Представление опыта работы по теме «Физическое воспитание детей дошкольного возраста»

Физическое воспитание в дошкольном учреждении - это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие. Профессор, доктор медицинских наук Ю. Ф. Змановский дал определение здорового ребенка: «Здоровый ребенок дошкольного возраста - это жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным внешне - средовым факторам, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития». Поэтому я применяю в работе интегрированную систему оздоровительной работы, гарантирующую сохранение и укрепление здоровья детей, безопасность их жизнедеятельности, а также построение благоприятных и адекватных условий воспитания и развития.

Существующая система представляет собой комплекс педагогических технологий, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье.

В группе имеются листы здоровья с полными антропометрическими данными детей, размером рекомендуемой мебели и сопутствующими диагнозами здоровья. Каждый месяц провожу анализ заболеваемости и посещаемости воспитанников группы.

Одним из важнейших компонентов двигательного режима детей является утренняя гимнастика. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.

Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается полезная привычка каждое утро выполнять различные упражнения. Со временем эта привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь. Поэтому каждое утро мы с детьми начинаем с этого вида деятельности.

Важнейшим условием для развития двигательной активности детей является наличие физкультурного зала, оснащенного современным спортивным оборудованием. Физические занятия проводятся с детьми группы 3 раза в неделю: 2 занятия в зале, 1 занятие на воздухе.

Занятия на воздухе включают в себя подвижные игры, физкультурные праздники и досуги круглый год. О настоящем, серьезном спорте в дошкольном возрасте говорить рано, но различные виды спортивных игр и их элементы, спортивные развлечения вполне доступны детям 4-7 лет. Использование элементов спортивных игр, таких как, футбол, бадминтон, школа мяча в теплое время, а санки, хоккей зимой, позволяют качественно проводить прогулки, с большой двигательной активностью. Большое внимание уделяю играм на асфальте. Дети на нем рисуют, прыгают и бегают. Поэтому рекомендую педагогам и родителям использовать асфальт для спортивных игр и развлечений.

На занятиях по физической культуре, на спортивных праздниках, в индивидуальных играх наряду с традиционным спортивным оборудованием я использую нестандартное оборудование для двигательной активности детей. И занятия не становятся хуже. Наоборот, такое нестандартное оборудование вызывает интерес у детей, вызывает желание двигаться, участвовать в играх, вызывает радость и положительные эмоции.

Целесообразнее использовать разное нестандартное оборудование. Ребятам это интересно, а для нас, взрослых, главное – видеть, что дети чего-то добиваются, чего-то могут, а главное – хотят выполнять предложенное задание.

Материал для изготовления такого пособия разнообразен. А главное – небольшие расходы. В группе имеются дорожки здоровья для предупреждения и профилактики плоскостопия, эспандеры, косички для выполнения ОРУ, атрибуты для проведения игр-забав и т. д.

После сна провожу бодрящую гимнастику. Бодрящая гимнастика помогает проснуться детскому организму, улучшить настроение детей после «тихого часа», поднимает мышечный тонус, доставляет детям радость. Эту зарядку желательно проводить при открытых фрамугах и форточках 7-15 минут – в зависимости от возраста детей. Во время проведения бодрящей гимнастики целесообразно музыкальное сопровождение – это создает положительный эмоциональный тон. А если это будут любимые детские песни или приятная музыка – дети будут просыпаться намного быстрее. В течение года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики.

В комплекс бодрящей гимнастики включаю упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки, дыхательную гимнастику, массаж рук и ног, точечный массаж. Ребятишки выполняют ее с желанием, удовольствием.

Физическое воспитание детей будет не полноценным, если не проводить оздоровительных мероприятий. Закаливание занимает ведущее место. Все закаливающие мероприятия делятся на два вида: общие и специальные. Общие закаливающие мероприятия:

- правильный режим дня,

-рациональное питание в комфортных и благоприятных условиях,

-рациональная одежда,

-соответствующий воздушный и температурный режим в помещении,

-дневной сон, регулярное проветривание до 3-4 раз в день,

- прогулки до 3-4 часов в день.

Специальные закаливающие процедуры:

- воздушные ванны при смене одежды перед прогулкой, перед сном, перед физкультурным занятием,

- воздушные ванны при проведении корригирующей гимнастики лежа в постели после сна,

- проведение дыхательной гимнастики,

- игры с водой с целью закаливания,

- ходьба по массажным коврикам с целью закаливания и профилактики плоскостопия во всех группах,

- гигиеническое чистка зубов, полоскание рта.

Закаливание реализуется таким образом, чтобы каждый момент пребывания ребенка в детском саду характеризовался как благоприятный момент для укрепления физического здоровья детского организма. Показателем положительного воздействия закаливающих процедур в группе являются хороший аппетит, быстрое засыпание, глубокий сон детей.

Большая роль в пропаганде здорового образа жизни, физкультуры и спорта отводится взаимодействию с родителями. Сотрудничество осуществляется в разных формах:

-родительские собрания ;

-участие в спортивных праздниках, досугах;

-семейные проекты по теме;

-творческие конкурсы такие как «Конкурс семейных эмблем «Здоровый образ жизни», конкурсы рисунков на спортивную тематику. Благодаря этому проблемы охраны здоровья и воспитания детей могут успешно решаться.

Праздник – это всегда положительные эмоции, радостное общение, веселые соревнования, искренний смех, удивление и восторг. Врачи придерживаются мнения, что положительные эмоции и творчество – важнейшие факторы оздоровления. Можно проводить такие праздники как «Веселые старты», «Мой веселый звонкий мяч», «Папа, мам, я – здоровая семья», фестивали по ритмической гимнастике и т. д.

Интерес к физкультуре и спорту у детей может воспитать только увлеченный педагог, обладающий необходимыми практическими навыками и умениями. Участие в окружных спортивных мероприятиях: конкурсах, фестивалях не только не помешают работе, а и привнесут в нее новые ощущения, умения и навыки.

В последнее время большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. И я стараюсь активно использовать их в работе с детьми. Это и пальчиковая гимнастика, и физминутки, и дыхательная гимнастика, и психогимнастика. Также привлекаю детей к проведению гимнастики для глаз.

Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.

Источник: www.maam.ru