Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Опубликовано в рубрике Конспекты НОД

Июн, 23rd, 2015

Автор: Макарова Любовь Васильевна, воспитатель I квалификационной категории, Скосырева Татьяна Федоровна, воспитатель

ГБОУ СОШ пгт. Мирный СП ДО "Детский сад №25"Лесная сказка" м.р. Красноярский, Самарской области

Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным.

К. Ушинский.

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам?

Исходя из многолетнего опыта моей работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, младшего возраста, доступно чувство любви к родному селу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной.

Нравственно-патриотическим воспитанием необходимо заниматься с младшего дошкольного возраста. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет сформирована в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться такие черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Цель воспитания патриотизма у детей младшего дошкольного возраста - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, родном дому.

Поставленная цель определяет следующие задачи:

1.​ Привитие детям чувств любви к своему родному краю, своей семье, к родной природе, культуре и традициям;

2.​ Создавать эмоционально-благополучную атмосферу во взаимоотношениях между взрослыми и детьми;

3.​ Упражнять детей в проявлении сострадания, заботы, внимания к родным людям.

Я предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по патриотическому воспитанию.

В соответствии с актуальностью решения вопросов нравственно-патриотического воспитания и основываясь на задачи в реализуемой программе. мной была поставлена цель – создание оптимальных условий для развития нравственно – патриотических чувств у дошкольников младшего возраста .

Патриотическое воспитание я осуществляю в непосредственно-образовательной деятельности, в совместной и в самостоятельной деятельностях, для которых создаю развивающую предметно-пространственную среду.

В своей работе использую такие методы и формы как:

Игры:

-​ Игры-беседы: "Я берегу игрушки и одежду", "Родная страна";

-​ Игры-посиделки: " Ладушки в гостях у бабушки".

-​ Игры-ситуации с использованием игрушек. "Кукла Дина стирает", "Кукла заболела", "Готовим для кукол обед" "Уборка квартиры", "Помоги маме сварить суп" и.др.

Малые фольклорные формы:

-​ Русские народные сказки: "Волк и семеро козлят", "Колобок", "Маша и медведь", "Репка","Заюшкина избушка", "Кот ,лиса и петух".

-​ Потешки :"Наша- то хозяюшка сметлива была", " Сорока- белобока кашу варила","Как у нашего кота".

-​ Заклички. "Приди весна с радостью", "Весна, весна красная", "Солнышко, солнышко ведрышко.

-​ Народные подвижные игры :"Кошки- мышки", "Ходит Ваня", "Пузырь"

На протяжении всего года я воспитываю в детях желание радовать родителей подарками, сделанными своими руками.

К Новому году мы с детьми мастерили новогодние игрушки из бумаги, к 8 марта для наших мам и бабушек мы изготавливали открытки, для пап и дедушек мы с детьми изготавливали открытки ко дню Защитника Отечества, на Пасху раскрашиваем яйца.

Воспитывая в детях любовь к музыке, использую такие методы как:

-​ Прослушивание аудиозаписи: "Песенка для мамы", "Солнышко лучистое";

-​ Просмотр мультфильмов: "Репка", "Теремок";

-​ Организация досуга и утренников;

-​ Спортивно-речевое развлечение: "Курочка Ряба";

-​ Слушание народных мелодий;

-​ Пение песенок о членах семьи;

-​ Знакомство с русскими народными инструментами - свистулька, дудочка. шумелки, трещотки, деревянные ложки.

В работе с детьми использую ИКТ, что включает в себя мультимедийные пособия во время беседы, цифровой фотоаппарат, магнитофон.

Опираясь на свой опыт работы, могу сказать, не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь педагогов и родителей.

Так как чем теснее контакты между детским садом и семьей нравственно-патриотическое развитие осуществляется более успешно.

Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов, в украшении группы к праздникам "Новый год", "8-марта", участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, оказывают помощь в организации выставок. поделок, рисунков, и фотографий на тему "Моя семья","Мой отдых на природе", "Наш праздник".

Результаты проведенной работы:

-​ сформированы представление у детей о родном крае, семье, детском саде;

-​ дети в активной речи используют потешки, считалки, загадки;

-​ сформировано умение играть в русские народные подвижные игры;

-​ расширены знания детей по сказкам и сказочных героев;

-​ дети осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют заклички, читают стихи);

-​ пополнены знания детей сказками и сказочными героями; сформировано умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;

-​ используют атрибуты русской народной культуры (свистульки, дудочки, шумелки, трещотки, деревянные ложки) в самостоятельной деятельности.

Источник: vospitateljam.ru