Основы обучения воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания

Файлы: 1 файл

Особ физвоспитания дет дошк возраста.docx (39.27 Кб)   —   Открыть ,  Скачать

Естественные  силы природы могут использоваться и как самостоятельное  средство. Вода применяется для очищения кожи, механического воздействия

На тело человека. Воздух с лесов, садов, парков, содержащий особые вещества финтоциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм человека. Солнечные лучи способствуют отложению витамина Д под кожей, убивает различные микробы и охраняет человека от заболевания РАХИТ. Для разностороннего влияния на организм следует принимать все естественные силы природы, целесообразно сочетая их.

Физические  упражнения - основное специфическое  средство физического воспитания оказывающего на человека разностороннее воздействие. Они используются для решения  задач физического воспитания: содействуют  осуществлению умственного, трудового, а также являются средством лечения при многих заболеваниях.

Движения, физические упражнения считаются специфическим  средством физического  воспитания. Двигательная активность - биологическая  потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие

Глава 2 Основы обучения, воспитания и развития детей  дошкольного возраста в процессе физического  воспитания.

2.1. Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста

Под физическими  качествами и способностями мы понимаем такие качества и способности, которые  характеризуют его физическое состояние, это - прежде всего состояние его  морфофункционального развития: конституция  его организма и  физиологические  функции последнего. К числу признаков, характеризующих конституцию  организма, относятся, в частности, такие показатели его телосложения, как рост, вес, окружность тела и др. Среди разнообразных  физиологических функций  человеческого  организма особо следует  отметить двигательную функцию, которая характеризуется  способностью человека выполнять определенный круг движений и уровнем развития двигательных (физических) качеств.

Эта тема рассматривается в тесной связи  со следующей, а именно с периодизацией  воспитания физических качеств. Обсуждение имен должно сопровождаться рассматриванием и анализом иллюстрируемого материала (графиков, диаграмм), отражающего особенности развития координационных способностей, умение сохранять устойчивую позу(равновесие),степень развитости общей выносливости, скоростно-силовых качеств у детей разного дошкольного возраста. Обнаружено, что в проявлениях общей выносливости, силы, в сохранении равновесия и некоторых других способностях периоды наиболее интенсивного развития у мальчиков и девочек не совпадает. Это свидетельствует о половых различиях в темпах развития физических качеств.

Нервная система детей дошкольного  возраста отличается большой пластичностью, на основе чего у ребенка легко  образуются новые условные связи. Это  свойство необходимо использовать для  формирования в раннем возрасте различных  двигательных навыков, а также навыков  самообслуживания. Однако организм дошкольника  еще мало сопротивляется неблагоприятным  условиям среды: у детей легко  возникает желудочно-кишечные, простудные и другие заболевания.

Теория  физического воспитания учитывает  психофизиологические особенности  детей дошкольного возраста: возможности  работоспособности организма, возникающие  интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и  логического  мышления, своеобразия преобладающего вида деятельности в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается «переход ребенка к новой высшей ступени его развития».

На протяжении дошкольного детства  осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует  показатели общей физической подготовленности детей. У дошкольников от 5 до 7 лет  становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается  у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у  девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики, возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

Вместе  с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств  по годам не совпадают. Более высокие  увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать это при  организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников.

На развитие физических качеств дошкольника  оказывают влияние различные  средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения направленные на развитие способности быстро выполнять  движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы  упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить  в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или наоборот, со снижением требований.

Для воспитания у детей умения развивать максимальный темп бега, могут быть использованы следующие упражнения: бег в быстром и медленном темпе; бег с ускорением по прямой, по диагонали. Полезно выполнять упражнения в различном темпе, что содействует развитию у детей умения прелагать разные мышечные усилия соотносительно с намеченным темпом. Для развития умения поддерживать темп движений на протяжении некоторого времени эффективным средством является бег на короткие дистанции: 15, 20, 30 метров. При обучении быстрому началу движения применяется бег с ускорением по сигналам; старт из разных исходных положений. Эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, упражнения, подвижные игры на прогулке.

Для развития ловкости необходимы более сложные  упражнения по координации и условиям проведения: применение необычных исходных положений (бег и исходное положение стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения стоя спиной к направлению движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости или темпа движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькими участниками. Могут быть использованы упражнения, в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить Равновесие: кружиться на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.

Упражнения  для развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых  предметов и выполнение которых, затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет количество повторений: небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое может привести к утомлению.

Необходимо  также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее  количество раз должно выполняться. В силовых упражнениях  предпочтение следует отдавать горизонтальным и  наклонным положениям туловища. Они  разгружают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением целесообразно чередовать с упражнениями на расслабления.

Для развития выносливости больше всего подходят упражнения циклического характера ( ходьба, бег, прыжки, плавание и др. В выполнении этих упражнений принимает участие большое количество групп мышц, хорошо чередуются моменты напряжения и расслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения.

В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь  следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в  частности на такие компоненты, как  чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных  движений. При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении движений ребенок  теряет его смысл, а следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия.

2.2. Формирование  личности дошкольника в  процессе  занятий физическими  упражнениями

Личность - это целостная психологическая  структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения или общественных форм сознания и  поведения. В ней выражена сила индивидуализированных  всеобщих устремлений, потребностей и  целей, творческое начало готовность и  умение создавать новое.

Дошкольный  возраст – это период первоначального  складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. Главная  цель развития личности – реализация ребенком своего «Я», а также переживания  себя в качестве социального индивида – успешно может решаться в  процессе занятий физическими  упражнениями в детском саду. Движение, даже самое  простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре  личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической  активности ребенка, которую ученые рассматривают как  универсальную  способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов  деятельности. Важнейшая особенность  творчества дошкольника –насыщенность яркими, положительными эмоциями, благодаря чему оно обладает большой притягательной силой и ведет к развитию новых мотивов деятельности, формирующих эвристическую личность.

Двигательное  творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела учит относится к движению как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции. Создавать новые сюжетные линии, новые формы движений.

Особую  значимость в формировании двигательного  творчества дошкольников имеют игровые  двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения, которые всегда интересны детям, они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым. становится самостоятельной деятельностью детей.

Важная  характеристика личности - ее направленность, система ведущих мотивов в поведении. Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека, отражающих требования внутренней среды организма или внешних условий жизни и побуждают его к активности. Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека – в здоровом образе жизни. Она представляет собой отношение человека к собственной деятельности, поддерживающей и укрепляющей его здоровье. Здоровье ребенка, с которым в смысловом отношении связан термин: здоровый образ жизни,- показатель уровня развития общества, в котором он живет.

Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда  организм пластичен и легко поддается  воздействиям окружающей среды. У детей  укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь  обслужить и вести себя так, чтобы  не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок  осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять  физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой окружающей среды и помещения, а также  соблюдать правила гигиены.

На занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях  внутренних органов и систем организма. Через систему специальных  упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья(правильная осанка, походка, учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируется важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес физической стороне своей жизни.

В дошкольном возрасте начинает складываться самооценка – наиболее сложный продукт развития сознательности ребенка, проявляющейся  в оценке личности самой себя. Основными  факторами формирования самооценки признаются: собственная активность личности, оценка окружающих людей, умение правильно оценивать действия других. На ранних этапах формирования самооценка дошкольника является отражением оценочных суждений окружающих, прежде всего взрослых. Формирование самооценки в процессе двигательной деятельности предполагает. привлечения внимания ребенка к художественному образу, «картине мира» окружающей его природы; к способности создавать собственный художественный образ – «образ красивого тела»; красивому двигательному поведению окружающих взрослых. В большей мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры – драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты). Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

Источник: student.zoomru.ru