ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

Abstract

ORGANIZATION AND CONTENTS OF SPORTS FOCUSED PHYSICAL EDUCATION FOR PUPILS FROM 5 TH FORM OF COMPREHENSIVE SCHOOLS ON BASIS OF JUDO

L.I. Lubysheva. Dr. Hab. professor

The Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow

K.V. Chedov. Ph. D.

The Chajkovsky state institute of physical culture, Chajkovsky

Key words: sports focused physical education, pedagogical technology, educative-training groups, curriculum, judo.

On the basis of the analysis and generalization of the works of scientists and practitioners, engaged in the solving of the questions of physical education of schoolchildren, and also on the basis of their own operational experience in comprehensive schools, the authors have developed the technology of the formation of contents and realization of sports focused physical education of pupils on the basis of judo.

The results of the pedagogical experiment have allowed to establish positive changes in the attitude of pupils to the subject of "Physical culture". The increase of interest in physical exercises has amplified.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ НА ОСНОВЕ ДЗЮДО

Доктор педагогических наук, профессор Л. И . Лубышева

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Кандидат педагогических наук К. В. Чедов

Чайковский государственный институт физической культуры, Чайковский

Ключевые слова: спортивно ориентированное физическое воспитание, педагогическая технология, учебно-тренировочные группы, учебная программа, дзюдо.

На основе анализа и обобщения работ ведущих ученых и практиков, занимающихся решением вопросов физического воспитания школьников, а также собственного опыта работы по "спортизации" общеобразовательной школы нами разработана технология формирования содержания и реализации спортивно ориентированного физического воспитания школьников (см. схему).

Проблемная ситуация, возникшая в системе физического воспитания подрастающего поколения в нашей стране, обусловлена существующим ныне противоречием: с одной стороны, одним из ведущих принципов государственной образовательной политики становится гуманистическая направленность обучения, определяющая приоритет общечеловеческих ценностей, создание условий для всестороннего развития личности на основе личностно ориентированного подхода, а с другой - новации в системе образования практически не затронули содержания физического воспитания детей и подростков.

Модель технологии формирования содержания и организации спортивно ориентированного физического воспитания школьников

Развитие инновационных процессов сдерживается из-за отсутствия программно-методического обеспечения новых форм физического воспитания, так как существующие программы спортивной подготовки в детском и подростковом возрасте сориентированы на подготовку спортивных резервов и не рассчитаны на массовое использование в общеобразовательной школе (В. К. Бальсевич, А. И. Корунец, Ю. А. Марков, Л. Н. Прогонюк, 2003).

В специальной литературе вопросы конверсии технологий спортивной подготовки по борьбе в интересах совершенствования систем физического воспитания в общеобразовательной школе представлены лишь в теоретико-методологическом аспекте, а известные попытки использования спортивного компонента борьбы в физическом воспитании школьников не нашли адекватных организационно-методических решений.

Инновационное содержание технологии представлено в разработанной нами учебной программе по дзюдо.

Важное условие отбора содержания программы по предмету "Физическая культура" в школе - выделение общих принципов, выступающих в качестве основы при определении конкретного наполнения содержания программы. Отдельные авторы формулируют целый ряд таких принципов. С нашей точки зрения, будет более правильным назвать их принципами определения содержания учебного предмета "Физическая культура" как наиболее детерминирующими факторами при отборе программного материала.

Основываясь на работах В. И. Ляха, Л. П. Матвеева, Г. Б. Мейксона, Р. Х. Яруллина, к основным принципам определения содержания программы по предмету "Физическая культура" мы отнесли следующие: принцип соответствия программного материала базовым, фундаментальным основам науки о физической культуре, принцип единства и противоположности логики науки о физической культуре и логики учебного предмета "Физическая культура", принцип структурного единства содержания программы по спортивно ориентированному физическому воспитанию с учетом личностного развития и становления школьника, принцип учета содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания программы по предмету "Физическая культура".

Представленные принципы являются основой для определения содержания учебной программы спортивно ориентированного физического воспитания школьников, которое состоит из нескольких частей.

Концептуальная часть представляет собой описание цели и задач курса, причин создания данной программы, основных авторских изменений, дополнений и причин, вызвавших эти изменения. Цель и задачи должны базироваться на требованиях "Обязательного минимума содержания образования по физической культуре" и отражать основные направления педагогического процесса по формированию физической культуры личности: теоретическая, физическая, технико-тактическая и психологическая подготовка школьников.

Содержательная часть учебной программы включает в себя два взаимосвязанных компонента: базовый - определяет минимум содержания образования по

физической культуре, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации; вариативный - формируется на основе учебного материала по виду спорта и включает в себя теоретическую, физическую, технико-тактическую и психологическую подготовку.

При разработке вариативной части программы необходимо учитывать уровень физического развития, физической и теоретической подготовленности.

Базовая часть состоит из таких видов физкультурной деятельности, как гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, лыжная подготовка и плавание (при наличии материально-технической базы).

Объем учебного времени на овладение программным материалом согласно принципам спортизации - 204 учебных часа в год (3 занятия в неделю по 2 ч).

Материал содержательной части учебной программы включает в себя годовой план-график распределения учебных часов, основы знаний, общую физическую подготовку, специальную подготовку, контрольные тесты и стандартные нормативы по физической подготовленности учащихся.

В методической части должны быть указаны пути достижения поставленных в программе целей, приведены формы и методы учебного процесса.

В диагностической части автор приводит систему проверки достижения цели и задач программы. Диагностическая часть должна содержать критерии оценки по всем видам подготовленности: теоретической, физической, технико-тактической и психологической.

На основе вышеизложенных теоретических основ формирования учебных программ в рамках спортизации общеобразовательной школы нами разработана и апробирована учебная программа "Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся 5-8-х классов на основе дзюдо". Программа прошла экспертизу: имеет статус авторизованной и рекомендована Проблемным советом по физической культуре и спорту Российской Академии Образования для внедрения в общеобразовательных школах России.

Следующий раздел наших инноваций - обоснование организации учебно-тренировочной деятельности при реализации программного материала, который состоит из нескольких компонентов:

- формы организации обучения, приемлемые в рамках физического воспитания на основе принципов спортизации;

- структура, содержание и методические особенности учебно-тренировочных занятий;

- оценка успеваемости учащихся;

- нормативно-правовые компоненты процесса реализации инновационной учебной программы;

- обоснование физических нагрузок назанятиях различных типах.

Отличительные особенности экспериментальной программы:

- обеспечение педагогических условий для овладения учащимися специальными знаниями по избранному виду спорта (дзюдо);

- конкретизация требований к умениям и навыкам выполнения физических упражнений, ориентированных на использование самостоятельных форм организации физической культуры;

- направленность учебной программы на формирование спортивной культуры занимающихся на основе содержания раздела "Психологическая подготовка";

- интенсификация физической подготовки школьников средствами дзюдо;

- расширение фонда двигательных умений и навыков занимающихся благодаря технической подготовке по дзюдо.

При выборе методов обучения двигательным действиям мы руководствовались научными положениями В. К. Бальсевича (1992) о приоритете тренировки как самого эффективного способа развития и совершенствования физических качеств. Это особенно важно для существенного повышения эффективности физического воспитания детей и подростков, при котором до настоящего времени при освоении различных физических упражнений основную роль играло только обучение двигательным умениям и навыкам.

Для оценки эффективности спортивно ориентированного физического воспитания на основе дзюдо был организован педагогический эксперимент.

Экспериментальную группу (ЭГ) составили учащиеся 5-х классов (n = 25) МОУ СОШ № 3 г. Чайковского, занимающиеся физическими упражнениями на основе разработанной нами учебной программы, контрольную группу (КГ) - учащиеся МОУ СОШ № 11 г. Чайковского такого же возраста (n = 25). Они занимались в рамках традиционного физического воспитания и посещали школьные секционные занятия по видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, легкая атлетика, лыжные гонки) 2 раза в неделю (продолжительность одного занятия - 1,5 ч). Сравнительная характеристика педагогических условий физического воспитания учащихся КГ и ЭГ представлена в табл. 1.

Основные результаты исследования и их обсуждение. Спортивно ориентированное физическое воспитание предполагает 3-кратное увеличение нагрузки на организм учащихся (3 занятия в неделю по 2 академических часа). Данная нагрузка становится дополнительным стрессовым фактором для организма детей. Н. И. Шлык (1992) показала, что необходим индивидуальный подход к подбору физических нагрузок для детей дошкольного возраста с различным типом вегетативной регуляции. По мнению многих авторов, занятия физкультурой оказывают общее благотворное влияние на здоровье ребенка. Однако, по мнению Р. М. Баевского и А. П. Берсеневой (1997), гипотеза об "абсолютном" положительном воздействии физкультуры требует всестороннего подтверждения. Н. И. Шлык, Е. Н. Сапожникова, Т. В. Красноперова предлагают четыре варианта реакции регуляторных механизмов, на основе показателей математического анализа ритма сердца при ортостазе.

I вариант (автономно-центральный) характеризуется одновременным повышением активности механизмов автономной и центральной регуляции сердечного ритма. При этом показатели индекса напряжения (ИН) и мощности медленных волн 2-го порядка (МВ-2) возрастают, а значения среднего квадратического отклонения (СКО) снижаются.

Для II варианта (автономного) характерно повышение активности автономного контура при снижении активности центрального (увеличивается ИН и снижается МВ-2).

Особенность III варианта (центрального) заключается

в том, что в ответ на смену положения тела происходит повышение активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и снижение симпатического, что ведет к снижению автономной регуляции при резком повышении центральной реакции сердечного ритма (ИН снижается, а МВ-2 растет).

В IV варианте (тормозном) в ответ на ортостатическое тестирование одновременно снижают свою активность оба контура регуляции (и автономный, и центральный), при этом ИН и МВ-2 уменьшаются.

Данные исследований вариантов реакции на ортостатическое тестирование представлены в табл. 2.

Анализ полученных данных показал, что в начале учебного года 24 % (6 человек) детей на смену положения тела реагировали усилением активности центрального отдела регуляции. У них повышаются значения МВ-2 при снижении ИН. У 52 % (13 человек) детей при ортостазе одновременно активизировались автономные и центральные механизмы управления сердечным ритмом (рост значений ИН и МВ-2). 12 % (3 человека) испытуемых адаптировались к гравитационной нагрузке (ортостазу) усилением активности автономного контура управления сердечным ритмом (стабильное значение ИН и снижение МВ-2), и также у 12 % (3 человека) в ответ на минимальную нагрузку - ортостаз - активность, наоборот, снижалась (тормозной вариант).

Организм детей, относящихся к первой группе, с трудом приспосабливается к предлагаемым нагрузкам. Незнание этого может привести к перетренировке и перенапряжению. Двигательную активность детей, отнесенных к этой группе, на начальном этапе необходимо снижать и в дальнейшем, при стабилизации деятельности систем, отвечающих за приспособление, повышать ее.

Резерв детей, отнесенных ко второй и четвертой группам, находится на грани исчерпания. В таких случаях даже небольшая добавочная нагрузка включает центральные линии управления. Ребенок быстро устает и находится в предпатологическом состоянии. Такие дети должны заниматься в специальной группе, для них более целесообразна адаптивная физическая культура.

Детям третьей группы нужно предлагать нагрузки тренирующего характера, так как у них выше адаптационные возможности и функциональные резервы механизмов вегетативной регуляции системы кровообращения.

В течение 2004/2005 учебного года как в ЭГ, так и в КГ произошли положительные изменения в физической подготовленности.

Результаты математической обработки данных показали, что динамика физических кондиций в обеих группах по всем показателям достоверна (табл. 3).

Для сравнения эффективности традиционной системы физического воспитания и занятий по предложенной программе мы изучили достоверность разницы динамики уровня физической подготовленности детей ЭГ и КГ (табл. 4). Учащиеся КГ кроме двухразовых учебных занятий в неделю по физической культуре посещали тренировочные занятия по видам спорта (волейбол, баскетбол, легкая атлетика, лыжные гонки, футбол), которые проводились на базе школы. Таким образом, суммарный объем физкультурных занятий в неделю как в КГ, так и в ЭГ составил 6 ч.

Результаты контрольных испытаний в сгибании и разгибании рук в упоре лежа, определяющие силовую выносливость, свидетельствуют о том, что осуществление учебного процесса по экспериментальной программе обеспечило улучшение результатов на 23,5 %, что говоритт о широкой возможности тренировки силовой выносливости мышц - разгибателей рук. Средний прирост показателей ЭГ достоверно превышает таковой КГ по данному показателю в 2,4 раза.

Для оценки силовой выносливости брюшного пресса учащихся обеих групп мы использовали тест "Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 с". Общий прирост у учащихся ЭГ составляет 19,9 %, КГ - 16 %. Достоверного различия средних арифметических значений прироста в обеих группах не выявлено, хотя общее увеличение этого показателя достаточно весомо.

Прыжок в длину с места требует определенного развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей учащегося. Результаты этого теста свидетельствуют, что значительный прогресс произошел в ЭГ: показатель увеличился со 164 до 175 см (10,6 %). В КГ улучшение составило всего 6,1 %. Статистический анализ результатов измерений позволил установить закономерный характер причин, вызвавших разницу в приросте скоростно-силовых качеств и координационных способностей учащихся обеих групп.

Оценивая результаты статической силовой выносливости (тест "Вис на перекладине согнув руки"), можно с уверенностью говорить об эффективности деятельности по экспериментальной учебной программе: в ЭГ наблюдается улучшение на 9,04 с (29 %). Прирост у учащихся КГ меньше почти в 2 раза - 4,8 с (17,6 %). Различие средних арифметических значений прироста силовой выносливости за 2004/2005 учебный год в обеих группах достоверно.

Гибкость, определяемая по наклону туловища из положения сидя, в ЭГ возросла на 26,3 %, а в КГ на 23,5 %. Таким образом, наблюдается существенный прирост физической подготовленности по данному показателю в обеих группах. Сравнительный анализ не выявил достоверных различий в приросте уровня гибкости учащихся ЭГ и школьников, занимающихся физическими упражнениями в рамках традиционной системы физического воспитания.

Результаты в беге на 1000 м в большей мере зависят от функциональных способностей, а также данных физического развития (особенно массы тела). К концу учебного года наблюдается повышение уровня скоростной выносливости у учащихся ЭГ и КГ на 6,47 и 6,5 % соответственно. Использованный нами метод статистических сравнений позволил установить, что наблюдаемое различие в приросте этой характеристики физической подготовленности в пользу КГ недостоверно.

Анализируя полученные данные, можно утверждать, что занятия по предложенной программе оказались более эффективными, чем по традиционной программе физического воспитания. Это наглядно видно при сравнении динамики физической подготовленности ЭГ и КГ.

Больший прирост физических кондиций в ЭГ по пяти показателям находит свою интерпретацию в том, что экспериментальная программа была сформирована на основе принципов спортизации, т. е. все три занятия в неделю по 1,5 ч проводил учитель-тренер по дзюдо. В противовес этому в КГ два занятия в неделю по 40 мин проводил учитель физической культуры и два занятия по

1,5 ч - тренер по виду спорта (учитель физкультуры и тренер - это два разных человека).

В беге на 1000 м прирост в ЭГ уступает приросту в КГ. На наш взгляд, это вызвано тем, что 28 % (7 человек из 28) детей КГ посещали секции по лыжным гонкам и легкой атлетике - это виды спорта, спортивный результат в которых очень тесно коррелирует с результатами данного теста, однако разница приростов выносливости ЭГ и КГ в этом тесте недостоверна.

Средства дзюдо в условиях спортизированной формы организации физического воспитания в общеобразовательной школе дают наибольший эффект в сочетании с разносторонней физической подготовкой и моторным обучением школьников широкому арсеналу двигательных действий при параллельном освоении ими учебного материала традиционных программ физического воспитания учащихся общеобразовательной школы.

Разносторонней физической подготовленности детей и подростков можно добиться благодаря правильно спланированной системе тренировочных занятий, обеспечивающих соразмерное повышение уровня развития физических качеств и функционального состояния. Достижение занимающимися необходимой общей и специальной физической подготовленности возможно лишь в случае целенаправленного сочетания различных упражнений в годичном цикле учебно-тренировочных занятий, в связи с тем что различные тренировочные средства могут оказывать друг на друга как положительное, так и отрицательное воздействие.

Оценивая в целом рост физической подготовленности юных дзюдоистов, можно сказать, что он обусловлен комплексным влиянием морфологических, педагогических, психологических факторов. Одними из определяющих факторов являются направленность тренировочных воздействий, рациональное использование средств физической подготовки, роль которых как важной базы для дальнейшего освоения ценностей физической культуры и спорта с ростом спортивного мастерства повышается.

Одной из задач нашего исследования было изучение с позиции медицины эффективности процесса реализации содержания разработанной учебной программы "Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся 5-8-х классов на основе дзюдо". Для этого были изучены медицинские карты детей ЭГ и КГ за период проведения эксперимента, учтено количество дней, пропущенных по болезни.

Известно, что частота заболеваемости снижает общий уровень развития ребенка, приводит к недостаточному развитию тех или иных функций и систем организма.

Основными критериями, оценивающими оздоровительную эффективность нашей экспериментальной программы, являлись частота заболеваний в течение учебного года и число дней, пропущенных по болезни.

Данные, приведенные в табл. 5, показывают, что до педагогического эксперимента между подростками КГ и ЭГ не было статистически достоверных различий в частоте и продолжительности заболеваний в течение года. Результаты, полученные после педагогического эксперимента, свидетельствуют, что у детей, занимающихся по инновационной учебной программе, произошло значительное снижение частоты (33 %) и продолжительности (27 %) заболеваний.

Таблица 1. Сравнительная характеристика педагогических условий физического воспитания учащихся контрольной и экспериментальной групп

Педагогические условия

физического воспитания учащихся КГ

Источник: lib.sportedu.ru