Организация физического воспитания в вузе

© Ю.В. Ганженко, Г.А. Гущин,

Е.А. Краснов, С.М. Пылаев; 2008

© Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

университет телекоммуникаций

им. проф. М.А. Бонч-Бруевича», 2008

Тема 1

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Наиболее общим понятием теории и методики физического воспитания является физическая культура. Физическое воспитание входит в понятие «физическая культура» как ее деятельная часть в виде трех направлений педагогического процесса (общей физической подготовки, профессиональной физической подготовки и спортивной подготовки).

Понятие «физическая культура» относится к понятию «культура» как частное к общему. Другими словами, физическая культура является частью общей культуры народа.

Физическая культура – совокупность материальных и духовных ценностей общества, создаваемых и используемых для физического совершенствования людей.

Под материальными ценностями понимаются разнообразные сооружения для занятий, специальный инвентарь и оборудование, финансирование, уровень физического совершенства людей (включая их спортивные достижения); под духовными – социальные, политические, специальные научные и практические достижения, обеспечивающие идеологическую, научную и организационную прогрессивность системы физического воспитания.

Создание и непрерывное развитие этих ценностей немыслимо вне экономического и политического уклада общества. Однако это не лишает физическую культуру относительной самостоятельности, отражающей специфичность явления. Например, производительная деятельность людей выступает как существенный фактор, влияющий на развитие физической культуры, но не как элемент этой культуры.

Все материальные и духовные ценности составляют не только культурные традиции, помогающие судить о результатах деятельности общества в области физической культуры, но и стимулируют их использование, а, следовательно, и дальнейшее пополнение. В фонд ценностей попадает не абсолютно все, создаваемое наукой и практикой, а лишь то, что действительно служит прогрессу физического совершенствования.

Создание материальных и духовных ценностей осуществляется в сфере производства, общественной, научной и педагогической деятельности людей. Использование же ценностей происходит в специально организованном педагогическом процессе в виде занятий физическими упражнениями в бытовых условиях, а также в различных формах убеждения людей заниматься физическими упражнениями (печать, радио и т. п.).

Деятельной стороной физической культуры является физическое воспитание. В педагогике воспитанием называют целеустремленный процесс воздействия на человека, направленный на развитие способностей, отвечающих социально-политическим и нравственно-эстетическим идеалам общества. Воспитание есть область культурной деятельности людей, способ передачи, освоения и совершенствования достижений культуры.

Физическое воспитание есть педагогическая система физического совершенствования человека.

В процессе физического воспитания используются разработанные системы физических упражнений в сочетании с естественными силами природы и гигиеническими факторами для формирования двигательных умений и навыков, специальных знаний, развития двигательных качеств и разностороннего морфофункционального совершенствования организма в соответствии с требованиями общества. Другими словами, физическое воспитание как педагогический процесс призвано управлять физическим развитием и физическим образованием людей.

Задача физического воспитания состоит в том, что каждый человек освоил доступное ему содержание физической культуры. Следовательно, через физическое воспитание человек превращает достижения физической культуры в личное достояние (в виде улучшения здоровья, повышения уровня физического развития и т. п.). В свою очередь, изменения личности под воздействием физического воспитания ведут к изменениям содержания физической культуры, влияют на главные результаты физической культуры (Н.И. Пономарев, 1975) .

Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную морфофункциональную и психическую подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.

Следовательно, спорт есть деятельность, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную, и коммуникативную функции.

Физическое совершенство – исторически изменяющееся понятие. Каждой исторической эпохе свойственно свое понимание идеала физически совершенного человека, так как в этом идеале отражаются условия экономической и социальной жизни людей, их мировоззрение. Однако на протяжении веков физическое совершенство продолжало оставаться во многом лишь абстрактной идеей, не находя объективных возможностей для воплощения. В нашей стране, где экономика и культура поставлены на службу всему обществу, созданы все необходимые условия для претворения этого идеала в жизнь. Он реализуется в виде конкретных материальных показателей: уровня здоровья, физической подготовленности, творческого долголетия.

Физическое совершенство есть исторически сложившееся представление о мере здоровья и уровень всесторонней физической подготовленности, которые наиболее оптимально отвечают требованиям трудовой, общественной, военной деятельности и творческому долголетию людей.

Физическое совершенство, взятое само по себе, не может стать самоцелью. Реальный смысл и социальную значимость оно приобретает лишь в органической связи с другими сторонами гармонически развитой личности. Нарушение таких связей в педагогическом процессе может привести к однобокому развитию личности, к преобладанию физических начал в ущерб духовным и моральным качествам.

Под физическим развитием понимается закономерный процесс становления и изменения форм и функций организма человека, совершающийся под влиянием условий жизни, в частности физического воспитания. Физическое развитие понимается в узком и широком значении слова. В узком смысле – это процесс изменения внешних размеров тела человека. Обычно таким пониманием пользуется особый раздел науки, который называется антропометрией, т. е. измерением человека.

В широком педагогическом смысле физическое развитие понимается как направленный с помощью физического воспитания процесс изменения не только форм, но и функций организма. Разумеется, этот процесс развивается в соответствии с законами биологической жизни – единства среды и организма, постепенного перехода количественных изменений в качественные и др.

Кроме этого, физическое развитие человека подчиняется законам социальной жизни. Многие признаки физического развития человека – прямостояние, ходьба на двух конечностях и т. д. – результат не только биологической, но и социальной эволюции человека. Развитие организма будет осуществляться, даже если этот процесс специально не организован, но его результаты могут быть случайными, физическое развитие может пойти не в том направлении и не теми темпами, какие целесообразны.

Поэтому, соблюдая определенные закономерности естественного развития организма, необходимо руководить его развитием, изменяя условия жизни, в частности используя методы физического воспитания. Главными показателями, по которым судят о физическом развитии, являются количественные показатели размеров, массы тела и уровня функциональных возможностей человека, определяемых, в частности, мерой развития двигательных качеств (силы, быстроты и др.).

В физическом воспитании можно выделить три основных направления, в рамках которых осуществляется физическое воспитание людей: общая физическая подготовка, профессиональная физическая подготовка, спортивная подготовка.

Общая физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, приобретение возможно широкого круга двигательных умений и навыков, развитие основных двигательных качеств, служащих основой для последующей специальной подготовки. В целях общей физической подготовки используется все многообразие средств физического воспитания, включая разнообразные физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Общая физическая подготовка осуществляется на всех этапах физического воспитания, но более всего в школьном физическом воспитании, в массовой физкультурной работе и в индивидуальных формах использования физических упражнений.

Профессиональная физическая подготовка (профессионально-при­кладная физическая подготовка) – это специализированный процесс физического воспитания, направленный на подготовку к конкретным видам трудовой и оборонной деятельности. В ней используются главным образом те физические упражнения, которые наиболее адекватны виду профессиональной деятельности. Применение средств профессиональной физической подготовки ускоряет процесс овладения трудовыми двигательными навыками, повышает производительность труда, улучшает сопротивляемость организма к воздействиям неблагоприятных факторов среды (см. «Профессиональная физическая подготовка в основных звеньях системы физического воспитания»).

Выделение общей и профессиональной физической подготовки в известной мере условно: оба направления взаимодополняют друг друга.

Спортивная подготовка в физическом воспитании представляет особое направление. В ее задачи входит подготовка человека к высоким достижениям в избранном виде спорта. В физическом воспитании спортивная подготовка находит исключительно широкое применение на этапах, связанных с совершенствованием функциональных возможностей организма, где высокие спортивные достижения становятся критерием оценки физической подготовленности людей и ориентирами в физическом воспитании.

Существует понятие «оптимум двигательной активности», которое дает объективное представление о мере целесообразного сочетания теоретической и практической подготовки, которое в наибольшей степени содействует становлению студента.

Установлено, что уровень двигательной активности студентов самый высокий на II курсе, самый низкий – на IV. Сохранение высокого уровня двигательной активности – основной резерв спортивной подготовки студентов.

Организация физического воспитания в вузе

В соответствии с основами законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте с 1994 г. Государственным комитетом по высшему образованию вводятся в действие примерная учебная программа для высших учебных заведений по дисциплине «Физическая культура» и инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания.

Особенностью новой программы является сочетание оздоровительных, развивающих и тренировочных задач с ее образовательной и воспитательной направленностью. Такая подготовка позволяет студенту дополнительно заниматься физическими упражнениями самостоятельно, а выпускнику вуза, владеющему основами физической культуры, дает возможность организовывать со знанием дела здоровый образ жизни не только для себя, но и в кругу своей семьи, друзей и сослуживцев.

4-годичный курс «Физическая культура» входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и рассчитан на двухразовые занятия в неделю по 2 учебных часа каждое на I и II курсах и одно занятие в неделю на III и IV курсах.

Этот обязательный базовый курс объемом 408 учебных часов наряду с общим для всех студентов освоением основ физической культуры включает в себя и большую по учебно-тренировочной нагрузке специальную эффективную часть, учитывающую состояние здоровья, физическую направленность и интерес каждого студента к занятиям определенной направленности. Базовый курс может быть дополнен каждым студентом факультативными и самостоятельными занятиями по интересам.

Ежегодно проводится медицинское обследование для контроля за состоянием здоровья студентов.

Распределение студентов в основное, специальное и спортивное учебные отделения проводится в начале учебного года с учетом состояния здоровья, физического развития, физической и спортивной подготовленности, а также интересов самих студентов.

В основное отделение зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам. Численный состав учебных групп – 12–15 человек.

В специальное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования к специальной медицинской группе. Численный состав группы – 8–10 человек.

В спортивное отделение (учебные группы по видам спорта) зачисляются студенты II и старших курсов основной медицинской группы, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желание углубленно заниматься одним из видов спорта, занятия по которым организованы в вузе.

Студенты спортивного отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий избранным видом спорта с выполнением в установленные сроки обязательных зачетных требований и тестов.

Все студенты спортивного отделения выполняют зачетные требования контрольного раздела программы основного отделения.

В отдельных случаях к занятиям в спортивном отделении могут быть допущены студенты I курса, имеющие достаточную спортивную подготовленность в избранном виде спорта, но без освобождения от теоретических и методико-практических занятий.

Перевод студентов из одного учебного отделения или группы в другую осуществляется по их желанию только после успешного окончания семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение по медицинскому заключению может проводиться в любое время учебного года.

Обязательный минимум содержания дисциплины «Физическая культура» на основе государственного образовательного стандарта включает в себя следующую тематику базового курса:

- физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

- социальные и биологические основы физической культуры;

- основы здорового образа и стиля жизни;

- оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика) ;

- профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Учебный материал базового курса имеет свой теоретический, практический и контрольный разделы.

Источник: studopedia.ru