Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях интернатных учреждений

О бщеизвестно, что система физического воспитания должна строиться с учётом состояния здоровья и уровня развития детей, а также условий их жизнедеятельности. Отметим, что социальная и образовательная роли обычных детских садов и дошкольных учреждений интернатного типа различны.

Если первые выполняют вспомогательную функцию — оказывают помощь семье в воспитании ребёнка, то вторые берут на себя всю ответственность за полноценное формирование личности и благополучие каждого воспитанника. Назначение учреждений интернатного типа состоит в том, чтобы обеспечить условия для полного физического, психического и социального благополучия детей, оставшихся без попечения родителей. Однако именно его отсутствие в первую очередь характеризует воспитанников детских домов.

Это объясняется, с одной стороны, тем, что в детский дом поступают дети с низким уровнем психофизического развития и отрицательным социальным опытом, полученным в неблагополучной семье. С другой стороны, неблагоприятное влияние на их здоровье и развитие оказывают специфические депривационные условия интернатного учреждения. По общему мнению психологов, именно условия, являются ведущей причиной серьёзных отклонений в здоровье и развитии детей. Достаточно глубоко представлены в педагогической литературе такие виды депривации, как материнская, сенсорная, социальная. Указывается также на наличие двигательной депривации, однако она является наименее изученной.

Сущность двигательной депривации определяют три основные составляющие: неудовлетворение биологической потребности в движении (дефицит «биологического»), обеднение содержания, видов и форм двигательной активности (дефицит «психологического»), отсутствие условий для личностно значимых форм общения и «Я — успеха» ребёнка в процессе двигательной деятельности (дефицит «социального»). Следовательно, физическое воспитание в интернатных учреждениях должно быть направлено на нивелирование двигательной депривации, что и определяет его специфику. Это в значительной степени будет способствовать снижению остальных видов депривации.

Можно выделить и другие проблемы организации физического воспитания в интернатном учреждении.

Важнейшей задачей является включение физкультурно-оздоровительных мероприятий в целостную систему педагогических воздействий. Здесь особого внимания требует интеграция физической культуры со смежными дисциплинами и, прежде всего, психологией. Учитывая соматическую и психическую сенситивность детского организма, специфику здоровья и развития ребёнка-сироты, следует усилить психологическую направленность всех физкультурных мероприятий. Иными словами, нужна их «психологизация» на уровне современных подходов.

Для этого необходимо:

  • исключить все возможные социально сложившиеся ограничения в процессе физкультурной деятельности, создать условия для психологического комфорта детей;
  • рассматривать все физкультурные мероприятия, прежде всего, как особым образом организованное общение, в котором дети имеют возможность самовыражения в отношениях «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок»;
  • наполнить физкультурно-оздоровительную работу эмоционально и личностно значимыми для детей ситуациями. Ставить каждого ребёнка в положение ведущего, организатора общения, т.е. учить принимать на себя разные роли; вызывать интерес к оценке результатов деятельности и самооценке;
  • найти рациональное соотношение между организованными и самостоятельными формами двигательной активности, обеспечив детям возможность самим планировать свои действия и поведение, тем самым создавать условия для самосовершенствования двигательных умений, саморазвития, использования двигательного опыта других;
  • отдавать предпочтение игровым развивающим методам; учить самостоятельно играть в подвижные и спортивные игры, экстраполировать двигательные умения в сюжетно-ролевую игру и другие виды деятельности;
  • расширить «социальное и физическое пространство» за счёт регулярных прогулок, занятий, игр за пределами дошкольного учреждения, увеличить контакты детей с природой;
  • придать содержанию и методам физического воспитания социально-оздоровительную, коррекционно-развивающую направленность;
  • ввести в традиционную систему оценок эффективности физкультурно-оздоровительных мероприятий психологические критерии.

Одной из задач физического воспитания в интернатном учреждении является подбор адекватных форм и методов жизнедеятельности детей как залог эффективности воспитательного процесса. Для работы с дошкольниками предлагаются учебные занятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, во время активного отдыха и пр. Все эти формы прошли многолетнюю апробацию в дошкольных учреждениях, поэтому правомерность использования их в работе интернатных учреждений, в целом, сомнению не подлежит. Однако, учитывая состояние здоровья, особенности психофизического развития детей и специфику социокультурной среды, необходимо переосмыслить цель, задачи, содержание и методы физкультурно-оздоровительной работы, усилить её значимость для психолого-социальной реабилитации и разностороннего развития каждого ребёнка. Важен и поиск новых — адекватных направлений.

Особого внимания заслуживает определение критериев оценки эффективности физического воспитания. Общепринятая оценка здоровья, физического развития и двигательной подготовленности вряд ли может быть использована в одинаковой степени для детей, воспитывающихся в семье и интернатном учреждении по известным причинам. Кроме того, бытующие в практике усреднённые критерии оценки больше подходят для статистически условных измерений, но они не дают картины индивидуального психофизического состояния и развития детей.

Требует радикального пересмотра оценка двигательного развития дошкольников. В существующей практике используется, главным образом, лишь один критерий — уровень физической подготовленности. В то же время в современной литературе предлагаются и такие критерии, как оптимальность двигательной активности (ДА); разнообразие движений, используемых в самостоятельной деятельности. Очевидно, что в условиях депривации именно они являются наиболее информативными. При этом важно проследить динамику показателей развития для каждого ребёнка индивидуально. Такой подход даёт возможность получить интегральный паспорт общего уровня двигательного развития ребёнка.

Дедулевич М.

Понравился материал? Нажмите на «Лайк» и «Ретвит», и расскажите о нём друзьям!

Источник: vscolu.ru