Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия

Теория и методика физического воспитания являются одной из основных профилирующих дисциплин в системе профессиональной подготовки специалистов с высшим физкультурным образованием. Она призвана через свое содержание обеспечить студентам необходимый уровень теоретических и методических знаний о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности преподавателя физической культуры, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия успешной реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.

Источниками возникновения и развития теории и методики физического воспитания являются [10]:

1) практика общественной жизни. Потребность общества в хорошо физически подготовленных людях вызвала стремление познать закономерности физического воспитания и на их основе строить систему управления физическим совершенствованием человека;

2) практика физического воспитания. Именно в ней проверяются на жизненность все теоретические положения, могут рождаться оригинальные идеи, побуждающие теорию и методику физического воспитания к разработке новых положений;

3) прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности, которые высказывались философами, педагогами, врачами разных эпох и стран;

4) постановления правительства о состоянии и путях совершенствования физической культуры в стране;

5) результаты исследований как в области теории и методики физического воспитания, так и в смежных дисциплинах.

Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начинается с освоения ее понятийного аппарата, т.е. со специфических профессиональных терминов и понятий.

Понятие – это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина и выражающая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления).

К основным понятиям теории физического воспитания относятся следующие: 1) «физическое воспитание»; 2) «физическая подготовка»; 3) «физическое развитие»; 4) «физическое совершенство»; 5) «спорт».

Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях (рис. 1).

Рис. 1. Физическое воспитание как педагогический процесс

целенаправленного формирования двигательных умений и навыков

и развития физических качеств человека

Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование – системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они познают закономерности движений своего тела.

По степени освоенности техника двигательного действия может выполняться в двух формах – в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обучение движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».

Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств».

В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Физическая подготовка. Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную.

Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка – специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).

Физическое развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45– 50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

Физическое совершенство. Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются [3]:

1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

2) высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;

3) пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

5) владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;

6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

На современном этапе развития общества основными критериями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.

Спорт. Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие.

Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся, унификации состава действий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам.

Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.

Содержание

Читать: Аннотация

Читать: От авторов

Читать: Часть i теория и методика физического воспитания

Читать: Глава 1. общая характеристика теории и методики физического воспитания

Читать: Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе

Читать: Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия

Читать: Глава 2. система физического воспитания в российской федерации

Читать: 2.1. система физического воспитания, ее основы

Читать: 2.2. цель и задачи физического воспитания

Читать: 2.3. общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания

Читать: Глава 3. направленное формирование личности в процессе физического воспитания

Читать: 3.1. связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания

Читать: 3.2. технология воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту

Читать: Глава 4. средства и методы физического воспитания

Читать: 4.1. средства физического воспитания

Читать: 4.2. методы физического воспитания

Читать: Глава 5. общеметодические и специфические принципы физического воспитания

Читать: 5.1. иерархия принципов в системе физического воспитания

Читать: 5.2. общеметодические принципы

Читать: 5.3. специфические принципы физического воспитания

Читать: Глава 6. основы теории и методики обучения двигательным действиям

Читать: 6.1. двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании

Читать: 6.2. основы формирования двигательного навыка

Читать: 6.3. структура процесса обучения и особенности его этапов

Читать: Глава 7. теоретико-практические основы развития физических качеств

Читать: 7.1. понятие о физических качествах

Читать: 7.2. сила и основы методики ее воспитания

Читать: 7.3. скоростные способности и основы методики их воспитания

Читать: 7.4. выносливость и основы методики ее воспитания

Читать: 7.5. гибкость и основы методики ее воспитания

Читать: 7.6. двигательно-координационные способности и основы их воспитания

Читать: Глава 8 формы построения занятий в физическом воспитании

Читать: 8.1. классификация форм занятий в физическом воспитании

Читать: 8.2. характеристика форм занятий физическими упражнениями

Читать: Глава 9. планирование и контроль в физическом воспитании

Читать: 9.1. планирование в физическом воспитании

Читать: 9.2. педагогический контроль и учет в физическом воспитании

Читать: Глава 10. физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста

Читать: 10.1. значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Читать: 10.2. возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей раннего и Глава 11. физическое воспитание детей школьного возраста

Читать: 11.1. социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста

Читать: 11.2. возрастание особенностей физического развития и физической подготовленности детей школьно11.3. средства физического воспитания детей школьного возраста

Читать: 11.4. физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Читать: 11.5. физическое воспитание детей среднего школьного возраста

Читать: 11.6. физическое воспитание детей старшего школьного возраста

Читать: 11.7. физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем

Читать: 11.8. формы организации физического воспитания школьников

Читать: 11.9. физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальн11.10. урок – основная форма организации занятий физическими упражнениями и его построение

Читать: 11.11. профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры

Читать: Глава 12. технология разработки документов планирования по физическому воспитанию

Читать: 12.1. общий план работы по физическому воспитанию

Читать: 12.2. годовой план-график учебного процесса по физическому воспитанию

Читать: 12.3. поурочный рабочий (тематический) план на четверть

Читать: 12.4. план-конспект урока

Читать: Глава 13. физическое воспитание студенческой молодежи

Читать: 13.1. значение и задачи физического воспитания студентов

Читать: 13.2. содержание программы физического воспитания студентов

Читать: 13.3. возрастные особенности контингента обучающихся в вузе

Читать: 13.4. методические основы физического воспитания в вузе

Читать: 13.5. особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях

Читать: 13.6. методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной ф13.7. формы организации физического воспитания студентов

Читать: Глава 14. физическое воспитание в основной период трудовой деятельности

Читать: 14.2. особенности физического развития и физической подготовленности лиц молодого и зрелого воз14.3. физическая культура в режиме трудового дня

Читать: 14.4. физическая культура в быту трудящихся

Читать: 14.5. контроль за здоровьем и физической подготовленностью занимающихся физическими упражнениям15.2. содержание и организационно-методические основы занятий физическими упражнениями

Читать: Глава 16. профессионально-прикладная физическая подготовка

Читать: 16.1. назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки

Читать: 16.2. построение и основы методики ппфп

Читать: Часть ii теория и методика спорта

Читать: Глава 17. общая характеристика спорта

Читать: 17.1. основные понятия, относящиеся к спорту. классификация видов спорта

Читать: 17.2. социальные функции спорта. основные направления в развитии спортивного движения

Читать: 17.3. характеристика системы тренировочно-соревновательной подготовки

Читать: 17.4. спортивные достижения и тенденции их развития

Читать: Глава 18. основы спортивной тренировки

Читать: 18.1. цели и задачи спортивной тренировки

Читать: 18.2. средства спортивной тренировки

Читать: 18.3. методы спортивной тренировки

Читать: 18.4. принципы спортивной тренировки

Читать: 18.5. основные стороны спортивной тренировки

Читать: 18.6. тренировочные и соревновательные нагрузки

Читать: Глава 19. основы построения процесса спортивной подготовки

Читать: 19.1. спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура

Читать: 19.2. построение тренировки в малых циклах (микроциклах)

Читать: 19.3. построение тренировки в средних циклах (мезоциклах)

Читать: 19.4. построение тренировки в больших циклах (макроциклах)

Читать: Глава 20. технология планирования в спорте

Читать: 20.1, общие положения технологии планирования в спорте

Читать: 20.2. планирование спортивной подготовки в многолетних циклах

Читать: 20.3. планирование тренировочносоревновательного процесса в годичном цикле

Читать: 20.4. оперативное планирование

Читать: Глава 21. комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена

Читать: 21.1. контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями

Читать: 21.2. контроль за состоянием подготовленности спортсмена

Читать: 21.3. контроль за факторами внешней среды

Читать: 21.4. учет в процессе спортивной тренировки

Читать: Глава 22. спортивный отбор в процессе многолетней подготовки

Читать: Часть iii теория и методика оздоровительно-рекреативной и реабилитационной физической культуры

Читать: Глава 23. общая характеристика оздоровительной физической культуры

Читать: 23.1. оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания

Читать: 23.2. содержательные основы оздоровительной физической культуры

Читать: Глава 24. теоретико-методические основы оздоровительной физической культуры

Читать: 24.1. основы построения оздоровительной тренировки

Источник: uchebnik.biz