дети этого возраста начинают понимать связь между способом движения и полученным результатом.

В совершенствовании движений большую роль играют личные вкусы дошкольников. Для многих детей привлекательными становятся упражнения, в которых они «физически компетентны» (кому-то душе занятия гимнастикой и фигурным катанием, а кому-то – игра в хоккей).

Поддержка интереса детей к занятиям спортом и одновременно повышенное внимание к возможным физическим перегрузкам - одно из ведущих направлений взаимодействия педагогов и родителей.

Желание родителей видеть своих детей умелыми, ловкими, грациозными и подтянутыми часто приводит к тому, что пятилетнему ребенку приобретают к тому, двухколесный велосипед и роликовые коньки, ласты и маску для подводного плавания, коньки, но организовать систематические игры и занятия с использованием этого спортивного инвентаря большинству семей не удается.

Вместе с тем есть универсальные игрушки, которые позволяют взрослым организовать интересную ежедневную двигательную практику детей. К их числу относится мяч, а также другие ключевые предметы, обеспечивающие совершенствование двигательных навыков старших дошкольников - скакалка и мишень с дротиками (дартс).

Игры со скакалкой способствуют развитию ловкости, быстроты, координации движений, двигательной реакции. Для девочки шести лет умение прыгать через скакалку короткую или длинную означает переход к играм «больших девочек-школьниц», а значит, возможность быть принятой в совместные игры с ними.

Овладение умением прыгать через скакалку происходит в несколько этапов. Вначале прыжки выполняются медленно, движения рук и ног ребенка не синхронизированы. По мере тренировок дети овладевают следующими видами прыжков: ноги скрестно – ноги врозь; на одной и на двух ногах; с промежуточными подскоками; прыжки парами и др. При систематических занятиях длительность непрерывных прыжков со скакалкой может доходить до 2 – 3 минут.

Дартс является тем спортивным атрибутом, который позволяет привлечь к играм и занятиям с детьми пап и дедушек. На начальных этапах обучения можно рекомендовать использовать безопасный дартс (с шариками на «липучках» или магнитными дротиками), а затем перейти к играм с настоящими дротиками – стрелками.

Основное назначение игры в дартс – развитие глазомера и меткости ребенка, мелкой моторики кистей и пальцев рук, улучшение координации движений, тренировка выдержки, внимания и быстроты реакции.

Овладение умением бросать дротики в цель происходит в несколько этапов. Вначале перед ребенком ставится задача просто попасть в мишень. При этом важно научить детей выполнять бросок от плеча и следить за дротиком глазами по направлению к цели. Повторив бросок много раз, ребенок привыкает к правильному движению руки и туловища, которое в момент броска резко подается вперед, но равновесие при этом не нарушается. Затем можно предложить детям совершать броски в определенный сектор мишени, зарабатывая определенное количество очков.

Источник: www.ds-357.nios.ru