9.2. педагогический контроль и учет в физическом воспитании

Педагогический контроль – это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.

Основная цель педагогического контроля – это определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы) и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастерства и т.д. (факторы изменения).

На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создает возможность при необходимости вносить коррективы в ход педагогического процесса.

В практике физического воспитания используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение.

1. Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного года (учебной четверти, семестра). Он предназначен для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная квалификация) и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям (к усвоению нового учебного материала или выполнению нормативных требований учебной программы). Данные такого контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения.

2. Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия (урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состоянием занимающихся (например, за готовностью к выполнению очередного упражнения, очередной попытки в беге, прыжках, к повторному прохождению отрезка лыжной дистанции и т.п.) осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т.п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии.

3. Текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности занимающихся после разных (по величине, направленности) физических нагрузок. Данные текущего состояния занимающихся служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок в них.

4. Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физических нагрузок занимающихся.

5. Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса физического воспитания и его составляющих. Данные итогового контроля (состояние здоровья занимающихся, успешность выполнения ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень спортивных результатов и т.п.) являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса.

Методы контроля. В практике физического воспитания применяются следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опросы, прием учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие соревнования, простейшие врачебные методы (измерение ЖЕЛ – жизненной емкости легких, массы тела, становой '-.илы и др.), хронометрирование занятия, определение динамики Физической нагрузки на занятии по ЧСС и др.

Большую информацию преподаватель получает с помощью метода педагогических наблюдений. Наблюдая в ходе занятия за учащимися, преподаватель обращает внимание на их поведение, проявление интереса, степень внимания (сосредоточенное, рассеянное), внешние признаки реакции на физическую нагрузку (изменение дыхания, цвета и выражения лица, координации движений, увеличение потливости и пр.).

Метод опроса представляет возможность получить информацию о состоянии занимающихся на основании их собственных показателей о самочувствии до, во время и после занятий (о болях в мышцах и пр.), об их стремлениях и желаниях. Субъективные ощущения – это результат физиологических процессов в организме. С ними надо считаться и в то же время помнить, что они не всегда отражают истинные возможности занимающихся.

Контрольные соревнования и тестирование позволяют получить объективные данные о степени тренированности и уровне физической подготовленности занимающихся. Они очень показательны и на их основе делают соответствующие выводы и корректировки в планах. Так, например, если уровень физической подготовленности не повышается или становится ниже, то пересматривают содержание, методику занятий, физические нагрузки.

Для контроля за освоением техники физического упражнения могут использоваться некоторые подводящие упражнения, применяемые на данном этапе обучения.

Основным методом контроля за усвоением знаний является устный опрос, требующий ответов в виде: 1) рассказа (например, о значении занятий физическими упражнениями); 2) описания (например, внешней формы и последовательности движений, составляющих двигательное действие); 3) объяснения (например, биомеханических закономерностей конкретных движений); 4) показа вариантов выполнения физического упражнения или его отдельных компонентов.

В практике физического воспитания применяется письменный опрос с помощью программ контроля знаний с выборочными вариантами ответов (программированный контроль знаний). С 1996 г. в общеобразовательных школах введен выпускной экзамен по дисциплине «Физическая культура» (по выбору учащихся).

Сравнение результатов в предварительном, текущем и итоговом контроле, а также сопоставление их с требованиями программы физического воспитания позволяют судить о степени решения соответствующих учебных задач, о сдвигах в физической подготовленности занимающихся за определенный период. А это облегчает дифференцирование средств и методов физического воспитания и повышает объективность результатов учебной работы.

Осуществляя физическое воспитание, необходимо систематически проверять, оценивать и учитывать состояние здоровья занимающихся, уровень их физического развития, результаты спортивной деятельности, прилежание, поведение.

К учету предъявляют ряд требований: своевременность, объективность, точность и достоверность, полнота, простота и наглядность. Различают следующие виды учета: предварительный (до начала организации педагогического процесса), текущий (непрерывный в процессе работы, от занятия к занятию) и итоговый (по завершению периода работы, например, учебного года).

В содержание текущего учета входит регистрация: посещаемости занятий; пройденного материала и выполненного объема и интенсивности нагрузок; выполнения учебных требований и норм; данных об оценках знаний, умений и навыков; сведений о состоянии здоровья занимающихся.

Основным документом учета служит журнал учета учебной работы группы (класса).

Значение проводимой преподавателем работы по учету не сводится, конечно, к формальной регистрации сведений для официального отчета. Эти данные должны подвергаться систематическому анализу, творческому осмыслению и обобщению, использоваться в будущей работе. Именно на такой основе внедрения нового возможны постоянное улучшение качества учебного процесса, обогащение его средств и рационализация методики.

Содержание

Читать: Аннотация

Читать: От авторов

Читать: Часть i теория и методика физического воспитания

Читать: Глава 1. общая характеристика теории и методики физического воспитания

Читать: Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе

Читать: Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия

Читать: Глава 2. система физического воспитания в российской федерации

Читать: 2.1. система физического воспитания, ее основы

Читать: 2.2. цель и задачи физического воспитания

Читать: 2.3. общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания

Читать: Глава 3. направленное формирование личности в процессе физического воспитания

Читать: 3.1. связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания

Читать: 3.2. технология воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту

Читать: Глава 4. средства и методы физического воспитания

Читать: 4.1. средства физического воспитания

Читать: 4.2. методы физического воспитания

Читать: Глава 5. общеметодические и специфические принципы физического воспитания

Читать: 5.1. иерархия принципов в системе физического воспитания

Читать: 5.2. общеметодические принципы

Читать: 5.3. специфические принципы физического воспитания

Читать: Глава 6. основы теории и методики обучения двигательным действиям

Читать: 6.1. двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании

Читать: 6.2. основы формирования двигательного навыка

Читать: 6.3. структура процесса обучения и особенности его этапов

Читать: Глава 7. теоретико-практические основы развития физических качеств

Читать: 7.1. понятие о физических качествах

Читать: 7.2. сила и основы методики ее воспитания

Читать: 7.3. скоростные способности и основы методики их воспитания

Читать: 7.4. выносливость и основы методики ее воспитания

Читать: 7.5. гибкость и основы методики ее воспитания

Читать: 7.6. двигательно-координационные способности и основы их воспитания

Читать: Глава 8 формы построения занятий в физическом воспитании

Читать: 8.1. классификация форм занятий в физическом воспитании

Читать: 8.2. характеристика форм занятий физическими упражнениями

Читать: Глава 9. планирование и контроль в физическом воспитании

Читать: 9.1. планирование в физическом воспитании

Читать: 9.2. педагогический контроль и учет в физическом воспитании

Читать: Глава 10. физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста

Читать: 10.1. значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Читать: 10.2. возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей раннего и Глава 11. физическое воспитание детей школьного возраста

Читать: 11.1. социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста

Читать: 11.2. возрастание особенностей физического развития и физической подготовленности детей школьно11.3. средства физического воспитания детей школьного возраста

Читать: 11.4. физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Читать: 11.5. физическое воспитание детей среднего школьного возраста

Читать: 11.6. физическое воспитание детей старшего школьного возраста

Читать: 11.7. физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем

Читать: 11.8. формы организации физического воспитания школьников

Читать: 11.9. физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальн11.10. урок – основная форма организации занятий физическими упражнениями и его построение

Читать: 11.11. профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры

Читать: Глава 12. технология разработки документов планирования по физическому воспитанию

Читать: 12.1. общий план работы по физическому воспитанию

Читать: 12.2. годовой план-график учебного процесса по физическому воспитанию

Читать: 12.3. поурочный рабочий (тематический) план на четверть

Читать: 12.4. план-конспект урока

Читать: Глава 13. физическое воспитание студенческой молодежи

Читать: 13.1. значение и задачи физического воспитания студентов

Читать: 13.2. содержание программы физического воспитания студентов

Читать: 13.3. возрастные особенности контингента обучающихся в вузе

Читать: 13.4. методические основы физического воспитания в вузе

Читать: 13.5. особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях

Читать: 13.6. методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной ф13.7. формы организации физического воспитания студентов

Читать: Глава 14. физическое воспитание в основной период трудовой деятельности

Читать: 14.2. особенности физического развития и физической подготовленности лиц молодого и зрелого воз14.3. физическая культура в режиме трудового дня

Читать: 14.4. физическая культура в быту трудящихся

Читать: 14.5. контроль за здоровьем и физической подготовленностью занимающихся физическими упражнениям15.2. содержание и организационно-методические основы занятий физическими упражнениями

Читать: Глава 16. профессионально-прикладная физическая подготовка

Читать: 16.1. назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки

Читать: 16.2. построение и основы методики ппфп

Читать: Часть ii теория и методика спорта

Читать: Глава 17. общая характеристика спорта

Читать: 17.1. основные понятия, относящиеся к спорту. классификация видов спорта

Читать: 17.2. социальные функции спорта. основные направления в развитии спортивного движения

Читать: 17.3. характеристика системы тренировочно-соревновательной подготовки

Читать: 17.4. спортивные достижения и тенденции их развития

Читать: Глава 18. основы спортивной тренировки

Читать: 18.1. цели и задачи спортивной тренировки

Читать: 18.2. средства спортивной тренировки

Читать: 18.3. методы спортивной тренировки

Читать: 18.4. принципы спортивной тренировки

Читать: 18.5. основные стороны спортивной тренировки

Читать: 18.6. тренировочные и соревновательные нагрузки

Читать: Глава 19. основы построения процесса спортивной подготовки

Читать: 19.1. спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура

Читать: 19.2. построение тренировки в малых циклах (микроциклах)

Читать: 19.3. построение тренировки в средних циклах (мезоциклах)

Читать: 19.4. построение тренировки в больших циклах (макроциклах)

Читать: Глава 20. технология планирования в спорте

Читать: 20.1, общие положения технологии планирования в спорте

Читать: 20.2. планирование спортивной подготовки в многолетних циклах

Читать: 20.3. планирование тренировочносоревновательного процесса в годичном цикле

Читать: 20.4. оперативное планирование

Читать: Глава 21. комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена

Читать: 21.1. контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями

Читать: 21.2. контроль за состоянием подготовленности спортсмена

Читать: 21.3. контроль за факторами внешней среды

Читать: 21.4. учет в процессе спортивной тренировки

Читать: Глава 22. спортивный отбор в процессе многолетней подготовки

Читать: Часть iii теория и методика оздоровительно-рекреативной и реабилитационной физической культуры

Читать: Глава 23. общая характеристика оздоровительной физической культуры

Читать: 23.1. оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания

Читать: 23.2. содержательные основы оздоровительной физической культуры

Читать: Глава 24. теоретико-методические основы оздоровительной физической культуры

Читать: 24.1. основы построения оздоровительной тренировки

Источник: uchebnik.biz