История физической культуры и спорта, Голощапов Б.Р. 2001

История физической культуры и спорта, Голощапов Б.Р. 2001.

В учебном пособии рассказывается о происхождении, формировании, развитии и функционировании основных отечественных и зарубежных систем физического воспитания, международного спортивного движения. В рамках этих систем рассматривается эволюция общих принципов физической культуры и спорта, таких, как ее оздоровительная направленность, формирование положительных личностных качеств в процессе физического воспитания и т.п.

Пособие может быть полезно также студентам средних педагогических учебных заведений, преподавателям специализированных ВУЗов и колледжей, учителям физической культуры.

Физическая культура в первобытном и рабовладельческом обществе.

Физическое воспитание как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от физического труда, возникло 80— 8 тыс. лет назад. О появлении физических упражнений как таковых можно говорить лишь тогда, когда они отделены от трудовой деятельности. Занятия физической культурой отличаются от других видов деятельности (в том числе и трудовой) прежде всего тем, что они направлены на развитие наших собственных физических кондиций, т. е. двигательных умений, физических качеств, функциональных возможностей и т. п. А физический труд, например, своей целью ставит изготовление определенного продукта. Конечно, многие трудовые операции воздействуют на физическое состояние человека, но это влияние в значительной степени зависит от особенностей содержания и условий производства и может быть самым различным (в том числе и отрицательным). Цель физической культуры — положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека. В этом одна из основных причин того, что наши отдаленные предки пришли к пониманию следующего: совершенствуя свои двигательные возможности, можно не только успешнее трудиться, охотиться, воевать и пр. но и физически развивать самого себя. Данное обстоятельство было существенным толчком к возникновению физической культуры.

В зарождении физических упражнений важную роль сыграла и объективная биологическая предпосылка — двигательная деятельность является естественной потребностью человека. Физические упражнения древнего человека входили в магический церемониал, обрядовые танцы, посвящения, игры, имитируя трудовые, военные и другие действия. Через них осуществлялась передача опыта в выполнении тех или иных движений (а это уже зарождение элементов физического воспитания), кроме того, выполняемые движения можно характеризовать как физические упражнения, так как они не являлись собственно трудом, военным делом и др.

Предмет, задачи и значение курса для профессиональной подготовки специалиста по физической культуре

Часть 1. ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Глава 1. Физическая культура в первобытном и рабовладельческом обществе

Глава 2. Физическая культура в Средние века

Глава 3. Создание и развитие систем физической культуры в странах Востока

Глава 4. Зарубежные системы физической культуры и спорта в период с XVIII в. до настоящего времени

Часть 2. ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИИ

Глава 5. Физическая культура в России с древнейших времен до второй половины XIX в.

5.1. Народные формы физического воспитания в дореволюционной России

5.2. Развитие в России теории и практики государственных форм физического воспитания в XVII — второй половине XIX в.

Глава 6. Создание и развитие в России системы физического воспитания(образования) и современных видов спорта во второй половине XIX – начале XX в.

6.1. Становление педагогических и естественно-научных основ отечественной физической культуры

6.2. Создание в России системы физического воспитания (образования)

6.3. Физическое воспитание в образовательных учреждениях и общественных физкультурно-спортивных организациях

6.4. Зарождение и развитие в России современных видов спорта

6.5. Образование Российского олимпийского комитета

6.6. Российские Олимпиады 1913 и 1914 годов

Глава 7. Становление и развитие советской системы физического воспитания и спорта

7.1. Организационно-управленческие основы советской системы физического воспитания, различные направления ее развития в 1920—1930-е годы

7.2. Научно-методические основы советской системы физического воспитания

7.3. Всесоюзный физкультурный комплекс ― "Готов к труду и обороне СССР" — программная и нормативная основа советской системы физического воспитания

7.4. Военно-физическая направленность в подготовке населения СССР в годы Великой Отечественной войны

7.5. Развитие спортивной направленности в системе физического воспитания

7.6. Организационные формы советской системы физического воспитания

7.7. Материально-техническое и финансовое обеспечение советской системы физического воспитания

Глава 8. Становление и развитие физической культуры как учебного предмета в общеобразовательной школе

8.1. Первые советские программы по физической культуре в общеобразовательной школе (1917 —1930-е годы)

8.2. Школьные программы по физической культуре в предвоенные, военные и послевоенные (1940-е) годы

8.3. Школьные программы по физической культуре в 1950—1980-е годы

8.4. Программы школьной физической культуры Российской Федерации в 1990-е годы

Глава 9. Физическая культура и спорт в Российской Федерации

9.1. Структура и функции государственных и общественных органов управления физической культурой и спортом в Российской Федерации

9.2. Развитие массовой и оздоровительной физической культуры населения Российской Федерации

Часть 3. МЕЖДУНАРОДНОЕ СПОРТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Глава 10. Международное спортивное движение по отдельным видам спорта

Глава 11. Международное олимпийское движение

11.1. Возрождение олимпийского движения и его функционирование в настоящее время

11.2. Летние Олимпийские игры

11.3. Зимние Олимпийские игры

Глава 12. Международное рабочее спортивное движение

Глава 13. Международное спортивное движение студентов и в области массовой и оздоровительной физической культуры

13.1. Международное студенческое спортивное движение

Глава 14. Проблемы международного спортивного движения

Источник: nashol.com