1.5. Задачи психологии физического воспитания и спорта

Гогунов Е.Н. Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М. Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.

1.5. Задачи психологии физического воспитания и спорта

В настоящее время нет единого взгляда на сущность понятия «физическое воспитание». Одни авторы представляют его как процесс целенаправленного развития функциональных возможностей человека, опираясь в основном на биологизаторское понимание закономерностей психофизиологического развития. Другие рассматривают физическое воспитание как развитие физических качеств человека и обучение движениям.

Вероятно, в широком смысле понятие «физическое воспитание» тождественно понятию «физическое образование» (СНОСКА: См. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М. 1991.).

Итак, физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие людей, их специфическую подготовку к выполнению социальных обязанностей в обществе (СНОСКА: См. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях. – СПб. 1996.). Такое понимание включает в себя обучение и воспитание, обеспечивающее физическое развитие человека, в том числе воздействие на развитие основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей организма, способствующее наиболее полной реализации генетической программы, обусловленной биологическими особенностями конкретного индивида.

Цели физического воспитания можно сформулировать как образовательные, воспитательные и оздоровительные, которые направлены на обеспечение физического и психического здоровья и гармоничного развития личности согласно определенной концепции (формирование подготовленности к труду и быту, создание потребности в занятиях физической культурой).

Достижение этих целей предполагает решение следующих задач (СНОСКА: См. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М. 1991.):

1. Специфические задачи

  • оптимизировать процесс воспитания человека, учитывая проблемы развития его физических качеств, совершенствования двигательных способностей, а также упрочение и сохранение здоровья;
  • ставить образовательные задачи, предусматривающие системное формирование необходимого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

2. Общепедагогические задачи

  • обеспечить нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание;
  • воспитать волю, позитивные качества характера, положительные эмоции и эстетические потребности личности.

Основные цели психологии спорта – это изучение психологических закономерностей формирования у отдельных спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, и разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.

Достижение этих целей предполагает решение следующих задач (СНОСКА: См. Психология: Учеб. для ИФК / Под ред. В.М.Мельникова. – М. 1987.):

1. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсмена

Следует отметить следующие конкретные задачи:
  • а) психологический анализ соревнований;
  • б) выявление характера влияния соревнований на спортсменов;
  • в) определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;
  • г) определение совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсмену для успешного выступления на соревнованиях;
  • д) психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта: исследование их влияния на психику спортсмена с целью поиска организационных форм, которые способствуют формированию требуемых психологических качеств.

2. Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивной тренировки

Психология спорта призвана раскрыть внутреннюю структуру спортивного мастерства, механизмы и закономерности развития и совершенствования всех его компонентов, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условий, которые обеспечивают успешность коллективных действий спортсменов. Все это требует:

  • а) психологически обосновать существующие методы и средства спортивной тренировки и искать новые;
  • б) определить пути максимально использовать возможности организма спортсмена путем развития психических функций, а также создавая специальные методы тренировки;
  • в) разработать методы психологического описания отдельных видов спорта (психограмм), а также психодиагностики спортивных способностей, социальной структуры и психологического климата команды;
  • г) подготовить научно обоснованные методы моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок, выявляя психологические факторы, сближающие условия тренировок с условиями соревнований.

3.Разработка психологических основ для подготовки спортсменов к соревнованиям

Для успешного выступления на соревнованиях недостаточно высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности.

На современном этапе развития спорта все большее значение приобретает психологическая подготовленность. В предсоревновательной подготовке важную роль начинают играть различные психические процессы и состояния, возрастает значение психологических факторов.

Разработка методов предсоревновательной подготовки спортсменов – одна из главных функций психологии спорта. Реализовать ее – значит:

  • а) изучить закономерности функционирования психики в условиях соревнований и разработать методы для повышения устойчивости и надежности соревновательной деятельности;
  • б) исследовать психические состояния, развивающиеся в предсоревновательных и соревновательных условиях, чтобы разработать методы купирования неблагоприятных психических состояний;
  • в) развивать психопрофилактику, формируя приемы, способы и пути психологической подготовки спортсменов для повышения их устойчивости к психотравмирующим воздействиям.

4. Разработка психологических условий гуманизации спортивной деятельности

Под гуманизацией понимается расширение содержания спортивной деятельности, профилактика травматизма и переутомления, предупреждение профессиональных заболеваний и деформации личности спортсмена.

Для решения этих задач должны быть организованы санитарно-гигиенические, организационные и другие мероприятия, что требует:

  • а) охарактеризовать психологические закономерности, необходимые для формирования и сохранения динамического равновесия в системе «субъект спортивной деятельности – спортивная среда»;
  • б) своевременно обнаружить психологические проблемы отбора и спортивной ориентации;
  • в) изучить индивидуальные свойства личности и ее психические состояния (как фактор успешности и безопасности спортивной деятельности);
  • г) установить закономерности динамики психических состояний спортсменов в различных условиях спортивной деятельности;
  • д) определить структуру мотивов спортивной деятельности, закономерностей формирования и перестройки ее в процессе спортивного совершенствования.

5. Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе

Психология спорта изучает особенности жизни и деятельности спортивных коллективов.

Для решение этой задачи предполагается:

  • а) изучить истоки и механизмы формирования внутригрупповых феноменов (чувств, установок, традиций и т.д.), разработать методы управления ими с целью создания благоприятного психологического климата в спортивных командах;
  • б) проследить закономерности межличностного общения в спортивных командах и разработать критерии психологической совместимости спортсменов;
  • в) выявить социально-психологические мотивы поведения и деятельности спортсменов;
  • г) определить роль личности тренера и влияние стиля руководства на успехи команды и психологический климат в ней, разработать методы для укрепления авторитета тренера или капитана команды.

Источник: www.psyoffice.ru