Особенности организации физического воспитания дошкольников, имеющих задержку психического развития

Аспирант О.В. Решетняк

Кандидат педагогических наук, доцент

Т.А. Банникова

Кубанская государственная академия физической культуры, Краснодар

Цель исследования: разработать и обосновать методику адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития (ЗПР).

В ходе исследования нами было проведено тестирование уровня физической подготовленности детей 5-6 лет на основе "Программы мониторинга состояния здоровья детей дошкольного возраста".

Результаты диагностики позволяют нам сделать следующие выводы и рекомендации.

1. Сравнительный анализ показателей физической подготовленности детей 5-6 лет массовых и коррекционных групп свидетельствует, что у детей с ЗПР в 5 лет хуже развиты: скоростно-силовые способности (в прыжках в длину с места только у девочек); быстрота реакции (тест ЧБ); выносливость у девочек; координационные способности; гибкость (подвижность плечевого сустава); в 6 лет достоверны различия по всем показателям (кроме прыжков в длину с места у девочек), особенно в тестах "Метание набивного мяча", "ЧБ", "Бег на 120 м", "ККУ", "Выкрут". Следовательно, необходимо подбирать средства, формы и методы, направленные на комплексное развитие всех физических качеств и на коррекцию слаборазвитых.

2. Результаты диагностики физической подготовленности детей с ЗПР сориентировали нас на то, оценку каких физических качеств необходимо расширить. С учетом рекомендаций, предложенных А.А. Ругиной (1999), были подобраны дополнительные тесты: "Метание мешочка с песком правой и левой рукой на дальность", м (скоростно-силовые способности мышц рук, координационные способности); "Приседание в максимальном темпе за 10 с", колич. (быстрота реакции); "Ходьба по прямой линии с закрытыми глазами" (10 м х30 см), расстояние в м (координация движений, функция

равновесия); наклон вперед стоя заменить наклоном вперед, сидя (для снятия эффекта страха); бег на выносливость дифференцировать: в 5 лет - 120 м, в 6 лет - 150 м.

3. Работу по исправлению недостатков в физическом состоянии детей с ЗПР следует организовывать поэтапно, с учетом адаптационных возможностей их организма. Первая фаза подготовительного периода (сентябрь-ноябрь) должна быть направлена на совершенствование двигательных умений и навыков детей, сформированных в предыдущей возрастной группе, и подготовку организма ребенка к последующим этапам (через комплексное развитие физических качеств). Формирование новых двигательных умений и навыков осуществляется во второй фазе (декабрь) подготовительного периода. На протяжении базового периода (январь- апрель) организуется непосредственно коррекционно -развивающая работа по физическому воспитанию детей с ЗПР посредством проведения физкультурных занятий в нетрадиционной форме, работы по физвоспитанию в повседневной жизни. Во время переходного периода (май) проводится диагностика. Оздоровительно-рекреационный период насыщен физкультурно-оздоровительной работой на свежем воздухе на основе игровой мотивации.

4. С учетом специфики развития детей с ЗПР были подобраны содержание физических упражнений на годичный цикл, включающее основные виды движений, подвижные игры, общеразвивающие упражнения, строевые упражнения и упражнения на ориентировку в пространстве, элементы ритмопластики, профилактические и коррекционные упражнения (для формирования правильной осанки, укрепления свода стопы, развития мелкой моторики пальцев рук, дыхательные упражнения и др.), спортивные упражнения, элементы спортивных игр; определены двигательные умения, которые должны быть сформированы к концу года.

5. Коррекционно-развивающая работа по формированию детей с ЗПР должна включать разные виды физкультурных занятий (О.В. Решетняк, Т.А. Банникова, 2001):

- с речитативом (развитие зрительно -моторной, рече-двигательной координации);

- интегрированные (комплексное развитие физических, психических качеств);

- игровые (комплексное развитие физических качеств);

- с элементами психогимнастики (развитие координационных способностей, силы различных мышечных групп, подвижности нервных процессов);

- ритмопластики (совершенствование зрительно-моторной, слухо-моторной координации, быстроты, выносливости);

- данстерапии (развитие координационных способностей, быстроты, выносливости);

- релаксации (регуляция мышечного тонуса).

Таким образом, при планировании, организации и проведении коррекционно -развивающей работы с детьми, имеющими ЗПР, следует учитывать уровень их физической подготовленности, тяжесть и характер двигательных нарушений, вид и степень недоразвития систем головного мозга, осуществлять физическое развитие с опорой на сохранные двигательные возможности дошкольников.

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!

Источник: lib.sportedu.ru