Педагогические науки

В статье рассматриваются вопросы психологического сопровождения физического воспитания и возможных вариантов повышения его положительного результата, который определяется традиционными и инновационными технологиями физического воспитания.

Похожие материалы

Изначально вопросы психологического сопровождения разрабатывались для возможности подготовки спортсменов различной квалификации, а проблемы психологического сопровождения процесса физического воспитания в системе образования привлекли внимание исследователей не так давно. Необходимость обращения к психологическому сопровождению была обусловлена следующими обстоятельствами [1]:

  1. за годы обучения у большинства учащихся показатели здоровья ухудшаются, отклонений становится больше, в том числе и в психическом здоровье;
  2. прогресс в информационных технологиях привел к образованию киберспорта, который основывается на управлении движениями и действиями человека в виртуальном мире, а при этом из практики физического воспитания практически пропадает фактор физической нагрузки, направленный на выполнение традиционных физических упражнениях.

В.А. Родионов [3] подчёркивает необходимость актуализации формирования психологии здоровья как средства профилактики физического здоровья учащихся в работе педагогов. Отсюда вытекает актуальность поиска и разработки методов психологического сопровождения физического воспитания.

Основной целью процесса физического воспитания является формирование физической культуры каждого учащегося, которая представлена в образовательных стандартах для учебных организаций [2]. Процесс воспитания включен в процесс физкультурного образования, которое определяется как системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение необходимого в жизни фонда двигательных навыков. Оно упорядочено, выстроено в определённой последовательности в зависимости от возрастных и физических возможностей человека, направлено на приобретение культуры здоровья [2]. Под культурой здоровья понимается следующее: формирование представлений человека о средствах и методах сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья для формирования себя как гармонично развитой личности.

В соответствии с определениями, данными выше, можно сформулировать подцели физического воспитания на разных этапах. Например, целью физического воспитания у детей дошкольного возраста является:

  • формирование жизненно важных двигательных действий в рамках культуры двигательных действий;
  • формирование представлений об основах здорового образа жизни и правильной осанке в рамках культуры здоровья;
  • осуществление двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью для подготовки детей к обучению в школе в рамках культуры телосложения.

То есть подцели формируются исходя из возрастных особенностей и потребностей жизнедеятельности человека. Подцели помогают выявить направленность процесса физического воспитания в сторону самосовершенствования человека, а для этого требуются соответствующие методы, позволяющие достигнуть поставленных целей. Эти методы соответствуют современным технологиям образования. В физическом воспитании наиболее востребованными являются педагогические, игровые и информационные технологии. Их состав отражает специфику процесса физического воспитания и позволяет наиболее полно воздействовать как на физическое тело человека, так и на его духовное развитие.

Не принижая достоинств традиционных средств физического воспитания, рассмотрим инновации, которые помогают формировать у человека культуру здоровья для самосовершенствования и саморазвития.

В информационно-образовательном пространстве все чаще стали получать распространение универсальные технологии, которые могут оказывать влияние на состояние человека независимо от его желания. Они используются для коррекции состояния здоровья в различных жизненных ситуациях, включая и экстремальные. К таким технологиям относится использование идео-рефлекторных приёмов, разработанных в рамках метода «Ключ». Эта технология даёт возможность регулировать психоэмоциональное состояние человека в различных ситуациях, связанных с проявлением стресса. Выполнение идео-рефлекторных движений гармонизирует состояние человека, приводя в соответствие физиологическое состояние органов и систем тела человека и состояние его психики. В то же время эта технология позволяет активизировать и творческие способности человека, которые связаны с его духовным развитием. Эта технология может использоваться как средство создания представлений о правильной технике выполнения физических упражнений и как средство формирования культуры двигательных действий.

Так же набирает обороты технология скрининга состояния здоровья при помощи метода Медискрин, основанного на автоматизированном измерении электропроводности в биоактивных точках тела человека. В частности, эта технология может послужить средством педагогического контроля физического состояния, дающего полную информацию в режиме реального времени о состоянии органов и систем тела человека. Она предусматривает расчёт ряда коэффициентов, которые характеризуют возможности адаптации организма к воздействию внешних и внутренних факторов. Использование этой технологии позволяет человеку иметь постоянную информацию о состоянии своего здоровья и менять направленность занятий физическими упражнениями в зависимости от этого состояния.

На данный период времени актуальны информационные технологии. Они позволяют работать уже в виртуальном пространстве, облегчают обмен актуальной информацией между участниками образовательного и воспитательного процесса.

Всё это заставляет по-новому взглянуть на психологическое сопровождение процесса физического воспитания.

Нельзя забывать про традиционные средства, методы и методики физического воспитания, но для лучшего результата их следует усиливать, сочетать с современными технологиями, которые позволяют адаптировать процесс физического воспитания под актуальные требования и улучшить состояние всех видов здоровья.

Список литературы

  1. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд. испр. И доп. – СПб. Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. – 486 с.
  2. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта / Пуни А.Ц.- М. ФиС, 1959. - 308 с.
  3. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. – М. Академический проект; Фонд «Мир», 2004. – С.5.

Источник: novainfo.ru