Ответы к экзаменам и зачётам

Ответы к экзамену по дошкольной педагогике - Сущность воспитания

Страница 25 из 28

Сущность воспитания. Основное содержание и цели воспитания.

Процесс воспитания является одним из главных компонентов педагогического процесса (развитие, воспитание, обучение, образование).

Воспитание – это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование личности, нужной и полезной обществу.

Это целенаправленный процесс, длительный, с отсроченным, неоднозначным результатом. Процесс воспитания диалектичен, имеет комплексный характер, ибо формирование качеств личности происходит не поочередно, а в комплексе.

Содержание воспитания – этот система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек   поведения.

Главная цель воспитания – формирование всесторонне и гармонически развитой личности на основе идей:

1) опора на способности и дарования через освоение базовых основ культуры;

2) поиск нравственных образов, выработка собственных ценностей, норм и законов жизни;

3) жизненное самоопределение, гармония человека с самим собой;

4) личностная направленность, означающая движение от ближайших интересов к развитию высоких духовных потребностей;

5) принудительный воспитательный процесс ведет к деградации нравственности;

6) коллектив не дисциплинарное средство, способное лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.

Основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс, является образовательное учреждение.   В целостном педагогическом процессе слиты   умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание.

Реализм целей воспитания направлен на формирование конкретных качеств личности, таких как:

- человек-гражданин (Имеет чувство долга перед страной, обществом, родителями. Развито чувство национальной гордости, патриотизма, интернационализма);

- человек-работник (Дисциплинирован и ответственен, работоспособен и организован, имеет специальные знания, умеет трудиться сообща, уважает людей труда);

- человек-семьянин (Трудолюбив, ответственен, тактичен, вежлив, уважает родителей, культурен в общении).

Личность как субъект деятельности демонстрирует готовность принимать на себя ответственность за других и за будущее общества; поступать гуманно, независимо от частных ситуаций и обстоятельств, складывающихся в жизни; преобразовывать себя, вырабатывая гуманистическую стратегию.

Методы воспитания, их классификация.

Методы воспитания – это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность.

Отдельное воздействие, часть метода – прием. Оптимальный метод   - наилучший, который позволяет быстро и малыми средствами достигнуть цели воспитания.

На выбор метода влияют цели, содержание воспитания, возрастные (индивидуальные и личностные) особенности воспитанников, условия, время, средства воспитания, уровень педагогической квалификации воспитателя, уровень сформированности коллектива.

Существует много классификаций методов. Традиционной принимается классификация Г.И. Щукиной. Она выделяет 3 группы методов:

1) формирования сознания   через убеждения использует: назидательные истории, притчи, басни, рассказ на этические темы, объяснение, лекции, внушения, инструктаж, диспут, пример и др.

2) организации деятельности (метод упражнения. тренинг, игра с этико-психологическими правилами и др.).

3) стимулирования поведения и деятельности (метод педагогической оценки ) – поощрения (одобрения, благодарность, награждение, похвала и др.), наказания, соревнования.

Другие классификации методов воспитания:

- по характеру. убеждение, упражнение, поощрение, наказание ( Болдырев, Гончаров, Королев);

- по характеру: убеждение, организация деятельности, стимулирование ( Ильина. Огородников );

Марьенко. приучения и упражнения, стимулирования и торможения, руководства, самовоспитания.

Общие закономерности и принципы воспитания.

Закономерности:

1. Эффективность воспитания зависит от сложившихся воспитательных отношений. Если хочешь хорошо воспитывать, добивайся расположения воспитанника.

2. Цель и организация воспитания должны соответствовать друг другу. Чем лучше формы. методы и средства соответствуют цели, тем выше эффективность воспитательных воздействий.

3. Характер воспитательного влияния должен соответствовать социальной практике. Несоответствие воспитания жизни   - большая проблема.

4. На эффективность воспитания влияет совокупность объективных и субъективных факторов (материально-технический, санитарно-гигиенический, психологический климат).

5. Воспитание тем успешнее, чем более ученик сам стремится совершенствоваться.

6. В педагогическом воздействии должны быть активны все его участники.

7. Эффективность воспитания зависит от эффективности процессов обучения и развития.

8. Ученик как объект воспитания становится субъектом, если он взаимодействует с воспитателем сознательно.

9. Интенсивность воздействия на систему мотивов, потребностей, эмоций вызывает активность ребенка. Цели воспитания становятся его мотивом.

10. Воздействие должно сочетаться с уровнем развития вербальных (через слово) и сенсомоторных (чувственных) процессов. Иначе ребенок не сможет выполнить трудовые операции.

11. Взаимоотношения между воспитанниками влияет на становление личности (с кем поведешься, от того и наберешься).

Закономерности реализуются с системой принципов воспитания.

1) принцип общественной направленности предполагает соответствие характера и содержания воспитания социальным потребностям, интересам страны и народы, гуманистическим нормам, социокультурным, национальным традициям и нормам;

2) принцип связи педагогического процесса с жизнью   и производственной практикой предполагает соответствие воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике. культуре и общественной жизни страны и за ее пределами;

3) принцип опоры на положительное в человеке. на сильные стороны его личности ориентирует на добро, истину, прекрасное в человеке, обществе, труде, познании;

4) принцип гуманизации воспитания предполагает гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав   свобод, в том числе права быть самим собой. Воспитание гуманности осуществляется при включении ребенка в сопереживание, соучастие, заботу о других, оказание помощи и поддержки, защиты младшего, слабого;

5) принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению, независимо от его индивидуальных особенностей. Человек – самостоятельная ценность для педагогов и учащихся, а не средство для достижения своих целей. В процесс его личного опыта надо адекватно включать чувства, переживания, эмоции, соответствующие им действия и поступки;

6) принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций обуславливает согласованность педагогического влияния объективных и субъективных факторов. Это руководство к творческой практической деятельности учителя и учащихся, которые   обеспечивают динамику развития и совершенствования воспитания.

Источник: otveti-examen.ru