Цель и задачи физического воспитания студентов в программно-нормативных документах Украины

Аннотация: Приведен обзор целей физического воспитания студентов в программно-нормативных документах Украины. Изложены общепринятые в мировой практике менеджмента требования к целям физического воспитания студентов. Произведен анализ соответствия приведенных формулировок этим требованиям. Определена преимущественная направленность цели и задач физического воспитания студентов. Обусловлены трудности в определении четких критериев эффективности системы физического воспитания студентов, их количественном измерении, подборе средств и методов.

Ключевые слова: нормативы, физическое воспитание, студент, менеджмент.

Введение.

Сложные макропроцессы, которые происходят в Украине, ее интеграция в международное образовательное пространство отразились на национальной системе образования и, в частности, на системе физического воспитания. Так, за период независимости Украины (с 1991 года), был принят целый ряд важных нормативных документов и программ в области физического воспитания. В частности Государственная программа развития физической культуры и спорта на 2007-2011 года, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Украины (2006г. № 1594), отмечает, что следует более активно пропагандировать в стране здоровый образ жизни и усилить роль в этом процессе физической культуры и спорта [6].

Актуализация этой задачи обусловлена отрицательными проявлениями, которые характеризуют состояние здоровья населения Украины, студенческой молодежи, низкий удельный вес физической культуры и спорта в практическом утверждении среди молодежи здорового образа жизни, укреплении психофизических возможностей студентов, о чем свидетельствуют многочисленные научные исследования [12, 14, 17].

Проблема дефицита двигательной активности и прогрессирующее ухудшение состояния здоровья студенческой молодежи, по данным, опубликованными в специальной литературе, является одной из актуальных проблем здравоохранения и физического воспитания в Украине [20, 21]. Состояние здоровья и его зависимость от уровня двигательной активности - важный аспект общей проблемы гипокинезии в период обучения в высшем учебном заведении, связанный со значительными изменениями в образе жизни: психоэмоциональными перегрузками, нерегулярным и несбалансированным питаниям, необходимостью работать в вечернее время, новыми межличностными отношениями с ровесниками и т.п. [4, 5, 12].

Основным системообразующим фактором в физкультурном воспитании является цель. Формируясь соответственно требованиям общества, она представляет собой модель будущего результата и, как закон, определяет способ и характер действий человека [11].

Проблематика работы соответствует теме 3.2.8 «Теоретико-методические основы формирования здорового образа жизни школьников и молодежи» номер госрегистрации 0109U004237 и теме 3.2.2 «Теоретико-методические основы формирования системы оздоровительного фитнеса» Сведенного плана НИР в сфере физической культуры и спорта на 2006-2010 год.

Цель, задача работы, материал и методы.

Основная задача исследования - проанализировать формулировки цели и задач физического воспитания студентов в программно-нормативных документах Украины с целью определения его преимущественной направленности.

Для решения поставленной задачи использовался теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, документальных материалов и других источников.

Результаты исследования.

В общем виде цель - предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить [18], идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности [1]. Цель — отвечает на вопрос «Чего нужно достигнуть?», а задача — на вопрос «Какими действиями этого можно достигнуть?» [2].

В концепции «управление по целям» (англ. objective management) для достижения эффективности при постановке цель проверяется по критериям акронима SMART:

Specific — четкая, определенная. Цель «немедленно нажимать кнопку» не является четкой, альтернативой будет «нажимать на кнопку в течение 1 секунды».

Measurable — измеримая. Цель должна подразумевать, либо оговаривать возможность измерения/ проверки результата.

Achievable — достижимая. Цель должна быть выполнимой для конкретного исполнителя.

Relevant — соответствующая контексту. Достижение цели должно быть обеспечено ресурсами.

Time-bounded — ограниченная во времени. Нет времени — нет цели (есть мечты).

A и R имеют другие варианты расшифровки:

A: Agreed, Attainable, Assignable, Appropriate (соответствующий), Actionable

R: Realistic (реальная), Results, Results-focused/Results-oriented (сосредоточенный/направленный на результат), Resourced, но в принципе они соответствуют возможностям исполнителя и обеспеченности ресурсами.

Концепция управления по целям впервые упомянута ее автором Питером Друкером почти 50 лет назад книге "The Practice of Management" [16]. В этой книге описываются общие принципы управления по целям и методика определения целей. Идеи определения целей подхватили консультанты и придумали специальный термин - СМАРТ для напоминания менеджерам о критериях, которые должны быть у каждой цели, тогда они могут считаться "умными». В книге Друкера термина этого еще не было. Управление по целям - это единый стандарт управления, где деятельность оценивается не по процессу, а по результату -достижению поставленных целей.

Согласно Национальной доктрине развития физической культуры и спорта [13] цель развития физической культуры - создание условий для обеспечения оптимальной двигательной активности каждого человека в течение всей жизни, достижение им достаточного уровня физической и функциональной подготовленности, содействие социальному, биологическому и психическому благополучию, улучшению состояния здоровья, профилактике заболеваний и физической реабилитации.

В статье 26, принятого в 2009 году Закона Украины "О физической культуре и спорте", указано: «Физическая культура в сфере образования имеет целью обеспечить развитие физического здоровья учеников и студентов, комплексный подход к формированию умственных и физических способностей личности, усовершенствование физической и психологической подготовки к активной жизни, профессиональной деятельности на принципах индивидуального подхода, приоритета оздоровительной направленности, широкого использования разнообразных средств и форм физического воспитания и массового спорта, непрерывности этого процесса на протяжении всей жизни» [9].

В Государственных требованиях к системе физического воспитания детей, ученической и студенческой молодежи [8] отмечается: «Стратегическими целями физического воспитания детей и молодежи является формирование у них физического, морального и психического здоровья, осознанной потребности в физическом усовершенствовании, развития интереса и навыков к самостоятельным занятиям физкультурой и спортом, обретение знаний и умений здорового образа жизни».

«Государственные требования к учебным программам по физическому воспитанию в системе образования» [7] определяют следующие задачи физического воспитания студенческой молодежи:

  • формировать потребность в здоровом образе жизни, физическом и психическом самосовершенствовании;
  • овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личной физической культуры;
  • укрепить физическое и психическое здоровья;
  • обеспечить физическую готовность к жизнедеятельности и высокой продуктивной работе.

Там же сформулированные требования к личной физической культуре, теоретической, методической и практической подготовке по физическому воспитанию:

  • овладеть культурой здорового образа жизни, теорией и методикой рационализации и гуманизации трудовой деятельности средствами физической культуры, послерабочего восстановления, оздоровительной и спортивной тренировки, профессионально-прикладной подготовки, закаливания, личной гигиены, психогигиены, рационального питания, самоконтроля за состоянием здоровья;
  • регулярно целеустремленно заниматься рекомендованными формами рациональной физкультурной деятельности в объеме до 8-10 часов на неделю;
  • выполнить государственные нормативы высших учебных заведений, которые характеризуют состояние здоровья, общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность;
  • проплывать 50-100 м.

Наиболее развернутая формулировка цели и задач физического воспитания студентов содержится в Учебной программе для высших учебных заведений Украины III - IV уровней аккредитации [19]: «цель дисциплины "Физическое воспитание" в высшем учебном заведении - последовательное формирование физической культуры личности специалиста соответствующего уровня образования ("бакалавр", "специалист", "магистр")».

Научные взгляды на физическую культуру личности В.К. Бальсевича, М.Я. Виленского, Л.И. Лубышевой, Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова, В.И. Столярова и других авторов позволяют конкретизировать дефиницию и структуру физической культуры личности как ведущей целеполагающей установки в системе физического воспитания. В качестве отправной платформы понимания природной и социальной детерминации физической культуры личности принимаются общепедагогические и психологические подходы, связанные с ними вопросы социализации личности, движущие силы ее развития, творчества и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.П. Беспалько, Б.Т. Лихачев, В.С. Леднев, А.Н. Леонтьев, Б.В. Ломов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков).

Исходя из этого М.Я. Виленский и Г.М. Соловьев [3] предлагают следующее определение понятия «физическая культура личности»: это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье.

Авторами [3] разработана структура физической культуры личности, включающая пять основных составляющих, 27 компонентов и 46 признаков качеств этих компонентов (Табл. 1).

Таблица 1. Физическая культура личности (без учета взаимосвязей и пересечения компонентов) [3].

Источник: bmsi.ru