Прогонюк Лариса Николаевна.

Управление развитием инновационных процессов в общеобразовательной школе (на примере физического воспитания учащихся)

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Специальность 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель. доктор педагогических наук, профессор С.Д. Неверкович

Научный консультант. доктор биологических наук, профессор В. К. Бальсевич

Москва 1998

Содержание диссертации

Управление развитием инновационных процессов в общеобразовательной школе

Введение

Глава 1. Состояние вопроса исследования

1.1. Проблемы здоровья детей в современной России

1.2. Физическая активность как главный фактор стимулируемого развития физического потенциала человек

1.3. Современные представления о тренировке как основном методе совершенствования физического потенциала человека

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования

Глава 3. Теоретические основания инновационных преобразований в организации физического воспитания в общеобразовательной школе

3.1. Обоснование выбора методологи построения спортизированной программы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы

3.2. Культурологические основания новой формы организации физического воспитания

Глава 4. Организационно — mетодическое обоснование спортизации процесса физического воспитания в общеобразовательной школе

4.1. Организационно управленческое обоснование инновационной программы

4.2. Организация процесса реализации инновационной программы

4.3. Общие принципы организации работы по экспериментальной программе

4.4. Формирование учебно-тренировочных групп занимающихся

Глава 5. Результаты экспериментальной проверки эффективности предложенной формы организации физического воспитания в общеобразовательной школе

5.1. Цель, задачи, и организация педагогического эксперимента

5.2. Результаты экспериментального исследования

5.2.1. Динамика показателей физического развития и подготовленности учащихся экспериментальных учебно-тренировочных групп

5.2.1.1. Баскетбол

5.2.1.2. Акробатика

5.2.1.3. Волейбол

5.2.1.4. Спортивная гимнастика

5.2.1.5. Художественная гимнастика

5.2.1.6. Общая физическая подготовка

5.2.2. Динамика структур физической подготовленности учащихся экспериментальных групп

5.2.3. Сравнительный анализ параметров физической подготовленности и физического развития участников эксперимента и их сверстников из европейских стран

5.3. Обсуждение результатов педагогического эксперимента

5.4. Рекомендации по коррекции программного материала для учебно-тренировочных групп и совершенствованию организации их работы

Выводы

Практические рекомендации

Список литературы

Приложения

Глава 1. Состояние вопроса исследования

1. Проблемы здоровья детей в современной России

Россия в настоящее время по продолжительности жизни ее населения находится лишь в шестом десятке стран мира, уступая многим так называемым развивающимся странам. При этом известно, что большинство болезней начинаются с детства, а в настоящее время, по данным Статуправления Минздрава России (1995 г.) [29], 95% детей рождаются с патологией. Сейчас в нашей стране наблюдается мощная невротизация детей, вызванная как неблагополучием в семьях, неудовлетворенностью взрослых уровнем жизни, нестабильностью, затянувшимся ожиданием перемен к лучшему и снижением заботы общества о подрастающем поколении, так и отсутствием должных противовесов наступлению антикультуры в средствах массовой информации и так называемого молодежного нигилизма [17].

Физическая культура, спорт и здоровый стиль жизни как естественный результат подлинного освоения ценностей физической и спортивной культуры должны стать мощным противовесом этому наступлению, таящему в себе реальную угрозу не только будущему нашей страны, но и всей современной цивилизации [7, 8, 11, 17, 43, 60, 61, 64, 65, 71, 79, 93, 94, 110, 114].

Какими аргументами можно обосновать серьезность такой предпосылки?

Прежде всего многочисленными доказательствами действительной корреляции многих параметров здоровья и уровня физической активности человека[12, 32, 43, 44, 54, 60, 64, 65, 66, 79. 91, 92, 110, 126, 127, 141], в то время как хронический дефицит двигательной активности детей и подростков деформирует процесс их физического развития, обусловливает возникновение предпатологических и патологических состояний организма. Около 30% детей школьного возраста составляют группу риска, а после 18 лет у молодых фиксируется рост таких заболеваний, как диабет, гипертония, атеросклероз [19]. Установлено, что дети с низкой физической активностью имеют высокий уровень заболеваемости вследствие снижения общей иммунологической реактивности организма.

Опыт развития детско-юношеского спорта убедительно свидетельствует о высоком уровне стабильности отношения детей и подростков к систематическим занятиям физическими упражнениями. Огромную позитивную роль в воспитании личности играют корпоративные традиции команды, клуба, любой разновидности спортивного коллектива [11].

По данным ВНИИФКа, 95% школьников хотели бы систематически заниматься спортом [29], однако это желание детей и подростков искусственно сдерживается навязанными ошибочными мнениями управленцев от спорта, неоправданным ничем, кроме ложно понятых государственных интересов, отделением общеобразовательной школы от школы спортивной.

Историческая несправедливость такого антигуманного отношения к детям, изначальное их разделение на «таланты» и «бездарности», явная физкультурно-спортивная дискриминация подавляющего большинства детского населения страны должна, наконец, уступить место принципу равных возможностей в физическом совершенствовании и активном оздоровлении каждого юного гражданина России.

Между тем современной теорией и методикой спортивной подготовки уже накоплен такой объем знаний о целенаправленном физическом совершенствовании человека, что можно с полной уверенностью говорить о том, что использование хотя бы части того, что мы знаем о путях формирования физически здорового, нравственно устойчивого, высокоорганизованного молодого человека средствами физической и спортивной культуры серьезно усилит педагогический потенциал физического воспитания Вопрос состоит лишь в том, какие конкретные формы и технологии физической и спортивной подготовки приемлемы в этическом, педагогическом, медико-биологическом и организационном плане для реализации в широкой практике школьного физического воспитания? Какие компоненты спортивной ментальности и мотивации будут полезны для использования в интересах массового физкультурного воспитания школьников? Какие организационные преобразования необходимы для освоения уже доказавших свою состоятельность методов развития и совершенствования физического потенциала ребенка и подростка [8, 9. 10, 11. 12, 43, 44, 71, 72].

2. Физическая активность как главный фактор стимулируемого развития физического потенциала человека

Содержание физической активности человека составляют занятия физическими упражнениями, в основе которых лежат целенаправленные движения. Движения — продукт определенным образом организованной мышечной деятельности, регулируемой физиологическими механизмами и обеспеченной многочисленными морфологическими и функциональными системами организма. Целенаправленность движений определяется оперативными, текущими и долгосрочными целями физической активности. Целью одного конкретного упражнения может быть развитие усилия в нужном направлении и заданной величины, перемещение звеньев тела, спортивного снаряда или элемента тренажерного устройства. Целью выполнения серии или комплекса упражнений может быть приобретение или совершенствование какого-либо физического качества, способности или умения.

Цель длительных занятий физическими упражнениями — достижение высокого уровня физического потенциала человека, его двигательных способностей, приобретение навыков правильного выполнения движений, формирование физического здоровья, воспитание упорства, трудолюбия, высокого уровня самодисциплины и других важных для личности и для общества нравственных качеств и черт характера [14, 63, 65].

Содержание физической активности по своей сути двойственно и противоречиво. Такая двойственность определяется прежде всего тем, что по своей природе феномен физической активности является одновременно и природным и социальным [9, 64, 93].

В самом общем виде природное в физической активности определяется тем, что лежащие в ее основе движения человека суть результат деятельности его организма как живой системы.

Как писал выдающийся советский физиолог Н. А. Бернштейн, движения «живут и развиваются» и «жизнь» движений становится возможной благодаря вовлечению в процесс их развития и реализации всех ресурсов жизнедеятельности нашего организма — от клетки до коры головного мозга [16].

Физическая активность человека в конечном счете направляется на изменение состояния его организма, на приобретение нового уровня физических качеств. и способностей. Последнее не может быть достигнуто никаким другим путем, кроме тренировки. Основу тренировочного эффекта, его механизм определяет фундаментальное свойство всего живого — способность к адаптации, к развитию на основе приспособления к внешним воздействиям. Это свойство является главным в обеспечении жизнеспособности организмов, в обеспечении их выживания и саморазвития при непрерывно меняющихся воздействиях различных факторов внешней среды, а также при изменяющихся состояниях самого организма [2, 3, 4, 7, 11, 70].

Благодаря реализации в процессе тренировки физиологического механизма адаптации происходит накопление человеком все новых и новых физических кондиций, мобилизация и развертывание все новых и новых внутренних ресурсов организма. Тот же механизм процесса адаптации, специфические особенности ее протекания обусловливают и естественные ограничения в стабильности тренировочного эффекта и необходимость изменения содержания физической активности в ходе индивидуального развития человека. Знание закономерностей процессов адаптации к физическим нагрузкам становится поэтому одним из самых важных условий успешной организации физической активности человека [11, 30, 35, 82].

Важным элементом природной основы содержания физической активности является генетическая детерминация значительного числа морфологических элементов аппарата движений человека и связанных с этим функциональных проявлений при выполнении физических упражнений.

Данные многочисленных исследований [78, 98, 121, 136] свидетельствуют в пользу наследственной обусловленности многих конституциональных признаков и телосложения человека, морфологических, характеристик мышечных волокон и систем кровоснабжения двигательного аппарата. Имеются также указания [128] на генетическую обусловленность ряда функциональных проявлений, в том числе имеющих прямое отношение к физической активности. Например, показана высокая конкордантность (совпадение) таких физических качеств, как быстрота, гибкость и др. у монозиготных близнецов [109]. Указания на высокую степень генетической детерминированности скоростносиловых проявлений, аргументированные результатами исследований, проведенных «близнецовым методом», содержатся в работах [136, 134]. В исследованиях [121] получены данные о высокой степени конкордантности показателей частоты движений у близнецов.

Однако вместе с тем генетическая детерминация различных уровней морфологии мышечной системы не обязательно является самым главным фактором спортивной результативности, и реализация генетических предпосылок определяется многочисленными внешними обстоятельствами [1, 12].

В суждениях. специалистов, освещающих проблему генетической и средовой детерминации успешности спортивной деятельности, как правило, основное внимание фокусируется на доказательствах или опровержениях наследственной обусловленности отдельных биомеханических, морфологических и функциональных характеристик или, в лучшем случае, их комплексов. При этом из поля зрения большинства выпадает такой важный аспект проблемы, как степень детерминированности характера, или, точнее, ритма развития физического потенциала человека в процессе его индивидуальной эволюции [6, 11, 33, 40, 41, 47 53, 62, 101, 104, 109, 118].

Между тем давно известны факты неравномерности развития моторики человека, его физических качеств, не говоря уже о гетерохрониях морфологического и функционального развития. В этой связи отметим, что успешно развиваются представления о сенситивных (критических) периодах развития физических качеств [, 33, 40, 43, 47] и других характеристик двигательного потенциала человека [43, 47 53, 62 101, 104].

В.К. Бальсевич впервые показал, что наблюдаемые отсрочки или опережения ритмических всплесков в развитии отдельных параметров моторики под влиянием интенсивной спортивной деятельности, все же эти всплески не редуцируют, а лишь несколько сдвигают во времени. Он обосновал положение об относительности генетической детерминации ритма развития двигательной функции человека [11].

По его мнению, морфологические и функциональные перестройки в онтогенезе, несмотря на всю их многоплановость и стохастичность, демонстрируют гармонию развития самого высокого порядка. Внешние (социальные) и внутренние (природные) стимулы развития в этом случае как бы дополняют друг друга, обеспечивая в целом наиболее рациональный, экономичный путь достижения цели развития — накопление физического потенциала, необходимого для нормального функционирования в среде. Последний не является поэтому фатально обусловленным генотипом, так как абсолютные значения параметров физического потенциала определяются степенью интенсивности тренировки и успешностью утилизации естественных предпосылок развития двигательной функции. Возможно, именно в относительности генетической детерминации заложены самые глубинные потенциальные механизмы, обусловливающие возможность организации необычайно плодотворного процесса совершенствования человека, в том числе и его физических способностей, реализуемых в двигательной деятельности [11 ].

Огромное влияние на становление и развитие двигательной функции человека оказывают факторы социальной природы, такие, как обучающие воздействия. Эти воздействия могут представлять собой создание нужных условий для развития моторики ребенка, его нормального физического развития; они могут включать в себя непосредственно обучающие действия родителей, и прежде всего матери, членов семьи, а также воспитателей в яслях. Затем наступает время овладения новыми, все более сложными формами физической активности, которые, осваиваются ребенком в общении со сверстниками, в том числе и в коллективных играх. Стихийность и организованность этих воздействий общества, осуществляемых по каналам культурной преемственности, не меняют их социальной сути. К числу важнейшего из этих каналов следует отнести физическое воспитание детей и молодежи, а также их спортивную подготовку.

3. Современные представления о тренировке как основном методе целенаправленного совершенствования физического потенциала человека

Центральное место в системе физкультурного знания занимают представления о физической тренировке как самой важной и наиболее эффективной форме организации воздействий на организм человека, направленных на позитивное изменение его физического потенциала и достижение других социально важных целей физического воспитания и самовоспитания человека.

С научных и особенно с научно-педагогических позиций до сих пор рассматривалась в основном одна из разновидностей тренировки — спортивная [24, 30, 36, 58. 69, 82, 83, 84, 88, 106, 112]. Определенное внимание уделялось, кроме того, только проблеме физической тренировки людей, деятельность которых протекает в экстремальных условиях (космонавты, летчики, подводники) [112]. Между тем цели спортивной тренировки принципиально отличаются от тренировки, осуществляемой в интересах разностороннего гармоничного развития человека. В этом нетрудно убедиться, анализируя имеющиеся в литературе наиболее авторитетные определения спортивной тренировки и ее целей.

Д. Харре [106] определяет спортивную тренировку как «управляемый по научным и в особенности педагогическим принципам процесс спортивного совершенствования, цель которого (процесса) — через планомерное и систематическое воздействие на возможности и подготовленность спортсмена привести его к высоким и рекордным результатам в каком-либо виде спорта или его разновидности».

В.В. Петровский [82] дает следующее определение: «Спортивная тренировка — это управляемый процесс, цель которого состоит в том, чтобы посредством планомерного и систематического воздействия на организм занимающегося подвести его в нужное время к состоянию наилучшей готовности (спортивной формы)».

Л.П. Матвеев [70] дает такое определение: «спортивная тренировка — основная форма (способ осуществления) подготовки спортсмена; это есть подготовка, системно построенная с помощью методов упражнения и представляющая собой, по сути, педагогический процесс управления развитием спортсмена (его спортивным совершенствованием). В спортивной тренировке общая цель воспитания конкретизируется применительно к особенностям спортивной деятельности, приобретая непосредственную связь с установкой на спортивные достижения. Но, как ни важны спортивные результаты в качестве конкретной (ближайшей и промежуточной) цели, с общих социально-педагогических позиций они не могут в конечном итоге становиться самоцелью. На пути к ним всегда должна преследоваться и более существенная цель, состоящая в том, чтобы через достижение высоких спортивных результатов развить духовные и физические способности спортсмена, чтобы использовать спортивную деятельность как фактор гармонического формирования личности воспитания в интересах общества».

Нетрудно увидеть, что ключевыми словами при формировании целей спортивной тренировки являются «рекордный результат», «наилучшая готовность», «спортивные достижения». Лишь в определении Л.П. Матвеева указывается также на необходимость на пути к достижению спортивных результатов развивать духовные и физические способности спортсмена в интересах гармоничного формирования его личности, однако целью все же остается спортивная результативность.

Интересно отметить, что мало кто из специалистов в области спортивной тренировки игнорирует ее общее социально-педагогическое, воспитательное значение и считает спортивный результат самоцелью. Однако в описанных технологиях спортивной тренировки очень нелегко отыскать какие-либо конкретные указания на реальные пути достижения общих социально-педагогических целей.

Ни для кого не секрет, что история спорта — это непрерывный процесс роста спортивных достижений. Возможность совершенствования технологии спортивной тренировки кажется неисчерпаемой. Теория и методика спортивной тренировки всегда отражали особенности взглядов на способы физического совершенствования человека. Огромный опыт этой научной дисциплины, по мнению В. К. Бальсевича, можно и нужно использовать для специфических целей физического воспитания детей и подростков [13, 15].

В истории развития представлений о спортивной тренировке постоянно противоборствовали две основные тенденции. Первая из них заключалась в требовании неуклонного роста «тренировочной работы», который достигался то за счет увеличения объема тренировочных нагрузок, то за счет повышения их интенсивности, то за счет и того и другого. Другая тенденция в самом общем виде акцентировала внимание на упорядочении состава и структуры нагрузок и отражала изменения во взглядах на средства тренировки, последовательность и ритмы нагрузок, их общий или специальный характер, их взаимосвязи и диссоциации, их распределение в различного рода циклах и на разных этапах спортивной подготовки [24, 30, 36, 58, 69, 70, 82, 83, 84, 88, 106, 112].

Мы не случайно столь подробно остановились на некоторых существенных противоречиях в системе знания о спортивной тренировке и в технологии его реализации при подготовке спортсменов высокого класса. Дело в том что многие из этих противоречий так или иначе могут отразиться на развивающихся ныне представлениях о сущности общеразвивающей и оздоровительной тренировки. [25, 35, 76, 88, 91, 92, 99, 109].

Разумеется, преимущественная направленность научной мысли на поиск путей достижения максимальной спортивной результативности создает определенные трудности в использовании ее достижений для целей физического воспитания.

Вместе с тем отдельные принципиальные положения теории и методики физического воспитания, и особенно спортивной тренировки, могут быть использованы уже сейчас при определении основных подходов к методическому оснащению процесса физического воспитания учащихся.

Во-первых, в противовес затушеванному в теории и методике физического воспитания положению о роли тренировки во всех других сферах физического воспитания, кроме спортивной подготовки, нужно ясно и недвусмысленно сказать о том, что тренировка является главным и основным элементом содержания физической активности человека и не является прерогативой только тех людей, которые занимаются спортом высших достижений или в системе базового спорта.

Во-вторых, при обосновании подходов к физической тренировке в оптимальных режимах следует учитывать кризисные ситуации и теоретико-методические тупики, имевшие место в истории развития теории и методики спортивной тренировки.

В-третьих, при конструировании основного содержания физического воспитания и, в частности, реализуемой в его рамках физической тренировки, необходимо использовать позитивный опыт интеграции спортивно-педагогического и медико-биологического знания при решении вопросов теории и методики управления спортивной тренировкой.

Изучив подготовку спортсменов высокого класса в развитых в спортивном отношении странах, а также на основании материалов отечественных и зарубежных исследований В.Н. Платонов выделяет четыре направления развития теории и методики спортивной тренировки в 70-е годы [41].

Первое и наиболее важное — «резкий прирост объемов тренировочной работы». В.Н. Платонов указывает, что эти объемы во многих видах спорта за отмеченный период удвоились. Например, бегуны на средние дистанции увеличили беговые нагрузки с 3000-3500 км бега в год до 6500-7500 км, отдельные пловцы проплывали на тренировках до 3800 км, гребцы — до 12 000 км, а велосипедисты — до 40 000 км в год.

Второе направление характеризуется резким увеличением объема специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы.

Третье направление — расширение использования приборов, оборудования и тренажеров для выведения спортсменов на недоступный ранее уровень раскрытия функциональных резервов, проявления физических качеств и моторных способностей.

Четвертое направление касается упорядочения процесса управления тренировкой на основе объективизации знаний о структуре подготовленности к соревновательной деятельности и разработки их модельных характеристик.

Следует отметить, что каждое из этих направлений доминировало в разные периоды, а их приоритетность была неоднозначной. Так, если пределы объемов нагрузок естественно ограничивались (ведь нельзя тренироваться сутки), то пределы интенсивности и специализированности воздействий, а тем более использования оборудования и повышения эффективности управления тренировкой до сих пор не известны.

Таким образом, многомерная сущность тренировочного процесса отражалась в теории спортивной тренировки и его практике односторонне, что в конечном счете и привело к известному кризису, тупику в развитии технологии спортивной подготовки.

Запрос на полный текст диссертации присылайте на адрес Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Источник: www.disser.h10.ru