НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Abstract

REALIZATION OF INDIVIDUALLY FOCUSED APPROACH DURING USE OF INNOVATIONAL TECHNOLOGIES OF PHYSICAL EDUCATION OF PUPILS

S.P. Evseev. Dr. Hab. professor

A.G. Komkov. Dr. Hab. professor

O.M. Shelkov. Ph. D. assistant professor

St.-Petersburg Scientific research institute of physical culture, Saint Petersburg

Key words: educational policy, pedagogical technologies, mechanism of knowledge transfer, purpose program.

In the author's opinion, the innovational technologies in the use of optimum ways of training assume the creation of problem situations in the realization of the motor activity of pupils. the Perfection of application of pedagogical means is connected to the creation of situations of success in sports activity. With the reference to the formation of physical training of pupils the requirements to the process of sports education are realized, th results of teaching and educational process are estimated, the contents of the basic and additional sports education are improved, the modern forms of the motor activity organization are realized, the efficiency of the professional work of a teacher raises, the mass attraction of pupils to the active occupations of physical exercises is carried out.

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Доктор педагогических наук, профессор С. П. Евсеев

Доктор педагогических наук, профессор А. Г. Комков

Кандидат педагогических наук, доцент О. М. Шелков

Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

Ключевые слова: образовательная политика, педагогические технологии, механизм передачи знаний, целевая программа.

Приоритетная задача современной российской образовательной политики - создание условий для высокого качества образовательного процесса на основе сохранения его фундаментальности и соответствия перспективным потребностям личности, общества и государства. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Образование трактуется как механизм передачи знаний, непрерывно вырабатываемых наукой и культурой, народам планеты [1]. Учитывая стремительный, взрывной характер мировых процессов, протекающих в исторически коротком интервале времени, и инерционный характер приобретения новейших знаний наукой, система образования должна принять динамичный характер с минимальным запаздыванием относительно наработок науки [2]. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран.

При этом необходима глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования [3]. Решение важнейшей социальной задачи формирования у школьников здорового образа жизни и устойчивых здоровых привычек, а также сознательного отношения к собственному здоровью и физической подготовленности должно осуществляться за счет новых подходов в системе физкультурного образования [4 - 7 и др.].

В Концепции модернизации образования в Российской Федерации на период до 2010 г. отмечается, что обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Принципиальное обновление системы научно-методического обеспечения образования связано с перестройкой организации педагогической науки, преодолением ее оторванности от запросов современного общества и передовой образовательной практики, повышением ее роли в поддержке, проектировании, экспертизе образовательных инноваций, в обеспечении непрерывности процессов обновления образования.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.09.2005 г. № 1340-р) указывается на то, что основной стратегической целью Программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования [8]. Для достижения указанной цели должны быть решены следующие стратегические задачи: совершенствование содержания и технологий образования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; повышение эффективности управления в сфере образования; совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

Правительством Российской Федерации утверждена Концепция федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" [9], в которой отмечается, что создание базы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует решению задачи роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина.

Учителя физической культуры всегда полагали, что одна из целей физического воспитания - это понимание принципов физической подготовки и физической активности для здоровья. Точно так же большинство иностранных специалистов, как исследователей, так и практиков, в последнее время проявляют значительный интерес к определению путей укрепления здоровья людей. Представления об оздоровительном эффекте физической культуры в целом и ее разновидностей в частности будут конкретизироваться по мере углубления знаний о сущности самого здоровья, закономерностях и условиях его становления, сохранения и упрочения, а вместе с тем и о механизмах оптимизирующего воздействия факторов физической культуры на его состояние [10].

Пришло время для широкого привлечения детей, подростков и молодежи к регулярной физкультурно -спортивной активности в целях укрепления их здоровья и получения существенного оздоровительного эффекта от процесса физического воспитания. Школы имеют по крайней мере три очевидных преимущества в планировании физической активности учащихся: школы посещают люди в том возрасте, когда происходят наиболее значительные изменения в их развитии; стратегия деятельности образовательных учреждений позволяет всем школьникам получить базовое образование; организация и содержание физического воспитания осуществляются главным образом через применение соответствующих образовательных программ и использование системы методов обучения.

В целях формировании физической культуры личности, гармоничного физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи традиционная система физического воспитания в образовательных учреждениях нуждается в повышении объема физкультурно-спортивной активности учащихся.

Государственным образовательным стандартом по физической культуре [11] определены следующие цели: развитие основных физических качеств и способностей; укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма; формирование культуры движений; обогащение двигательного опыта физическими упражнениями общеразвивающей и корригирующей направленности; приобретение навыков в физкультурно -оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности; воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно -оздоровительной деятельности; освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

Решающую роль в оптимальном создании условий для учета требований государственного стандарта играет применение личностно ориентированного подхода, под которым понимается методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности [12]. По своей сущности данный подход противостоит ранее существовавшей в советской школе социоцентрической модели обучения и воспитания учащихся.

Во-первых, личностно ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. Во-вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не к формированию у детей социально типичных свойств, а к развитию в каждом из них уникальных личностных качеств. В-третьих, применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъект-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками.

Совершенно очевидно, что реализация личностно ориентированного подхода должна осуществляться за счет наиболее полного учета индивидуальных особенностей личности и возможностей растущего организма каждого школьника. В системе школьного физкультурного образования самым перспективным, по нашему мнению, является разработка программ по следующим направлениям:

- базовое физическое воспитание (в соответствии с Государственным образовательным стандартом);

- оздоровительная физическая подготовка (для основной медицинской группы учащихся);

- профильная спортивная тренировка (для школьников, обладающих способностями к спортивной деятельности);

- адаптивная физическая культура (для школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья и развитии).

Современные концепции развития физкультурного образования подрастающего поколения направлены на оптимизацию использования средств и методов физического воспитания в различных типах учебных заведений [13 - 18 и др]. Теоретико-методические основы инновационных технологий в физкультурном образовании и их роль в формировании здорового образа жизни достаточно подробно обсуждаются в работах отечественных ученых [19 - 24 и др.]. В зарубежной литературе рассматриваются различные направления физического воспитания дошкольников, школьников и учащейся молодежи [25, 26 30 и др.], зарубежными специалистами готовятся методические пособия, помогающие учителям физической культуры осваивать новые подходы [31-36 и др.].

Модернизация физкультурного образования основана на теоретическом и экспериментальном обосновании организационно-методических подходов, позволяющих объективизировать целевую направленность физического воспитания, оздоровительной, адаптивной физической культуры и массового спорта. Применение современных инновационных технологий, изменение содержательной сущности физического совершенствования учащихся основаны на использовании комплексной информации, позволяющей учитывать не только гендерные и возрастные различия школьников, но и их индивидуальные особенности. Личностно ориентированное содержание физкультурно-спортивной активности определяется структурными компонентами мотивационно-потребностных установок школьников. Основным инструментом для удовлетворения физкультурно-спортивных потребностей и мотивов служит комплексное использование инновационных технологий базового и профильного физического воспитания, оздоровительной физической подготовки, адаптивной физической культуры, спортивной тренировки в различных видах физической активности.

Известно, что под инновационной деятельностью понимается деятельность, направленная на реализацию накопленных достижений (знаний, технологий, оборудования) с целью получения новых или дополнительных услуг с новыми качествами. Инновации, в рамках которых развиваются педагогические технологии, сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Применительно к педагогическому процессу понятие "инновация" означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Формирование инновационных технологий предполагает использование определенных критериев, которые позволяют судить об эффективности того или иного нововведения. Основным критерием инноваций является новизна, имеющая равное отношение к оценке как научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Введение оптимальности в систему критериев эффективности инновационных технологий означает затрату сил и средств педагогов и школьников для достижения результатов. Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в профессиональной деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания. Возможность творческого применения инновационных технологий в массовом опыте также является критерием оценки их эффективности.

Целесообразность применения инноваций в массовой практике подтверждается на начальном этапе в деятельности отдельных педагогов, но после их апробации и объективной экспертизы они могут быть рекомендованы к массовому внедрению. Четкое представление о содержании и критериях инновационных технологий, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение.

В целях создания классификации основных средств физкультурно-спортивной деятельности, влияющих на физическое воспитание и оздоровление школьников, представлены ведущие компоненты учебно-воспитательного процесса по предмету "физическая культура" в школе и определены специфические особенности их реализации в начальной, средней и старшей школе: задачи (оздоровительные, воспитательные, образовательные); направленность (формирующая, развивающая, тренирующая); методический подход (коллективный, дифференцированный, индивидуальный); методы обучения (наглядные, словесные, практические); способы организации (стандартизированный, проектировочный, творческий); виды спорта (базовые, вариативные, факультативные); ценностные ориентации (потребности, мотивы, интересы); значение (понятия, убеждения, действия); социальная поддержка (учителя, родители, учащиеся); результаты (знания, умения, навыки).

Достигаемый уровень физкультурно-спортивной активности школьников может быть представлен в виде технологического процесса, осуществляемого педагогом: исходный уровень; определение основной идеи и замысла развиваемой активности; целевая направленность; потребность в оборудовании; взаимосвязь с государственными образовательными стандартами; требования к организации; процедуры обучения. Использование личностно ориентированного подхода, так же как и дифференцированного и индивидуального подходов, является непременным условием эффективного решения образовательных, оздоровительных и развивающих задач физического воспитания. Разрабатываемые личностно ориентированные технологии предусматривают распределение занимающихся физическими упражнениями на типологические группы для более объективного учета индивидуальных и групповых особенностей школьников.

Основой распределения учащихся на группы служит принадлежность к определенному психическому или соматическому типу, а также к наиболее успешному выполнению какого-либо вида физической активности. Критериями для подобного распределения по результатам научных исследований могут быть: пол, медицинская группа, уровень физической подготовленности, тип телосложения, морфотип, тип нервной системы, психотип, генотип (предрасположенность к определенному виду физической активности, вид спорта, направленность занятий. Реализация личностно ориентированного подхода связана с необходимостью определения индивидуальных и групповых особенностей и возможностей учащихся, выбор адекватных оптимальных тренировочных режимов, регулярное анкетирование и тестирование важнейших характеристик психофизического состояния и социального благополучия, табл.1).

Совокупность личностно ориентированных технологий физкультурно-спортивной деятельности, влияющих на физическое воспитание и оздоровление школьников, возможно представить с помощью классификации на основе функционального признака. Исследователями и практиками разрабатываются и проходят экспериментальную апробацию инновационные технологии и авторские программы по использованию в учебно-воспитательном процессе различных видов спорта и физической активности, включенных в Государственный стандарт общего образования по физической культуре: атлетическая гимнастика; баскетбол; волейбол; гандбол; гимнастика; единоборства; легкая атлетика; лыжный спорт; настольный теннис; национальные виды спорта; нетрадиционные виды спорта; плавание; ритмическая гимнастика; танцевальные движения; туристическая подготовка; футбол.

Частные технологии физкультурно-спортивной деятельности, влияющие на физическое воспитание и оздоровление школьников, представляют собой реализацию следующих технологий диагностики психофизического состояния школьников: физического развития; физической подготовленности; физической работоспособности; психического здоровья; физического здоровья; психического здоровья; социального благополучия; физкультурно-спортивных потребностей, мотивов и интересов; уровня физкультурно-спортивной активности; образа жизни и стиля поведения.

На основании анализа научно-методической литературы определены различные направления разработки, научного обоснования и экспериментальной апробации инновационных педагогических технологий основного и дополнительного физкультурного образования школьников. Содержательный признак классификации инновационной деятельности в системе физического воспитания и оздоровления школьников средствами физического воспитания позволяет сформировать следующую классификацию, которая свидетельствует о том, что действуют технологии: адаптивной физической культуры; здоровьесбережения средствами физического воспитания; здоровьеформирования средствами физического воспитания; спортизированного физического воспитания; спортивно-валеологического воспитания; формирования спортивной культуры личности; комплексного развития физических качеств; оздоровительной физической подготовки; профилактики вредных привычек; обучения основам здорового образа жизни; привлечения к активным занятиям физическими упражнениями.

Для примера необходимо рассмотреть содержание технологии оздоровительной физической подготовки, связанной с формированием физкультурно-спортивной активности школьников: основы оздоровительной физической подготовки и двигательной деятельности; компоненты оздоровительной физической подготовки; учебный курс и методы; оценивание в системе обучения оздоровительной физической подготовке; руководство по изучению программы "Оздоровительная физическая подготовка". Важнейшее значение имеет технология указанного процесса, который можно представить в виде следующих этапов:

- первый этап - регулярное выполнение физических упражнений, способствующее закреплению привычки к занятиям и получению от них удовольствия;

- второй этап - занятия физической подготовкой, позволяющие освоить критерии ее оздоровительной ценности и ставить реальные индивидуальные цели;

- третий этап - выполнение персональных образцов физических упражнений, направленное на выбор индивидуального вида двигательной деятельности и ее оценку;

- четвертый этап - самооценка собственной физкультурно-спортивной активности, связанная с тестированием своей физической подготовленности и интерпретацией результатов выполнения тестов;

- пятый этап - решение своих проблем и осуществление их решений, которое лежит в основе планирования индивидуальной программы и потребления в этих целях необходимой информации.

Это позволяет судить о том, что формирование физкультурно-спортивной активности в аспекте здоровья детей расширяет возможности специально организованной системы физического воспитания, достаточно эффективно реализуя личностно ориентированный подход (табл. 2).

Компоненты оздоровительной физической подготовки включают в себя следующие характеристики: основные принципы обучения, аэробную подготовленность, мышечную силу и выносливость, гибкость, состав тела и питание. Раздел, раскрывающий содержание оценочной деятельности в программе, состоит из принципов оценки, оценки оздоровительной физической подготовленности, оценки знаний оздоровительной подготовленности; оценки участия в оздоровительной физической активности, оценки эмоциональной сферы.

Социально-педагогические условия детерминируют методы отбора учебного материала, способы организации воспитательной работы, обеспечение выраженного развивающего эффекта физической активности школьников. Педагогическая технология формирования физической активности школьников в условиях учебно-воспитательного процесса представляет собой функциональную структуру личностно ориентированного подхода к управлению педагогической системой.

Инновационные технологии в использовании оптимальных способов обучения предполагают создание проблемных ситуаций в осуществлении двигательной деятельности школьников. Совершенствование применения педагогических средств связано с созданием ситуаций успеха в физкультурно-спортивной активности. Применительно к формированию физической культуры учащихся реализуются требования к процессу физкультурного образования, оцениваются результаты учебно-воспитательного процесса, совершенствуется содержание основного и дополнительного физкультурного образования, реализуются современные формы организации двигательной деятельности, повышается эффективность профессиональной деятельности педагога, осуществляется массовое привлечение школьников к активным занятиям физическими упражнениями.

Таблица 1. Классификация личностно ориентированных технологий физкулътурно-спортивной деятельности, влияющих на физическое воспитание и оздоровление школьников

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Источник: lib.sportedu.ru