Тема: Основные понятия системы физической культуры и спорта

Вопрос № 1: Основные понятия системы физической культуры и спорта (физическое воспитание, физическая культура, спорт, физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое совершенство, здоровый образ жизни - ЗОЖ)

Физическое воспитание - часть общего воспитания человека, педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически развитого, социально активного и морально стойкого молодого поколения. В процессе физического воспитания осуществляется физическое и функциональное совершенствование организма человека, формирование двигательных навыков и умений, а также специальных знаний.

Физическая культура - часть общей культуры общества и личности, направленная на всестороннее, гармоничное развитие личности, его физических, психологических и духовных качеств.

Спорт - форма физического совершенствования человека, соревновательная деятельность, направленная на достижение высшего результата в избранном виде спорта.

Физическое развитие - процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.

Физическая подготовка - процесс физического воспитания, направленный на развитие физических способностей человека, основных его качеств - силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости.

Физическая подготовленность - уровень развития физических способностей человека.

Физическое совершенство - исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - рациональный образ жизни, активная деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья.

Вопрос № 2: Физическое воспитание: определение, цель, задачи, направления

Физическое воспитание - часть общего воспитания человека, педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически развитого, социально активного и морально стойкого молодого поколения. В процессе физического воспитания осуществляется физическое и функциональное совершенствование организма человека, формирование двигательных навыков и умений, а также специальных знаний.

Цель физического воспитания - оптимизация физического развития человека, совершенствование физических качеств, воспитание нравственных, морально-волевых качеств, подготовка к трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания - 1) Оздоровительные: - оптимальное развитие физических качеств;

укрепление и сохранение здоровья;

совершенствование телосложения и развитие физиологических функций;

сохранение уровня общей работоспособности.

) Образовательные: - формирование жизненно важных двигательных навыков и умений;

формирование спортивных двигательных навыков и умений;

приобретение базовых знаний научно-практического характера по физической культуре.

) Воспитательные: - содействие развитию нравственных качеств;

содействие формированию поведения в духе требований общества;

содействие развитию интеллекта;

содействие развитию психомоторных функций.

Направления физического воспитания:

1) ОФП (общая физическая подготовка) - базовый уровень развития жизненно важных физических качеств и аккумуляция знаний в области физической культуры.

) ППФП (профессионально-прикладная физическая подготовка) - совершенствование двигательных умений, навыков и способностей, необходимых для достижения высоких результатов в избранном виде профессиональной деятельности.

) Спортивная тренировка - совершенствование двигательных умений, навыков и способностей, необходимых для достижения высоких результатов в избранном виде спортивной деятельности.

) АФК (адаптивная физическая культура) - привлечение средств и методов физической культуры на основе достижения высокой степени социализации личности больного человека или инвалида. его адаптация к труду, быту, достижение высокого уровня самореализации.

Вопрос № 3: Валеология. Здоровье. Компоненты здорового образа жизни (ЗОЖ). Принципы оздоровительной направленности

Валеология - от лат. valeo или valere быть здоровым и logos учение, область науки, занимающаяся проблемами физического и ментального здоровья человека.

Здоровье - состояние физического, душевного и социального благополучия (определение Всемирной организации здравоохранения).

Компоненты здорового образа жизни - двигательная активность и укрепление здоровья;

- закаливание организма;

- сбалансированное питание;

- режим дня и динамический стереотип;

- профилактика вредных привычек.

Принципы оздоровительной направленности: 1) Совершенствование функциональных возможностей организма;

) Повышение работоспособности организма;

) Адаптация организма человека к воздействиям неблагоприятных факторов внешней среды;

) Компенсация дефицита двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни.

) Применение средств и методов, оздоровительная ценность которых научно доказана; планирование и учет занимающихся; единство ВПК (врачебно-педагогического контроля и самоконтроля).

Вопрос № 4: Средства и методы физического воспитания

Средства физического воспитания. Средство - это то, что применяется для достижения цели.

1) Физические упражнения - это двигательные действия, направленные на реализацию задач физического воспитания. Характеристика физических упражнений:

основное и специфическое средство физического воспитания;

носят характер сознательных двигательных действий;

оказывают системное воздействие на человека.

2) Естественные силы природы - вспомогательные средства, создающие условия для эффективного влияния физических упражнений на занимающихся (солнце, воздух, вода, климатические условия, температура окружающей среды).

3) Гигиенические факторы: питание, сон, режим дня, питьевой режим, личная гигиена, уход за телом.

Методы физического воспитания. Метод - способ применения физических упражнений.

I ) Специфические методы.

1) Методы частичного регламентированного упражнения - соревновательный, игровой.

) Методы строго регламентированного упражнения:

а) Методы обучения двигательным действиям:

метод расчленено-конструктивного упражнения;

метод избирательного упражнения;

метод целостно-конструктивного упражнения;

Источник: www.bibliofond.ru