Актуальность.

Исследования М.В. Артюхова, В.А. Ермакова, Е.А. Коротковой, И.М. Осмоловской, И.С. Якиманской [1, 3 - 6] свидетельствуют о том, что дифференциация и индивидуализация образования создают наиболее благоприятные условия для формирования творческой, самостоятельной, социально активной личности. Однако методология, теория, методика, нормативы физкультурно-спортивных занятий в вузе, особенно с дифференцированным учетом различных групп студентов, отличающихся полом, паспортным возрастом, опытом предшествующей деятельности, состоянием здоровья и другими факторами, разработаны еще недостаточно.

В настоящее время приходится констатировать наличие противоречий между неуклонно растущими требованиями общества к личности и недостаточным уровнем развития ее общей культуры; необходимостью осуществления индивидуального и дифференцированного подходов в физическом воспитании для реализации принципа гуманизации образования и отсутствием научно разработанных педагогических условий дифференцированного подхода на основе субъектного опыта студентов.

Цель исследования - выявить, при каких педагогических условиях обеспечивается эффективная реализация дифференцированного подхода в физическом воспитании на основе субъектного опыта студентов.

Содержание исследования. Образование в вузе ориентировано на формирование и воспитание студента как субъекта собственной физической культуры [2]. Интеграция субъектного опыта студента в учебно-познавательной деятельности позволяет ему найти в учебной дисциплине то содержание, которое выступает основой его творческого и интеллектуального развития, оказывает формирующее воздействие на целостный субъектный опыт студента.

Реализация дифференцированного подхода предусматривала психолого -педагогическое обеспечение при построении учебного процесса: последовательную психологическую поддержку студента в поэтапном процессе освоения физической культуры; дифференцированную и индивидуальную помощь студентам в самопознании и самоопределении в физкультурно-спортивной деятельности; рефлексию физкультурно -спортивной деятельности; последовательное использование возможностей совместной продуктивной деятельности.

В исследовании выявлены уровни субъектного опыта, в соответствии с которыми осуществлялся подбор форм, методов и средств дифференцированного подхода к студентам в процессе физического воспитания.

Пассивно-негативный уровень. Знания студентов проявляются на уровне знакомства с учебным материалом, потребность в познавательной активности отсутствует. Студенты не признают связи физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной подготовки, поэтому пассивны на занятиях по физическому воспитанию. В мотивационной сфере доминирует негативная или индифферентная установка. Уровень их физических возможностей может быть различным.

Индифферентно-неустойчивый уровень. Знания студентов ограниченны и бессистемны. На занятиях по физическому воспитанию они проявляют эпизодическую активность, так как основной целью ставят укрепление здоровья и физическое развитие. Иногда принимают участие в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности во внеучебное время. Имеют элементарные практические умения и навыки. Уровень здоровья и физической подготовленности может быть различным.

Позитивно-устойчивый уровень. Знания, убеждения, практические умения и навыки позволяют студентам грамотно выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и при консультативной помощи педагогов или самостоятельно. Такие студенты имеют положительно осознанное отношение к физической культуре в целях самосовершенствования и профессиональной деятельности. Познавательная активность проявляется как в сфере спортивных зрелищ, так и в освоении научно-популярной литературы.

Выявление ценностных ориентаций студентов в сфере физической культуры позволило создать оптимальные условия для актуализации, стимуляции и самодвижения студентов к общекультурному, профессиональному и физическому развитию. Исследование индивидуальных и групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры жизнедеятельности и физического воспитания студентов, проводилось по методике изучения ценностных ориентаций. основанной на приеме прямого ранжирования списка ценностей (М. Рокич, 1973).

Самыми важными направлениями методики дифференцированного подхода выступили:

· приоритет образовательного аспекта в содержании учебного материала, заключающегося в углубленном освоении студентами системы знаний, становлении и функционировании профессионального сознания, приобретении умений и навыков физического самосовершенствования и формирования на этой основе мотивационно-ценностного отношения к физкультурно -спортивной деятельности;

· разнообразие средств и организационно -методических форм реализации физкультурно -спортивной деятельности студентов;

· обеспечение отношения доверия и сотрудничества субъектов физического воспитания.

Организационно-методические приемы занятий были направлены на развитие социально, профессионально и личностно значимых мотивов студентов в сфере физической культуры. Дифференцированный подход включал следующий состав средств формирования мотивов: знания (актуализация ценностей физической и профессиональной культуры); деятельность (оценка и подкрепление результатом); обеспечение условий реализации физкультурно-спортивных потребностей; дифференцированный и индивидуальный подходы в коррекции деятельности; отношения сотрудничества и доверия между субъектами образовательного процесса; создание положительного эмоционального фона занятий, поддержка коллективом усилий личности; создание условий для реализации личностных интересов, свободный выбор физкультурно-спортивной деятельности, создание ситуаций проявления волевых усилий.

Учебная деятельность была построена с учетом устранения противоречия между теоретическими знаниями и реальным опытом студентов в физкультурно -спортивной деятельности. Характер и направленность учебного материала по физической культуре согласовывались с реальными знаниями, способностями и возможностями студентов, что способствовало выработке у них собственной точки зрения, открывало возможности управления самовоспитанием. Повышение уровня самосознания и ответственности субъектов

образовательного процесса позволило студентам оценивать свое физическое развитие и физическую подготовленность, контролировать свою деятельность в сфере физической культуры и спорта в соответствии с требованиями, предъявляемыми к будущей профессиональной деятельности.

Эффективная реализация дифференцированного подхода в физическом воспитании студентов на основе субъектного опыта обусловлена комплексом педагогических условий:

· организационно-функциональных, обеспечивающих: выявление уровней субъектного опыта студентов в физкультурно-спортивной деятельности; оказание дифференцированной и индивидуальной помощи студентам в самопознании и самоопределении; рефлексию физкультурно-спортивной деятельности;

· процессуально-содержательных, направленных на: приведение содержания образования в соответствие с уровнями субъектного опыта студентов; достижение личностно значимых результатов физического совершенствования; осуществление индивидуальной формирующей или коррекционно-развивающей педагогической деятельности с учетом субъектного опыта в физкультурно-спортивной деятельности;

· управленческих и итогово-прогностических обуславливающих: программно-методическое обеспечение дифференцированной помощи студентам в овладении ценностями физической культуры; выделение критериев оценки эффективности реализации дифференцированного подхода, определение вектора физического совершенствования студентов с учетом динамики субъективного отношения к физкультурно -спортивной деятельности.

Результаты исследования. Основным критерием проверки эффективности реализации дифференцированного подхода выступила динамика субъективного отношения студентов к физкультурно -спортивной деятельности.

Тестирование студентов, проведенное на завершающем этапе работы, показало, что в экспериментальной группе количество удовлетворенных занятиями по физической культуре увеличилось на 39,7%, а не удовлетворенных - снизилось на 10,7%. В контрольной группе эти показатели не имеют такой выраженности. Шкала "удовлетворен" выросла всего на 3,1% (достоверность различий по критерию c2 (хи-квадрат): р t б,х).

Экспериментальная проверка педагогических условий показала существенные изменения, произошедшие в структуре субъектного опыта студентов экспериментальной группы (см. таблицу). В контрольной группе существенные изменения произошли только в формировании операционального компонента физической культуры.

Рассмотренные показатели нашли отражение в позитивных изменениях мышления, самосознания, отношения, активности, самоопределения студентов в физкультурно-спортивной деятельности.

Результаты исследования дают основание для следующих выводов.

1. Необходимость формирования и воспитания студента как субъекта собственной физической культуры детерминирована неуклонно растущими требованиями общества к уровню развития общей культуры личности будущего специалиста.

2. Субъектный опыт студентов в физкультурно -спортивной деятельности имеет определенные уровни проявления: пассивно-негативный, индифферентно -неустойчивый и позитивно-устойчивый, в соответствии с которыми необходимо осуществлять подбор форм, методов и средств формирования мотивационно -ценностного, операционального и личностно -творческого компонентов физической культуры личности. Эффективность реализации дифференцированного подхода в физическом воспитании студентов на основе субъектного опыта определена следующими факторами: изучением внутренних побудителей деятельности студента; учетом внешних, объективных факторов, воздействующих на проявление физкультурно-спортивной активности субъекта.

3. Эффективная реализация дифференцированного подхода в физическом воспитании студентов на основе субъектного опыта обусловлена комплексом

педагогических условий: организационно -функциональных, процессуально-содержательных, управленческих и итогово-прогностических.

4. Дифференцированный подход предусматривает психолого-педагогическое обеспечение при построении учебного процесса. Методы формирования компонентов субъектного опыта студентов включают:

· в аксиологическом компоненте - обеспечение ситуации воспитания и проявления всех видов потребностей и мотивов в личностном и социальном смысле; освоение субъектом теоретического материала с опорой на его индивидуальные ценностные предпочтения и ориентация практических занятий на логический переход к самостоятельной физкультурно -спортивной деятельности; индивидуальная помощь студентам в самопознании и самоопределении в физкультурно-спортивной деятельности;

· в операциональном компоненте - тесную связь с профилизацией физического воспитания; профессиональную направленность занятий, обогащающую мотивы работы над собой; помощь студентам в формировании прикладных физических качеств, умений и навыков, осуществляющуюся на основе предшествующего опыта субъекта в каждом виде двигательной активности;

· в личностно-творческом компоненте - ориентацию на образовательные потребности личности, создание условий для ее культурного саморазвития, самоопределения, самореализации; ее активное включение в предпочитаемые виды и формы физкультурно-спортивной деятельности, значимой для них, творческой, развивающей их познавательную активность и самостоятельность, способствующих проявлению самоорганизации и самоуправления в ней.

6. Экспериментальная проверка педагогических условий в реалиях образовательного процесса указывает на успешность реализации дифференцированного подхода, так как количество студентов пассивно-негативного уровня снизилось в среднем на 34,0%; а положительно-устойчивого - увеличилось на 20,0%. В контрольной группе эти показатели соответственно равны 7,5 и 6,8%.

Список литературы

1. Артюхов М.В. Дифференцированное обучение в условиях промышленно развитого региона: Канд. дис. Новокузнецк, 1996. - 231 с.

2. Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1999, № 10, с. 2-5.

3. Ермаков В.А. Теория и технология дифференцированного физического воспитания детей и учащейся молодежи: Автореф. докт. дис. М. 1996. - 40 с.

4. Короткова Е.А. Философско-педагогическое обоснование технологии дифференцированного физкультурного образования школьников // Реализация государственных стандартов в подготовке кадров, связанных с физической культурой и спортом: Материалы науч.-метод. конф. - Омск: СибГАФК, 1999. - 220 с.

5. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной школе. - М. изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: изд-во НПО "МОДЭК",1998. - 160 с.

6. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М. Педагогика, 1979. - 144 с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/

Источник: www.vevivi.ru