Роль семьи в физическом воспитании и развитии ребёнка

Роль семьи в физическом воспитании и развитии ребёнка

Ребёнок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависят от родителей, от мира на земле, от действий других людей незнакомых для него взрослых.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время этот период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов.

Процесс формирования физической культуры особенно важен для детей дошкольного возраста, так как этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, становлением самосознания, освоением общечеловеческих ценностей.

Семья – один из древнейших «институтов», который пережил целые эпохи. Его долговечность объясняется тем, что он позволяет человеку во все времена более устойчиво держаться в обществе. По признанию учёных, семья – величайшая социокультурная ценность, созданная человечеством. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В её позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересованы общество и государство. В прочной надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.

Сегодня важным является, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в младенческом возрасте». Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они должны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Как видно из выше изложенного стоящая перед родителями задача многогранна и очень непроста. Чтобы полноценно реализовать права и обязанности, возложенные на них Семейным кодексом, родители должны быть компетентны в вопросах воспитания ребёнка. Но всегда ли это соответствует действительности? Конечно, часть умения правильно воспитывать детей родители приносят из своего детства, часть – получают из специальной литературы, книг и журналов, и всё же наибольшая роль в вопросе просвещения родителей ложиться на образовательное учреждение. И первым из них является детскиё сад, где работают профессиональные, компетентные педагоги, всегда готовые прийти родителям на помощь, подсказать, посоветовать.

Одним из важных аспектов физической культуры являются самостоятельные занятия в домашних условиях, в семейной обстановке, направ ленные на обеспечение активного отдыха людей, оздоровление граждан нашей страны, их закаливание. Физическая активность является одним из средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма, повышения работоспо собности и выносливости.

Как считают многие известные ученые «семья – это коллектив, единомышленников. Все члены семьи должны неуклонно соблюдать правила, от которых зависит их здоровье. Нужно всегда помнить, что главное в занятиях физической культурой, спортом – систематичность и регулярность. Эти занятия должны стать органической частью повседневной жизни и быта каждой семьи».

В первые годы жизни ребенка закладывается фундамент его здоровья, и важную роль при этом играют активный двигательный режим, физические упражнения. Родителям надо многое знать и уметь, чтобы правильно организо вать процесс физического воспитания. Если ребенку до семилетнего возраста не привьют привычки регулярно выполнять физические упражнения, если он не окрепнет и не приобретет необходимых навыков и умений, то с первого года обучения в школе ему придется трудно, поскольку учебный процесс требует значительного умственного и нервно-психического напряжения.

Раннее физическое воспитание является обязательной пред посылкой умственного и нравственного развития. Однако и далее (до подросткового возраста) оптимально формировать ребенка может только взрослый. Главной движущей силой воспитания является авторитет. Поэтому все взрослые члены семьи должны в присутствии ребен ка следовать заранее назначенной для каждого из них роли, так как основой успеха воспитания является личный положительный пример авторитетного для ребенка взрослого.

Позитивный опыт взаимоотношений в семье обеспечивает гармоничное вхождение ребёнка во взаимоотношения иных, более сложных уровней, его успешную социальную адаптацию. Отрицательный же опыт внутрисемейных отношений, основанный на отсутствии эмоциональных связей и низком уровне психолого-педагогической компетентности взрослых членов семьи, способен вызывать у детей снижение коммуникативно- познавательной активности, дефицит мотивационно-потребностной сферы, эмоционально-личностные расстройства и некоторые поведенческие нарушения.

Таким образом, становится, очевидно, что влияние семьи на ребёнка неизбежно, независимо от того положительно оно или отрицательно. И сегодня во многих семьях не уделяется должного внимания физическому воспитанию дошкольников, так же отсутствуют условия для занятий физической культурой. Почти у четверти детей пришедших в детский сад из семьи, низкие показатели двигательной подготовленности. Всё это не содействует физическому совершенствованию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни.

Физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейного физического воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей. Сегодня работа с семьёй учитывает современные подходы к этой проблеме. Главная задача состоит в том, что необходимо обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель – родитель», требует усилий от педагогического коллектива ОУ.

Что же главное в воспитании детей? Какой бы элемент воспитания ребенка мы бы не рассматривали, ка жется, что среди них нет несущественных. И все же глав ное – ребёнок должен расти здоровым.

Ни полнота, ни богатырское сложение, ни румянец сами по себе не являются критериями здоровья. Суть его в гармонии физических и духовных сил, уравновешенно сти нервной системы, выносливости способности проти востоять различным вредным влияниям.

Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда и будет главной заботой семьи. Прочное место в режиме дня занимает физическая культура. Общеизвестно, что фундамент физического и психического здоровья закладывается в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от родителей, в частности и от того, как они будут воспитывать детей, какие полезные привычки они им будут прививать. Основываясь на мнение ведущих специалистов в области физической культуры важно привить детям дошкольного возраста потребность к регулярным занятиям физкультурой, приучить ребенка к правиль ному режиму, закалять его различными способами. Всем родителям хочется, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким, однако не все знают, как этого добиться. Ключ к успеху в укреплении здоровья детей – в физическом воспитании.

Движение – это путь не только к здоровью, но и к развитию. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более вниматель ными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер.

Современная жизнь перенасыщена нервными перегрузками. Физические упражнения – противовес, который поможет детям противостоять стрессовым ситуациям. Чем более крепким здоровьем мы вооружим наших детей, тем лучше они будут приспосабливаться к современной жизни.

Роль семьи в деле воспитания положительного отношения к физической культуре очень велика. Правильное физическое воспитание детей предполагает постоянное заботливое отношение к их здоровью в семье. Необходимо стремиться к четкому распорядку жизни и деятельности детей. Это требует, прежде всего, установление правильного двигательного режима. Под двигательным режимом понимают целесообразное чередование двигательной активности и отдыха детей с учётом возраста, состояния здоровья, особенностей быта семьи и возможностей домашней обстановки.

Уже в раннем возрасте большое внимание уделяется вниманию правильного развития движений у детей, совершенствованию двигательных умений. Поэтому важно побуждать ребёнка к самостоятельным, свободным движениям. В домашних условиях следует так организовывать физическое воспитание, чтобы дети ежедневно занимались утренней гимнастикой, играли в подвижные игры, систематически совершали прогулки, принимали закаливающие процедуры.

Культура семейных отношений и физическая культура – нерасторжимое единство, звенья одной цепи. Совместные занятия физкультурой и спортом укрепляют силы «внутреннего притяжения». Увеличивают «потенциал доверия» семьи. Физкультура и спорт – это та сфера, которая раскрепощает родителей и детей, уменьшает дефицит их общения, прививает иммунитет против вредных привычек.

Совместная деятельность и общие ин тересы сплачивают семью, помогают ей преодолевать трудности и невзгоды. В тех случаях, когда совместная деятель ность (а это чаще всего совместный семейный досуг) сопровождается положительными эмоциями, она служит снятию конфликтов, улучшению эмоциональных отношений в семье.

Вместе с тем очень значительную, но, часто недооцениваемую роль в стабилизации и гармонизации семьи играет физкультура и спорт.

В наши дни нередко дети испытывают дефицит общения с родителями. Физкультура и спорт – это та сфера где, во-первых, этот дефицит к обоюдной пользе умень шается. Во-вторых, именно здесь роди тели всегда будут образцом для ребен ка. Втянув «наследника» или «наследни цу» в мир физического совершенства и гармонии, мы «привьем» ему иммунитет против никотина, алкоголя и других вредных привычек, возбудите как бы цеп ную реакцию, которая приведет в будущем к появлению здорового поколения.

Эмоциональ ный заряд, получаемый от совместных занятий физкультурой и спортом всегда позитивен. Чувство товарищества и взаимной симпатии хорошо знакомо спортсменам – членам одной команды или секции. Нечто подобное, только на более высоком уровне, возни кает и в спортивных семьях. Культура семейная и физическая - нерасторжимое диалектическое единст во. Культура физическая - составная часть семейной жизни.

Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщение их к здоровому образу жизни и в создании традиций семейного физического воспитания.

Источник: shkolnie.ru