ОТ ИДЕЙ П.Ф. ЛЕСГАФТА К СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Доктор педагогических наук, профессор Ю. М. Николаев

Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им. П. Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург

Ключевые слова: идеи П. Ф. Лесгафта, эволюция сущности явлений, генезис теоретических основ, методология, контуры современной теории.

Введение. В современный период остро стоят вопросы модернизации физкультурного образования, которые, как и в образовании в целом, связаны прежде всего с реализацией его гуманизирующей и культурообразующей функций, направленных на высокое духовно-ценностное, общекультурное и профессиональное развитие личности студентов. Это требует переосмысления теоретического знания о физической культуре, поиска новых ее парадигм на базе более глубоких теоретико-методологических оснований. И неоценимый вклад в это вносят оригинальные мысли наших выдающихся предшественников, одним из которых являлся П. Ф. Лесгафт.

Идеи П. Ф. Лесгафта о физическом образовании. Все естественно-научные, педагогические и публицистические труды П. Ф. Лесгафта, связанные с физическим образованием, отражают его методологическую вооруженность. Научную методологию он рассматривал как непременное условие прогресса знаний, подчеркивая, что "каждая наука должна иметь свою философию. Без философии предмета нет науки". Он требовал, чтобы мысль шла вперед. Не в накоплении знаний, а в "развитии мышления и выяснения значения личности человека и в умении сознательно действовать" видит П. Ф. Лесгафт главную задачу средней и высшей школы. Своими принципами теоретической анатомии он открывал путь к синтезу знаний, к широким объективным обобщениям [7].

Одной из важнейших заслуг П. Ф. Лесгафта является разработка оригинальной теории гармонического развития человека, или, как он говорил, "идеально-нормальной личности". Физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание, по Лесгафту, неразрывно связано, и каждый шаг в развитии одной из его сторон неизбежно сказывается на другой. Ведущей стороной воспитания П. Ф. Лесгафт считал нравственное воспитание, представляющее собой, однако, "последствия строго проведенного умственного и физического образования" [15]. В осуществлении этих идей большую роль, считал он, играет воспитывающий и развивающий характер воздействия на человека физических упражнений, где особенно важно развитие мышления занимающихся на основе принципов предвидения, осознания того, что надо сделать в упражнении, а также представления о результатах его выполнения в плане развития как их телесных сил, так и интеллекта. Значительное место в реализации этого положения Лесгафт отводил словесным методам.

Характеризуя взаимоотношения между телесными (физическими) и душевными проявлениями, П.Ф. Лесгафт писал: "Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений" [8, с. 22], что ясно говорит о необходимости гармоничного физического и умственного развития в школе. По его мнению, физическое образование - это прежде всего педагогический процесс, решающий общие задачи воспитания молодежи.

Таким образом, основаниями физического образования, по П.Ф. Лесгафту, являются: психофизическое единство человеческой личности; выдающаяся роль движения как сенсомоторного единства в ее формировании; понимание воспитывающего и развивающего характера физических упражнений; единство и взаимосвязь всех сторон воспитания; приоритет мышления при осуществлении двигательной деятельности; безграничные возможности гармонического психофизического развития человека путем сознательного овладения движениями и действиями в процессе обучения и воспитания [12,15].

Эти идеи, мысли П.Ф. Лесгафта применительно к физическому образованию заслуживают самой высокой оценки и не являются случайными. Ведь он соединил в себе глубокие знания анатомии, физиологии, патологии с не менее обширными знаниями психологии и педагогики и исключительными знаниями в области физического образования. Они и сегодня имеют непреходящее значение для более глубокого осмысления сущности физической культуры как вида культуры и формирования ее современной теории.

О сущности физического воспитания и физической культуры как вида культуры. Длительное время, несмотря на прогрессивные взгляды П.Ф. Лесгафта относительно физического воспитания (образования), в нашей стране оно (в силу разных причин - идеологизации, дегуманизации, авторитаризма, утилитарности и т. п.) в основном связывалось с процессом обучения двигательным действиям и воспитанием (управлением развитием) физических качеств человека. Это был односторонний подход к воспитанию человека, мало затрагивающий становление его личностных свойств, в лучшем случае говорилось о "содействии" их развитию. Однако еще в 40-е гг. XX в. один из ведущих теоретиков страны А.Д. Новиков, критикуя эту позицию, отмечал, что физическое воспитание помимо развития телесно-двигательной сферы человека должно органически и непосредственно (а не косвенно) участвовать и в формировании его характера, интеллектуальных и моральных качеств.

Аргументируя это, он писал: ". бесспорным остается высказанное выдающимся русским ученым П. Ф. Лесгафтом положение о том, что в процессе физического упражнения одновременно затрагиваются и физическая и психическая сфера человека, как стороны одного целого" [11, с. 63].

В 60-е - 70-е гг. XX в. уже многие известные ученые-теоретики акцентированно подчеркивали, что физическое воспитание, воздействуя на биологическую сферу организма человека, одновременно должно (за счет повышения его качественной стороны и многогранности) обязательно влиять и на процесс формирования его личности: на ее умственное, эстетическое, нравственное и другие виды воспитания; развитие научного мировоззрения; высокую внутреннюю и внешнюю культуру и т. п. (Г. Д. Харабуга, 1968; Г. Г. Шахвердов, 1968; Г. Г. Наталов, 1971; Н. И. Пономарев, 1974, и мн. др.). Однако недостаточная для специалистов ясность сути гармонизации физического и духовного в человеке в процессе физического воспитания (в силу неразработанности в те годы теории культуры) приводила опять к функционированию практики по пути преимущественного формирования у него двигательных умений и навыков, развития физических качеств. Однако такое технологическое обучение, игнорирующее духовно-нравственную сущность человека (что только и свидетельствует о привнесении в этот процесс культуры), даже при наличии соответствующих знаний, сегодня уже не способно обеспечить всестороннюю самореализацию человека [5], являющуюся главнейшим показателем его культуры.

Важным рубежом, позволяющим перейти от утилитарно-двигательного подхода к физическому воспитанию к реализации его по пути идей П. Ф. Лесгафта и вышеуказанной плеяды ученых 60-х - 70-х гг. XX в. явилось теоретическое обоснование (с выделением концептуальных положений, цели, задач, принципов и т. п.) физкультурного воспитания (Л. И. Лубышева, 1992), базирующегося на раскрытии физической культуры с позиций общекультурного контекста. В нем воспитание происходит через ценностный потенциал культуры, в том числе и физической. Цель физкультурного воспитания - формирование физической культуры личности.

Однако в реальной жизни физическая культура, объективно становясь насущной потребностью человека и общества, продолжает функционировать в нашей стране на крайне низком уровне в сферах образования, труда, досуга. Одной из важнейших причин этого является все еще недостаточная разработанность ее теоретико-методологических основ, требующих преодоления ограниченности преобладающего у людей мнения о ней как о сфере развития только двигательных способностей занимающихся. Данный подход (при всей его важности), как показывает практика, не дает ощутимых результатов в формировании у человека истинно физической культуры. Более того, в силу своей односторонности он вступает в противоречие с сущностью культуры.

Современный этап развития культуры характеризуется преодолением узкоспециализированного изучения культурных явлений (где физическая культура не исключение), связан с их системным рассмотрением, обращением к человеку. При этом создаваемое людьми предметное богатство общества есть лишь внешняя форма культуры. Ее действительным содержанием оказывается развитие самого человека во всей целостности (в единстве его анатомо-физиологического, психодинамического, психологического, личностного, социально-психологического уровней организации - по В. С. Мерлину, 1986) и всесторонности его существования, ее человекотворческий характер. Деятельная сторона в этом процессе является ведущей в его формировании, ибо только через деятельность он удовлетворяет свои потребности и передает накапливаемый опыт. При этом в культуре духовное служит определяющим по отношению к материальному [1,6].

Эти культуросообразные взгляды, связанные с пониманием человека как целостности (в единстве его соматопсихического и социокультурного компонентов), интегративным, человекотворческим характером культуры, приоритетом духовного над природным (телесным) в ней, ее деятельным началом, находят все большее отражение и применительно к осмыслению физической культуры в сфере физкультурного образования. Наиболее полно они проявляются в исследованиях: генезиса развития теоретического знания о физической культуре [12]; взаимосвязи социального и биологического, телесного и духовного в человеке [3,10]; единства ее интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов [9]; функционально-ценностно-деятельностного и результативного аспектов содержания [12]; возрастной эволюции моторики человека и методов стимуляции развития двигательной функции [2]; сущности физических упражнений, которые (в развитие идей П. Ф. Лесгафта) "наряду с моторно-исполнительными (операционными) механизмами включают познавательные, проектно-смысловые и эмоционально-оценочные" [4, с. 24]. А это уже несет в себе все признаки культуры (связанной с формированием духовно-целостной личности человека) и культурной деятельности (в частности, физкультурной) как смысло-ценностно ориентированной активности человека в отношении предмета (объекта), который он преобразует. При этом содержание физкультурной деятельности (включающей в себя потребностно-мотивационный, ценностно-ориентационный, познавательный, а также телесно-двигательный компоненты) является определяющим для приобщения человека к ценностям физической культуры.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что развитие физических способностей человека неотделимо от функционирования его личностных (духовных) качеств, более того, определяется ими. Следовательно, как и в культуре, в физической культуре ведущей будет ее человекотворческая функция, связанная с самореализацией сущностных сил человека. Действительно, физические качества, двигательные умения и навыки, спортивные достижения и т. д. (несомненно, сами по себе являющиеся важными) есть лишь предметная, внешняя форма физической культуры. Ценность их определяется уровнем развития самого человека, его личности, достигаемым в процессе духовной практической деятельности (с использованием методов слова, диалогичности процесса обучения и др. которым большое место отводил П. Ф. Лесгафт) субъектов учебно-педагогического процесса (занимающихся, спортсменов, тренеров и т. п.), в связи с осмысливанием физического упражнения как главного элемента физкультурной деятельности.

В современный период (если мы хотим действительно считать физическую культуру видом общей культуры человека и общества) должна произойти концептуальная смена взглядов (системы мышления) на сущность физической культуры в направлении понимания ее (как это ни парадоксально на первый взгляд воспринимается) как явления духовно-физического. Именно духовное в человеке формирует его, в том числе и при преобразовании им посредством физкультурной деятельности своей телесности, безусловно, с учетом биологических закономерностей развития и функционирования его организма. И не случайно как производное от физкультурной деятельности в физическую культуру личности включают компоненты: потребностно-мотивационный, ценностноориентационный, информационно-познавательный, телесно-двигательный, реализуемые в практической деятельности в связи с удовлетворением многообразных потребностей человека.

Физическая культура, таким образом, направлена на гармоническое духовное и физическое развитие человека, являющегося в ее сфере не только субъектом, но и объектом познания, оценивания, преобразования на основе коммуникативной деятельности участников учебно-воспитательного (тренировочного) процесса. Она выступает как базовый слой, интегрирующее звено культуры, содержащий (как ни одна ее сфера) большой потенциал воспроизводства человека как целостности, что должно найти отражение в ее теории.

От теории воспитания - к теории культуры физического в человеке. Известно, что специфика любой области воспитания заключается в том, какими средствами и методами воспитывается человек. Теория физического воспитания (ТФВ) возникла и развивалась как система знаний о физических упражнениях как основных и специфических (в силу их повторяемости) ее средствах и методах. Однако физические упражнения в системе физического воспитания в основном были направлены на воспитание физического в человеке (хотя в теоретическом плане и указывалось их воздействие на его духовное развитие): его физическое развитие и физическое образование. На это в учебниках и пособиях по ТФВ (И.М. - Коряковский, 1953, 1960, 1961; И.А. Крячко, 1948, 1958; Г.И. Кукушкин, 1953; Г.Д. Харабуга, 1954, 1969; А.Д. Новиков, Л.П. Матвеев, 1976, и др.) было преимущественно сориентировано и ее основное содержание (предмет, основные понятия, цель, задачи, принципы, средства, методы, обучение двигательным действиям, развитие физических качеств и т. п.), лишенное опоры на принципы культуросообразности. Это не способствовало эффективному формированию личности человека, его осознанному отношению к культуре физической как ценности, более того, вступало в противоречие с пониманием человека как целостности. Видимо, это была одна из главных причин несформированности у людей потребности в физической культуре.

Вместе с тем в сфере физической культуры появлялось много новых знаний (о ее взаимосвязях ее с общей культурой, о многообразии ее функций и ценностей, сложности структуры и т. п.), которые ТФВ уже не могла объяснить в рамках своего предмета. И это на фоне того, что в 70-е гг. XX в. в эпицентр общественного развития все больше начинают выдвигаться проблемы человека (во всем многообразии его природных и социальных потребностей), появляются различные формы двигательной активности в сфере физической культуры, активизируется разработка теории культуры. В этих условиях требовался выход на новый, более высокий уровень обобщения знаний, связанный с переходом на принципы культуросообразно-деятельного (с приоритетом духовного) использования физических упражнений, что ставило на повестку дня вопрос о формировании теории (и методики) физической культуры (ТФК) как следующей ступени исторического развития науки о физическом воспитании. Фактически речь шла о переходе от теории воспитания к теории культуры физического в человеке.

Однако в появившуюся в 1979 г. ТФК, в силу недостаточной разработанности ее теоретико-методологических основ, в основном был перенесен содержательный материал теории физического воспитания (ТФВ). Поэтому ТФК сегодня - это определенный симбиоз (совокупность) общих основ ТФВ, других типичных направлений и форм использования физической культуры в жизни человека и общества, не объединенных их предметно-содержательной основой, а лишь дополненных в общей структуре ее предмета разделом "Введение в ТФК", а также указанием на систему физической культуры, которые мало что прибавляют к претендующей на истинный статус ТФК. В ней как учебной дисциплине не произошло качественно нового, методологического приращения знаний, а акцент традиционно смещается на двигательную (физическую) сторону человека при существенной недооценке потенциальных возможностей физической культуры в формировании духовно-ценностной стороны человека. В силу этого она не содействует формированию специалистов, устремленных в будущее. Вместе с тем сегодня крайне необходимо наличие в образовательном пространстве физической культуры ее целостной, самостоятельной, интегративнокультуросообразной теории, характеризующейся новым содержанием, базирующимся на других мировоззренческих установках.

В настоящее время реальные сдвиги в формировании ТФК возможны только при условии кардинальной смены парадигм теоретического знания о сущности физической культуры, связанной с развитием в ее сфере физических способностей человека, формированием его двигательных умений и навыков, к другой, где во главу угла будет положено формирование целостного человека в единстве его соматопсихического и социокультурного компонентов (при ведущей роли последнего), ее человекотворческий характер. Именно целостный человек как самосозидающее и творческое существо должен находиться в эпицентре ТФК. А сама эта теория в своих содержательных аспектах должна базироваться на рассмотрении физической культуры как явления духовно-физического. И в неосознании этого на уровне как общества, так и отдельной личности заключаются все трудности, связанные с ее формированием.

Понимание приоритета духовного (социокультурного) над физическим (соматопсихическим) должно найти отражение в построении общих контуров ТФК, которые могут быть спроектированы только с позиций более высокого философско-культурологического уровня методологии. Именно данный уровень методологии (позволяя более глубоко осмыслить вопросы сущности человека) дает возможность подойти к формированию интегративной ТФК, опираясь на такие важные для нее социокультурные концепции, как: понимание единства культуры и многоаспектности ее содержания; рассмотрение человека как целостности, интегральной индивидуальности; биосоциокультурной, деятельной сущности человека; приоритета духовного над телесным в нем; всестороннего развития личности; взаимосвязи деятельности и потребностей и ряда других, реализуемых с учетом особенностей развития телесно-двигательной сферы человека (его соматопсихического компонента). Большинство из этих концепций развивают те научные взгляды, мысли, идеи, которыми руководствовался П. Ф. Лесгафт при разработке своей теории физического образования (опора на методологию как непременное условие прогресса знаний, без философии предмета нет науки, мысль должна идти вперед, психофизическое единство человеческой личности, важность нахождения пути к синтезу знаний, всемерная гармонизация духовного и физического в человеке, единство всех сторон воспитания и др.), что свидетельствует о высочайшей проницательности этого ученого и педагога.

Только с вышеуказанных методологических позиций ТФК (которую правильнее было бы назвать "Общая теория и методология физической культуры" - ОТ и методология ФК) может предвосхитить пути формирования физической культуры на ближайшее и более отдаленное будущее; естественно вписаться в контуры общей теории культуры. А сама физическая культура - стать действительно (а не на словах) равноправным ее видом, насущной потребностью людей, средством действительно гармонического развития личности. Духовная сторона в этой теории должна занимать ведущее место.

ОТ и методология ФК как отражение потребности в модернизации физкультурного образования (содержание данного аспекта статьи в полном объеме отражено в соответствующей публикации [13]). Одной из важнейших функций системы образования и общей культуры является воспроизводство духовности человека, связанной прежде всего с формированием ценностно-нормативной сферы его сознания [5]. Поэтому у будущего специалиста в сфере физкультурного образования важным является формирование культурологического, теоретико-методологического мышления. ОТ и методология ФК, выполняя функции методологии и понимания, формирования нового мировоззрения и мыследеятельности людей в отношении данного вида культуры как явления духовно-физического (и тем самым рационализации их жизнедеятельности), и будет являться отражением объективно назревшей потребности в модернизации физкультурного образования. Именно данная теория позволяет понимать его содержание как трансляцию культуры, направленную на творение человека, а не просто формирование у него определенной совокупности знаний, двигательных умений и навыков, развития физических качеств. ОТ и методология ФК должны раскрыть с теоретико-методологических позиций все величие потенциала этого социального явления для самореализации сущностных сил человека, показать его влияние (наряду с телесно-двигательными качествами) на формирование его мировоззрения и духовности с целью пробуждения в нем воли к самостроительству, интереса к самопознанию и самоопределению в связи с освоением многообразных духовно-физических ценностей физической культуры.

С учетом этого в рамках современной ОТ и методологии ФК (согласно методологии перехода от одной теории к другой - А. Г. Здравомыслов, Б. М. Кедров, В. С. Степин и мн. др.) должна быть не только определена ее новая концептуальная база (представленная в предыдущем аспекте статьи): на ее основе должны появиться и качественно новые подходы с позиции человеческого измерения, приоритета духовности к осмыслению ее основополагающего категориального аппарата (объекта, предметной области и предмета исследования, системы основных понятий, ее цели, задач, принципов) и основного содержания (средств, методов, обучения двигательным действиям, развития физических способностей, формирования личности). В теоретико-методологическом плане они уже обозначены в литературе [14] и уже сами по себе являются мыслеформирующим фактором нового восприятия будущими педагогами сущности физической культуры (вспомним лесгафтовское - мысль должна идти впереди). Сам же процесс физкультурного совершенствования занимающихся, построенный с их учетом, должен непосредственно (а не сопутствующе, содействующе, косвенно) влиять на формирование гармонически развитого человека. Главными в реализации этих положений будут являться (как и в ТФВ) средства и методы, которые постоянно развиваются и совершенствуются.

Поэтому в рамках ОТ и методологии ФК вполне правомерным будет переход от физических упражнений (как основного средства и метода ТФВ и существующей Т и методики ФК) к физкультурной деятельности и ее видам (физкультурно-: рекреационной, образовательной, спортивной, реабилитационной, адаптивной) как основному средству и методу формирования физической культуры человека (где физические упражнения будут являться только главными их элементами). Этот переход обусловлен изменением целевых установок физической культуры на формирование целостного человека, расширением многообразия удовлетворяемых им потребностей в ее сфере посредством появления специфических видов деятельности. В результате возникает сложная взаимосвязь между интегральной индивидуальностью человека (в его соматопсихическом и социокультурном единстве), сущностным содержанием физкультурной деятельности, имеющей внутреннюю (идеальную) и внешнюю (наглядно воспринимаемую - двигательную) стороны, и ее результативной стороной - физической культурой (и ее видами), имеющей также сложную духовно-физическую сущность. В каждом из этих явлений имеется весь спектр компонентов перехода от физического к духовному, что позволяет решать в едином педагогическом процессе актуальнейшую для сферы физкультурного образования проблему (которую постоянно ставили П.Ф. Лесгафт и многие известные ученые - А. Д. Новиков, А. Ц. Пуни и др.) одновременного как физического, так и обязательно духовного развития человека.

Объектом ОТ и методологии ФК является физкультурная деятельность, формы и виды физической культуры человека и общества; ее предметная область - формирование физической культуры (и ее видов) как вида общей культуры человека и общества; предмет: теоретико-методологическое обоснование особенностей (закономерностей) развития, познания и функционирования физкультурной деятельности и ее видов в практике (процессе) формирования физической культуры (и ее видов и форм) человека как предпосылки его физкультурного совершенствования и всестороннего гармонического развития, дальнейшего прогресса общества.

Содержание ОТ и методологии ФК согласно классификации научных теорий [16] целесообразно будет представить в виде двух взаимосвязанных разделов знания: описательной (феноменологической) теории (первый раздел - "Теоретико-методологические основы физической культуры как общественного явления и вида общей культуры", или по-другому "Введение в ОТ и методологию ФК"), связанной с описанием данного явления, и объяснительной (нефеноменологической) теории (второй раздел - "Обоснование сущностного содержания ОТ и методологии ФК"), стремящейся (в отличие от описательной теории) объяснить его сущность. Вместе с тем возможен и вариант (особенно на уровне разработки программы и написания учебника) взаимопроникновения содержательного материала этих теорий, что, не меняя его сущности, только несколько видоизменит архитектонику его представления. Концептуально, в предельно сжатом виде, основная проблематика ОТ и методологии ФК (первого и второго разделов) изложена в литературе [13]. Данная теория позволяет значительно усилить мировоззренческую, методологическую и общетеоретическую подготовку педагогических кадров.

Заключение. Все вышеизложенное свидетельствует о том, как глубоко и проницательно П. Ф. Лесгафт заглянул в будущее физической культуры, если его идеи и сегодня не только не теряют своего значения, но и становятся все более востребованными.

Источник: lib.sportedu.ru