За уроками физического воспитания как фактор

1.Общая характеристика урока и педагога.

Степень решения намеченных задач урока; общий уровень воспитательных, образовательных и гигиенических достижений педагога-практиканта (высокий, удовлетворительный, низкий). Главные недостатки и ошибки, допущенные в методике обучения, в нравственном, эстетическом, интеллектуальном и трудовом воспитании, в физическом развитии и укреплении здоровья учащихся, в организации урока.

Личные достоинства педагога: внешний вид, умение держаться, требовательность, решительность и последовательность в действиях, выдержка, такт во взаимоотношениях; знание и понимание детей, учебного материала, методов обучения и воспитания; умение ориентироваться в обстановке, учебных ситуациях и поведении детей, оперативно применять свои знания и умения, творчески преодолевать возникающие трудности.

Наиболее существенные личностные недостатки педагога, обнаруженные пробелы в знаниях, практических умениях, недочеты в отношениях к учащимся. Общий профессионально-педагогический уровень практиканта.

Общая оценка урока (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

^ 2. Рекомендации педагогу-практиканту.

Наиболее актуальные на данном этапе советы и предложения по методике обучения и воспитания, отношения к учащимся, самоконтроля, самообразования и др.

^ ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ И АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В качестве примера ниже приводится протокол, оформленный студенткой IV курса факультета профилированной подготовки СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта на основании полного педагогического наблюдения и анализа урока другой практикантки проведенного в одной из базовых школ.

ПРОТОКОЛ

полного педагогического наблюдения и анализа урока,

проведенного 18 декабря 1996 года вШ-6 классе.

Фамилия проводившего урок

Фамилия наблюдавшего урок

^ ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Научить основе захвата каната ногами.

2. Совершенствовать пружинность приземления в сочетании с энергичным, по полной амплитуде, отталкиванием в прыжках со скакалкой.

3. Попутное с решением основных образовательных задач укрепление мышц рук и ног, а также развитие скоростно-силовых качеств.

4. Воспитание ответственности за результаты самостоятельных учебных действий.

^ А. ИЗЛОЖЕНИЕ И АНАЛИЗ ФАКТОВ

1. Подготовка педагога к проведению урока.

Конспект урока подготовлен и проверен своевременно. Основные задачи урока отражают главные стороны содержания и могут быть охарактеризованы как достаточно конкретные для данного этапа.

Содержание урока полностью согласуется с планом работы на данную четверть. При его разработке учтены условия прове­дения занятий и особенности данного класса. Основные задачи раскрыты достаточно конкретными частными. Правильно подоб­раны приемы дозировки, всесторонне продуманы методические приемы обучения, воспитания и организации.

Конспект отлично оформлен, причем педагогом проявлена грамотность и аккуратность, необходимые чертежи выполнены красочно и наглядно отражают некоторые моменты организации. По такому конспекту легко представить будущий урок.

Перед уроком был подготовлен зал и необходимый инвен­тарь. Для лучшей ориентировки в игре педагог начертила линии-указатели, а для общеподготовительных упражнений были под­готовлены скакалки (связаны, нанизаны на две палки для удобст­ва раздачи). Палки, для выполнения подготовительного упразд­нения по захвату каната, были сложены в удобном месте.

В целом подготовка к уроку осуществлена на необходимом уровне.

^ 2. Проведение педагогом урока и деятельность учащихся.

Урок начался своевременно, а закончился позже звонка. Педагог привела детей из класса, где они переодевались. По заданию учащиеся быстро и почти беззвучно построились в одну шеренгу, на них было приятно смотреть - подтянуты, внимательны. На этом фоне проходил рассказ игры "Караси и щуки", попутно излагались условия и правила игры. По ходу игры педагогом давались необходимые указания, дополнительные пояснения, осуществлялся хороший контакт с учениками.

После игры было предложено построение в две колонны по одному, отдельно мальчики и девочки. В данном случае, как и в начале урока, была использована соревновательная форма, что вызвало большой интерес и удовольствие у детей. Итоги построения и игры педагог подводила с учетом, прежде всего, точ-

ности действий занимающихся. Оценка их технических качеств стимулировала повторные усилия в этом направлении, предложенная педагогом смена нескольких положений рук была весьма эффективной для активизации внимания занимающихся. После предварительных указаний относительно предстоящих действий со скакалкой командиры отделений быстро, на хорошем эмоциональном и рабочем фоне, а главное тихо (на что педагог обратила особое внимание) раздали скакалки.

В целом упражнения со скакалками были хорошо организованы, ученики выполняли их старательно, внимательно наблюдали идеальный показ педагога, слушали замечания. Все упражнения со скакалкой педагог сначала показывала, попутно обращала внимание на главное и на то, каких ошибок нужно избегать, от чего они зависят. По ходу выполнения упражнений высказывались оценочные суждения, делались замечания, уточнялись представления детей. Приятно было слышать: "Молодец", "Отлично", "Мягко приземляешься" и т.п. Педагог успевала каждому своевременно сказать самое необходимое, что весьма активизировало старательность учеников. Ценным являлось и то, что не все упражнения педагог проводила под счет. Часть из них предлагалось выполнять самостоятельно, а прыжки - в индивидуальном темпе. В это время педагог подходила к ученикам, помогала. Прыжковые упражнения удачно чередовались с выполнением различных положений и движений. Для демонстрации прыжков через скакалку была вызвана девочка, хорошо их выполняющая. Жаль, что она не была оставлена перед строем для дальнейшего наблюдения учениками образца, нуждающиеся в срочной наглядности могли бы в нужный момент посмотреть.

При выполнении прыжков на двух, вращая скакалку вперед, девочки добились значительно больших успехов. В дальнейшем следует это учесть и уделить больше внимания мальчикам, а мо­жет быть подумать, как привлечь девочек в помощь мальчикам. После серии упражнений со скакалками был организован четкий сбор предметов командирами. По-прежнему, использовался со-

ревновательный метод. Организованно прошло расхождение групп к местам занятий: мальчики на ходу получали от освобожденных палки, а, придя на место, под руководством командира приступили к выполнению подводящего упражнения - захвату ногами палки. Девочки, под непосредственным руководством педагога, занялись изучением положения группировки в упоре присев и при перекате. Педагог продемонстрировала сама, затем после опробования вызвала девочку и на ней показала и объяснила все необходимое. Девочки выполняли упражнение одновременно, причем педагог успела всех проверить, всем указала на недостатки или достижения, снова показала лучшее выполнение упражнения и только после этого отправилась к мальчикам. Девочки весьма успешно и активно продолжали заниматься самостоятельно.

Проверив выполнение захвата, педагог предложила мальчикам поставить палки, но в результате они свалились с грохотом. Следовало продумать заблаговременно, где и как их сложить. После этого мальчикам было предложено подойти к гимнастической стенке. Поскольку не было определено, как распределиться (по два на один пролет), то произошла заминка, расстроившая внимание детей. Для них осталось также неясным, зачем было предложено выполнять вис на согнутых руках и сгибание ног. Упражнение выполнено недостаточно организованно, так как не были продуманы приемы регулирования нагрузки. К тому же педагог передвигалась то к девочкам, то к мальчикам, которые заметно утрачивали интерес к упражнениям. Несмотря на то, что было задумано допустить к выполнению упражнений на канатах только лучших, то есть успешно выполнивших предыдущее, педагог разрешила это всем, чем был разрушен важный стимул. В целом эта часть была слишком растянута и к концу уже девочки, по своей инициативе, перестали работать.

Смена мест занятий была произведена за две минуты до звонка, так как не было продумано распределение работы во времени. Из-за этого конец урока был испорчен. Не удалось провес-

ти также содержательную в методическом отношении заключительную часть. В создавшейся обстановке уже не следовало давать смену мест, вместо этого можно было провести заключительную часть. Фактически же по звонку педагог построила класс в одну шеренгу, наспех подвела итоги, сообщила содержание очередного урока, собрала записи помощников и отправила ребят в класс.

В основной части урока использованы такие методы слова, как описание, общие и индивидуальные указания, оценочные суждения, иногда объяснение. Личный показ и демонстрация лучшего исполнения учениками сопровождался описанием и объяснением. В начале урока удачно использованы зрительные ориентиры. Соответственно решаемым задачам применялись методы обучения в целом и по частям. Воспитательные воздействия в основной части урока сводились лишь к замечаниям, что не способствовало сознательной активности учеников. В этом отношении начало урока было значительно более содержательным, когда методические приемы убеждения учеников позволили педагогу привлечь их внимание к решаемым задачам и способствовали повышению заинтересованности.

Гигиеническая эффективность основной части урока в целом могла быть значительно выше, но заслуживает внимания то, что педагог проявляла заботу о формировании осанки и обучала пра­вильному дыханию. При этом убедительно доказывалась важность этого, что способствовало воспитанию самостоятельности учеников при решении задач физического развития.

Речевая подготовленность педагога оказалась на достаточно высоком уровне. Доброжелательный, приветливый и, вместе с тем, достаточно требовательный тон импонирует ребятам этого возраста. Двигательная подготовленность педагога безукоризненна (Мастер спорта по художественной гимнастике), показ упражнений - идеальный. Держится педагог перед классом уверенно и свободно, достаточно требовательна, уже на этом этапе вызывает уважительное отношение учеников к себе.

Весьма эффективно использованы в качестве помощников освобожденные ученики и групповоды.

Большое впечатление производит умелое применение педагогом палочек для регулирования темпа, ритма и подачи звуковых сигналов.

^ Б. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отлично проведенная первая часть урока и эффективная, в связи с этим, деятельность учеников свидетельствуют о больших потенциальных возможностях педагога. Однако следует обратить внимание на более тщательную разработку вопросов организации основной части урока. Можно предположить, что лучший расчет действий во времени, более активное использование объяснений, соревновательных элементов, оценок, взаимооценок, самооценок значительно повысили бы эффективность деятельности занимающихся в основной части урока и обеспечили бы более полноценное решение образовательных задач. Оценка урока - хорошо.

^ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОТНОСТИ УРОКА

Контроль расхода времени на различные элементы учебно-воспитательной работы занимающихся с целью определения плотности урока, как косвенного показателя его полноценности, осуществляется с помощью хронометрирования. Для удобства все действия занимающихся объединяют по сходным признакам в самостоятельные виды:

^ 1) умственные по преимуществу действия (слушание педагога, наблюдение, осмысливание воспринимаемого, проектирование предстоящих действий, взаимоконтроль, взаимооценивание, обсуждение вопросов и др.);

^ 2) двигательные по преимуществу действия (выполнение физических упражнений, перемещение и установка снарядов, раздача и сбор учебных пособий, подготовка мест занятий, взаимопомощь и др.);

' г

3) отдых - учитываются и оцениваются целесообразные и нецелесообразные затраты времени.

Суммирование полученных данных позволяет определить процентное соотношение расхода времени на все действия занимающихся и плотность урока. Различают общую и двигательную (моторную) плотность.

Общая плотность урока является обобщенным показателем рационального использования времени. Она определяется отношением суммы всех необходимых затрат времени (на умственные и физические действия, а также оправданные паузы в работе) ко всей продолжительности урока, и выражается в процентах. Например, если в школьном уроке эта сумма составила 41 минуту, то общая плотность урока будет равна 91,1% (сумма рационально затраченного времени на все виды деятельности умножается на 100% и делится на 45').

^ Двигательная плотность определяется отношением суммы показателей времени, использованного на физические по преимуществу действия занимающихся, к общей продолжительности урока. Например, если в школьном уроке на физические действия затрачено 29 минут, то двигательная плотность урока будет равна 64,5% (29' * 100% / 45' = 64,5%). При анализе и оценке полученных материалов следует иметь в виду, что общая плотность полноценного урока должна приближаться к 100%.

Что же касается двигательной плотности, то в зависимости от типа урока ее показатель может изменяться и достигать высокого уровня, особенно в старших классах. Так, в уроках совершенствования техники движений и физических качеств, она может достигать 70-80%. В уроке же с образовательной по преимуществу направленностью, где предусмотрено разучивание сложного двигательного действия и решение соответствующих задач (например, обучение знаниям), требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, двигательная плотность может находиться в пределах 50% и ниже.

Анализ хронометрических данных должен способствовать правильной оценке умения организовать учебно-воспитательную работу и продуктивно расходовать время урока.

Для достижения объективности суждений и рекомендаций необходимо учесть тип урока, задачи, специфику учебного материала, состояние и работоспособность учеников, материально-технические возможности и другие условия, определяющие особенности урока. На основании анализа, в конечном счете, должны быть сформулированы выводы и кратко изложены конкретные предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса на уроке.

Вот почему к выполнению этого важного задания студент должен заблаговременно подготовиться:

^ 1) изучить конспект урока, на котором предполагается хронометрирование;

2) определить тип урока;

3) изучить соответствующую литературу (материал учебника, методические пособия;

^ 4) своевременно подготовить часы (с секундной стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключается до конца урока;

5) наметить объект наблюдения - это должен быть "средний" ученик, которого не предупреждают о предстоящем наблюдении;

6) подготовить протокол для черновой записи соответствующей информации. Образец выполнения данного задания, то есть содержание и порядок записей хронометрирования, а также примерный анализ, приведены ниже.

В графе "действия занимающихся" лаконично и последовательно записывается содержание каждого действия, например: "слушание задач урока", "ходьба", "бег", "упражнения в движении", "обдумывание задания", "участие в установке снарядов" "пассивный отдых" и т.д.

В следующей графе записывается время окончания действий занимающихся. Если разные действия одного и того же вида дея-

тельности следуют одно за другим, то по скользящему секундомеру фиксируется время окончания последнего. Например, "ходьба", "бег, ходьба, упражнения в движении" - все они относятся к физической, по преимуществу, работе. Поэтому нет смысла осложнять записи и последующие расчеты определением времени каждого из них. Но, если после ходьбы ученики слушали объяснение или предварительные указания педагога относительно предстоящего бега, то фиксируется время окончания ходьбы, затем - слушания педагога (это умственная работа) и т.д.

Дальнейшие расчеты и записи продолжительности действий по видам деятельности, а также обработка данных хронометрирования должны производиться после окончания урока.

Путем вычета предыдущего показателя времени от очередного определяется продолжительность действия и заносится в соответствующую графу. Например (см. образец), построение и рапорт длился 2'45", это время записываем в графу "физическая, по преимуществу, работа". А слушание задач урока закончилось на 3'05". От этого времени отнимаем предыдущее 2'45", полученные 20'записываем в графу "умственная, по преимуществу, работа".

В зависимости от деятельности педагога умственные и двигательные действия занимающихся, а также паузы их отдыха, могут быть целесообразными и нецелесообразными, эффективными и неэффективными. Например, используя в уроке хорошо известные ученикам, несложные упражнения, педагог неоднократно их показывал. Естественно, ученики нецелесообразно затратили определенное время на наблюдение того, что могли выполнить сразу. Или - для выполнения смешанных висов на брусьях педагог вызывал по одному ученику) вместо того, чтобы использовать имеющиеся возможности выполнения по три сразу. Во втором случае пауза отдыха и ожидание очереди значительно сократились бы. Поскольку упражнение в смешанном висе не сопровождается значительными нагрузками, паузы отдыха должны быть минимальными, остальное время оценивается как нецелесообразное.

Все нецелесообразные затраты времени на умственную и двигательную работу, а также на отдых, определяются сразу, по ходу хронометрирования и записываются в графу со знаком "-".

Для вычисления общей плотности суммируются показатели рациональных затрат времени ("+") на все вида деятельности. Полученную сумму следует умножить на 100, а полученное произведение поделить на время урока.

Для вычисления двигательной плотности суммируются показатели времени, затраченного на двигательные действия ("+", "-"). Полученную сумму необходимо умножить на 100 и поделить на время урока.

Попутные записи в графе "Примечания" позволяют более всесторонне осмыслить и оценить наблюдаемое. Они будут касаться тех действий учеников, которые отклоняются от общих действий класса. Изменения плотности урока, зависящие от таких отклонений, будут касаться только данного ученика и должны быть оговорены специально при анализе плотности урока в целом.

Источник: zadocs.ru