Физкультурная сказка для аксайских малышей

«Малыши в детском саду не должны ходить строем и бить в бубен. Для того, чтобы дети были здоровы и гармонично развивались, педагоги должны заниматься с ними, учитывая законы природы», – уверен кандидат педагогических наук, автор инновационной методики «Театр физического воспитания и оздоровления детей в норме и при патологии» Н.Н. Ефименко. С 3 по 9 сентября на базе детского сада № 3 г. Аксая «Солнышко» педагог-новатор провел обучающий семинар для аксайских педагогов.

От блинчика до пылесоса

Помимо теоретической части, из которой воспитатели и методисты узнавали об авторской системе Н.Н. Ефименко и методах работы по ней, Николай Николаевич провел мастер-класс на примере двух групп детского сада «Солнышко»: старшей и ясельной.

В течение недели Н.Н. Ефименко проводил физкультурные занятия в этих группах, наглядно доказывая главный принцип своей методики естественного гармоничного развития детей.

Мне, как журналисту «Победы», удалось побывать на одном из этих занятий. День был теплый и солнечный, и зарядка в старшей группе проходила на свежем воздухе, тем более, что в детском саду «Солнышко» есть удобная спортивная площадка с искусственным травяным покрытием. Малыши уселись на траве в круг, и началось веселое представление. Вся гимнастика проходила в игровой форме, и в центре этой игры был педагог. Каждое упражнение обыгрывалось.

Например, перекатываясь на животе из стороны в сторону, дети «жарили блинчики», при этом старательно пыхтели, «подрумяниваясь на скороводке», а потом весело обсуждали, у кого вкуснее и с какой начинкой получились блинчики. После выполнения упражнения «избушка на курьих ножках» детвора начала просить: «Давайте в избушку постучим!» – «Лучше не надо!» – как будто испуганно говорит педагог. – Вдруг Баба Яга нас в лягушек превратит? Как вас тогда родители узнают?»– «Меня узнают! – кричит бойкая девчушка Алиса. – Я самая балованная!»

Видно, что ребята абсолютно раскованы, болтают, смеются, педагога, которого они зовут НикНик, совершенно не стесняются.

«Я не требую абсолютной дисциплины, – поясняет Н.Н. Ефименко. – Не надо детей заставлять. Задача педагога – так увлечь детей, чтобы им самим было интересно делать упражнения».

А тем временем наступает самое любимое упражнение детворы: «жадный пылесос». По сути, это игра в догонялки, где ведущий– сам Ник-Ник. В любой момент дети могут «нажать на кнопку» и «выключить пылесос». Вероятно, чтобы малыши не пугались догоняющего. Детвора с веселым визгом бегает от «пылесоса», а потом просит: «Ну еще чуть-чуть!». Но педагог спокойно, продолжая играть, завершает занятие.

Кандидат премии Сороса – Николай Николаевич Ефименко – уникальный педагог, ученый. Автор множества книг, методических пособий и статей, он в течение 20 лет разрабатывал уникальную педагогическую систему «Театр физического воспитания и оздоровления детей в норме и при патологии», которая сегодня внедряется во многих образовательных учреждениях как России, так и Украины, – рассказывает специалист по дошкольному образованию Управления образования Администрации Аксайского района К.Н. Коваленко. – В 1991 году авторская система Николая Николаевича была удостоена золотой медали ВДНХ СССР, а также гранта на конкурсе инноваций, проводимом международным Фондом Сороса.

Мы работаем с Н.Н. Ефименко с 2008 года, после того, как педагоги Аксайского района познакомились с его системой на Всероссийском семинаре. С тех пор Николай Николаевич приезжает в район один-два раза в год, проводит семинары и мастер-классы для педагогов дошкольного образования. Его система интересна тем, что она позволяет не только эффективно укреплять здоровье и развивать малышей, но и проводить коррекцию нарушений у детей, имеющих проблемы со здоровьем.

А это сегодня очень актуально. К сожалению, с каждым годом при наборе мальчиков и девочек в дошкольные образовательные учреждения мы видим, что только у 50 процентов малышей первая группа здоровья, у остальных есть хронические заболевания. Поэтому для нас очень важно искать новые приемы и методы физического воспитания и оздоровления дошкольников. Сегодня многие детские сады района уже взяли на вооружение систему Ефименко: кто-то частично, кто-то – как основу направления физического развития дошкольников.

Игристая педагогика

– Моя система направлена на естественное развитие ребенка, следование законам природы, – рассказывает Н.Н. Ефименко. – Поэтому, если в традиционной педагогике упражнения идут по вертикали: дети прошли строем, встали в круг и делают упражнения стоя, и только потом – несколько упражнений лежа, то по моей методике гимнастика начинается из горизонтального положения. В основе – восемь золотых форм двигательного развития ребенка: от стоя к лежа, от низкой позы к высокой, от темечка к пяткам и так далее. Потому что так задумано природой. Младенец сначала лежит, потом переворачивается с боку на бок, потом встает на четвереньки, и только потом – на ноги.

То есть нагрузка возрастает постепенно. Вот и сегодня, если вы обратили внимание, мы начали с легкой позы: «ванька-встанька» (перекатывание на спине), постепенно через ряд упражнений перешли к позе на четвереньках – «свинья-копилка», потом пошли – «испорченный робот», и в конце побежали – «жадный пылесос». По этому же принципу строится утренняя гимнастика, зарядка-пробуждение после тихого часа: постепенное нарастание нагрузки, движение от горизонтали к вертикали.

Но главное – все занятия должны проходить в игровой форме,– подчеркивает Николай Николаевич. – Моя методика – тотальный игровой метод, физкультурная сказка. Каждое занятие – это целый спектакль, где главное действующее лицо – педагог. Поэтому моя методика и называется «Театр физического воспитания и оздоровления детей».

Для того, чтобы развитие ребенка было естественным и гармоничным, мы должны не заставлять делать упражнения, а вовлекать его в игру. Настоящий педагог будет играть с детьми постоянно, от первой до последней минуты в детском саду. Современная педагогика должна трансформироваться из формальной в игровую, а в идеале – «игристую» педагогику. Таких «игристых» педагогов мы и должны готовить.

Малыши будут здоровы

– Наш детский сад является одной из 33-х областных базовых площадок института повышения квалификации и переподготовки кадров Ростовской области. Тема площадки: «Инновационные механизмы обеспечения качественного, доступного дошкольного образования в образовательных системах», – рассказывает заведующая ДОУ № 3 «Солнышко» О.В. Белоконь. – Поэтому мы заинтересованы в изучении инновационных методик, в первую очередь – по физическому оздоровлению дошкольников.

Система Н.Н. Ефименко очень интересна прежде всего потому, что направлена на разные аспекты развития дошкольников, она включает профилактику ОРЗ и заболеваний, связанных с позвоночником, учит воспитателей «сканировать ребенка» и вовремя заметить проблемы. Важно, что Николай Николаевич показал нам на конкретных примерах наглядно, как нужно работать по его системе. В семинаре приняли участие 15 педагогов нашего детского сада. Мы многому научились и будем использовать методику Н.Н. Ефименко в работе по оздоровлению и физическому развитию детей.

Источник: www.pobeda-aksay.ru